Проект "Хлеб- всему голова"
методическая разработка (старшая группа)

Важенина Елена Анатольевна

Проект "Хлеб- всему голова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_-vsemu_golova.docx259.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Проект

на тему: «Хлеб - всему голова»

для детей 5-6 лет

                                                                     Выполнил: воспитатель

 Важенина Е.А.

г.Богородск, 2022

Тип проекта: краткосрочный (3 недели), информационно-исследовательский.

Место проведения: МБДОУ “Детский сад №2”

Участники проекта: воспитатель, дети.

 Сроки выполнения проекта: октябрь 2022г.        

Продолжительность: 3 недели.

Актуальность: 

      Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. В трудные годы кусок хлеба спасал многим людям жизнь.

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Проблемная ситуация: вопрос взрослого: откуда хлеб пришёл?

В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.

     Вместе с ребятами логопедической  группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Цель:

-Расширить знания детей о хлебе;

-Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

-показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Ожидаемые результаты:

• Детей имеют представления о ценности хлеба;

• Дети получили знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Дети имеют представление о профессиях пекаря, комбайнера, мельника, хлебороба.

• Дети бережно относятся к хлебу, имеют чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Средства: 

  • Проектор, экран, ноутбук
  • Мультфильмы
  • Сказки  
  •  Наглядно-дидактические пособия (иллюстрации о сельскохозяйственных машинах; репродукций картин русских художников), книги
  • Дидактические игры
  • Магнитная доска

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1.Подбор методической литературы.

• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

• М. Глинская «Хлеб»;

• В. Ремизов «Хлебный голос»;

• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, о хлебе.

2.Подборка наглядного и речевого  материала.

2 этап работы. Сбор информации

1.Беседы на тему:

  • «Как на наш стол хлеб пришел»;
  • «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
  • «Традиции русского народа, связанные с хлебом»
  • «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
  • «Какой бывает хлеб»

2. Выбор основных мероприятий.

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»

Просмотр видео презентаций: «Как растет пшеница»; «Труд комбайнера»;

«По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Рассматривание картины В. М. Каратая «В пекарне» и беседа по ней.

Дидактические игры: «Чего не купишь в булочной?», «Что не растет в поле?», «Что нужно пекарю».

Загадывание загадок по теме.

Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...»

Пальчиковая гимнастика «Каша».

Подвижная игра «Золотая рожь».

Просмотр мультфильмов:

«Золотые колосья» белорусская сказка;

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.

Андерсена.

3. Консультации для родителей на темы: «О пользе хлеба», «Берегите хлеб», «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу»

3 этап.  Практический

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Цель

Беседа «Как на наш стол хлеб пришел»

1 неделя апреля

познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках.

Чтение сказки: «Легкий хлеб»

Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»

Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Просмотр видео презентации: «Как растет пшеница»

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Дидактические игра «Чего не купишь в булочной?»

Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.

Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...»

Создание эмоционального фона восприятия картины.

Консультация для родителей «О пользе хлеба»

Привлечение родителей    к сотрудничеству и взаимодействию.

Чтение сказки «Колосок»

Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Традиции русского народа, связанные с хлебом»

2 неделя апреля

Уточнение представлений по теме. Развитие диалогической речи.

Чтение В. Ремизов «Хлебный голос»

Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы.

Д/игра «Что не растет в поле?»

Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.

Пальчиковая гимнастика «Каша».

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Просмотр презентации «Труд комбайнера»

Формировать у детей представление о ценности хлеба. Учить беречь хлеб, с уважением относится к людям его вырастившим.

Чтение художественной литературы. Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»,

Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Просмотр мультфильма «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.Андерсена.

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Консультация для родителей «Берегите хлеб»

Привлечение родителей    к сотрудничеству и взаимодействию.

3 неделя

Беседа «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Формировать у детей представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о ценности хлеба

Просмотр видео презентации «По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Знакомить детей с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Д/игра «Что нужно пекарю»

Развитие зрительного внимания.

Загадывание загадок по теме.

Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков.

Подвижная игра «Золотая рожь».

Координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря (устойчивые словосочетания)

Беседа «Какой бывает хлеб»

Формировать у детей представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о ценности хлеба

Чтение художественной литературы.

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к труду людей, благодаря которым есть хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Консультация для родителей «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу»

Привлечение родителей    к сотрудничеству и взаимодействию.

Итог: Подводя итоги нашей работы по проекту, делаем вывод, что нам удалось сформировать целостное представление у детей нашей группы о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Дети узнали,  как изменился труд людей, выращивающих хлеб с другим временем и по настоящее время. Насколько этот процесс стал механизированным. Дети поняли, что хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь!

4 этап. Презентация полученных знаний

Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми.

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Хлеб — всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Будет день — будет и хлеб.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Не хлебом единым жив человек.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб — кормилец.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлебом люди не шутят.

Загадки по теме.

Вот он –
Тёплый, золотистый. 
В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем – 
Здоровье, наша сила, 
В нем – 
Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, 
Охраняло, берегло! 
(Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! 
(Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? 
(Блины)


Корабль-великан не по морю плывет. 
Корабль-великан по земле идет. 
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. 
(Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Ясный месячек ночью в небушке висит,

Днем во полюшке блестит". (Серп)

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.

(поле)

Золотист он и усат,
В ста карманах - сто ребят.
(Колос)

Деревянная темница —
А в ней хлеб всегда хранится.

(Хлебница)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай". (Плуг)

"Птица Юрица на ветер глядит,

 крыльями машет, сама ни с места".

(Ветряная мельница)

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос.    (Комбайн)

Зимой снег весь убирают,
И в поселке чисто.
Весной, осенью распашут
Землю… 
(Трактористы.)

Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… 
(Комбайнеры.)

Из меня пекут ватрушки.

И оладьи и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

(мука)

Консультация для родителей

«О пользе хлеба»

Уважаемые родители!

Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь; объясните детям выражение «Хлеб - всему голова»; с целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия; купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб; рассмотрите пшеничное зерно, муку; поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.

Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка.

Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей.

Прочитайте детям стихи про хлеб:

***

Хлеб ржаной, батоны, булки .

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила,

в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки,

вырастай богатырем!

***

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб.

Считалки.

“Дождик, дождик, поливай – будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки”.

“ Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?”

Чистоговорки

Жок-жок-жок – это пирожок.

Шки-шки-шки – мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки – мы любим пирожки.

Жок-жок-жок – кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач – вот калач.

Чи-чи-чи – пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи – мы любим калачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...