Проект Новый год у ворот
проект (подготовительная группа)
создание условий для формирования представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта, повышение эффективности детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ng_1_1.docx | 227.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа 1056»
г. Москва
Познавательно – творческий проект:
«Новый Год у ворот»
Подготовили воспитатели:
Якушевич Татьяна Станиславаовна
Мамчур Наталья Владимировна
2021 г.
Познавательно – творческий проект:
«Новый Год у ворот»
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники:
- воспитатели;
- дети подготовительной группы;
- родители;
Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда-то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что-то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.
Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. В проекте дети знакомятся с традициями народов праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.
Цель: создание условий для формирования представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта, повышение эффективности детско-родительских отношений.
Задачи:
- способствовать поиску новой информации о праздновании Нового
года в России, Франции, Англии, Германии, Италии о новогодних традициях, символах нового года;
- познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения);
- познакомить с музыкальными произведениями новогодней тематики (песни, танцы, пьесы).
- обогащать и развивать активный словарь детей, увеличивать объем знаний по данной теме;
- развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом, умение презентовать свой труд;
- поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за результаты собственного и общего труда.
Ожидаемые результаты.
• Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.
• Развитие интереса детей к поисковой деятельности.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
• Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Перспективное планирование проекта.
- Выбор форм работы с детьми и родителями.
- Подбор художественной литературы.
II этап –основной:
1. НОД «Откуда ёлка к нам пришла», «Откуда Новый год к нам пришел?».
2. Беседы: «Как встречают Новый год в разных странах мира», «Зачем стали украшать новогоднюю красавицу ёлку?».
3. Составление рассказа «Как мы готовимся к встрече Нового года в семье, в детском саду».
4. Игры – забавы:
- «Потому что Новый год!»;
- «Здравствуй Новый год!»;
- «Зимнее настроение»;
- «Новогодние перевёртыши»;
- «Что есть на ёлке?»;
- «Дед Мороз, старик, весёлый».
5. Аппликация (изготовление маски) «Дед Мороз».
6. Чтение художественной литературы:
- Е. Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».
- К. Чуковский «Ёлка»;
- С. Михалков «В лесу стояла ёлочка»;
- Братья Гримм «Госпожа Метелица»
- В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»;
- В. Берестов «Новогоднее происшествие»;
- Русская народная сказка «Морозко»;
- Н. Подлесова «Дед Мороз и сосулька»;
- В. Одоевский «Мороз Иванович»;
- А. Усачёв «Школа снеговиков», «Школа в Дедморозовке»
7. Заучивание стихов:
- С. Михалков «В снегу стояла елочка»;
- К. Чуковский «Елка»;
- Е. Тараховская «Новый год»;
- З. Александрова «Дед Мороз»;
- В. Даль «Девочка-Снегурочка».
8. Викторина «Новогодняя шкатулка».
9. Конструирование из бросового материала «Снеговики и Ёлки».
10. Физкультминутки:
- «Ёлочка»;
- «Идёт, идёт к нам Дед Мороз».
11. Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз», «Снежок».
12. Сюжетно-ролевые игры «Семья готовится к встрече Нового года», «Магазин новогодних игрушек и подарков»
13. Подвижные игры:
- «Мороз Красный нос»;
- «Два Мороза»;
- «Снежная баба»;
- «Снег, метель, вьюга».
15. Прослушивание и разучивание новогодних детских песен.
16. Дидактические игры:
- «Подбери маршрут»;
- «Найди отличия»;
- «Родственники Деда Мороза»
- «Разрезные картинки»
17. Конструирование «Елочка зеленая, выросла в лесу».
18. Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Дед Мороз и серый волк» «Когда зажигаются ёлки»
18. Папки передвижки:
- «История новогодней ёлки»;
- «Как отмечают Новый год в разных странах».
19. Альбом «Безопасный Новый год».
III этап- Заключительный:
- Конкурс «Новогодняя игрушка», «Новогодний персонаж»;
- Утренник «Новый год».
Приложение:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Откуда к нам пришел Новый год».
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о традициях праздника Нового года.
Обучающие: формировать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, (познавательное развитие, пополнять лексику разнообразием слов. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями (речевое развитие). Дать знания о том, какие традиции в нашей стране и других странах мира.
Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, связной речи, воображения (Речевое развитие, познавательное развитие) .
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство уважения к народным традициям.
Материал: Иллюстрации с изображением портрета Петра1, с изображением старинных елочных украшений, с праздником в стародавние времена, иллюстрация колумбийского старого года.
Предварительная работа: Беседа о Новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о празднике.
Ход.
Воспитатель: Ребята, скоро наступит самый яркий и желанный праздник, в котором много волшебства и радости. Как вы думаете, что это за праздник?
Дети: Новый Год.
Воспитатель: Новый год в России любят и празднуют с удовольствием и радостью. Этот праздник оброс традициями, которые сложились за многие годы. Со временем появились современные обычаи и порядки, характерные именно для нашей страны. Какие обычаи вам известны? (ответы детей). Традиции важны для каждого народа, ведь они являются связью новых поколений с предками, выявляют сущность нации, ее характер. Праздновать Новый Год начали при Петре 1, посмотрите на портрет этого человека. (Показ иллюстрации). Пётр I Великий— выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых. По его указу было велено всем наряжать дома ветками сосны, ели или можжевельника, веселиться и накрывать праздничные столы, но всяких безобразий не учинять. А вот красиво наряжать елку русские люди научились у французов. Они вешали на ветки деревца печенье, яблоки, яркие цветы из разноцветной бумаги. И эта традиция быстро прижилась и у нас в стране. Посмотрите, какие украшения были в далеком прошлом, они все сделаны в ручную и с большой любовью. (Показ иллюстраций).В давние времена юноши в Новогодние праздничные дни выбирали себе невесту и всячески старались ее задобрить. Вот отсюда и дошла до наших дней традиция дарить подарки на этот замечательный праздник. Праздник все старались встретить с чистой душой и без долгов. Обязательно одевали новую одежду, отдавали деньги, мирились с родными и соседями, просили прощения друг у друга. Посмотрите, как раньше люди встречали этот праздник в кругу семьи. (Показ иллюстрации). А в наше время соблюдаются эти традиции? (ответы детей). Конечно и в наше время, мы тоже стараемся соблюдать эти традиции.
Физкультминутка.
Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).
Посмотрите – кто идёт? (правая рука над бровями – посмотреть вдаль).
Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).
Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху).
Посмотри! (хлопнуть 3 раза).
Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза).
С бородой пушистой (руками показать бороду).
У него (хлопнуть 3 раза).
На бровях (хлопнуть 3 раза).
Иней серебриться (руками показать фонарики).
Воспитатель: А хотите послушать какие есть детские новогодние традиции в других странах? Хорошо, сейчас я вам расскажу.
Французы запекают в новогодний пирог боб: тот, кому он достанется, получает титул «бобового короля» и право раздавать указания в течение всей праздничной ночи. Взрослые стараются подгадать так, чтобы боб достался ребенку. В Колумбии – главный герой – Старый Год. Он разгуливает на высоких ходулях по улицам и рассказывает идущим мимо детям смешные истории. (Показ иллюстрации). В Норвегии дети ждут подарков от козы. Поэтому в ночь перед Новым годом они готовят ей угощение, оставляя в своих ботинках немного сена. На утро вместо сухой травы они находят в них подарки. На Кубе перед наступлением Нового года дети наполняют кувшины, ведра, тазы и миски водой, чтобы в полночь вместе с родителями вылить эту воду из окон. Считается, что таким образом люди благодарят уходящий год за все хорошее, что он им принес. На Руси к Новому году выпекали из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви - тогда весь год ходить в обновках. И сейчас в России деткам дарит подарки добрый Дедушка Мороз, он оставляет их под елочкой ночью, когда все спят и не видят его, поэтому каждый год люди украшают новогоднюю елку, это символ наступившего Нового Года. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Новый год приносит нам надежду на лучшее и дарит множество подарков.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Откуда елка к нам пришла?».
Цель: Уточнение и закрепление представлений у детей о ели и традициях встречи Нового года в разных странах.
Задачи:
Обучающие: расширять представления детей о традициях встречи Нового года у разных народов.
Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие, расширение кругозора.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе, содействовать проявлению доброжелательного отношения к сверстникам.
Материал: Разрезные картинки «Башмачок», «Сапожок», презентация «Как отмечают Новый год в других странах», снежинка; дуга с колокольчиком; корзина со снежками, ножницы, клей, салфетки, стаканы, разносы с полосками из цветной бумаги, шаблон «Елка», корзинка с новогодними шарами.
Предварительная работа: Беседа о времени года – зима, ее особенностях и характерных признаках.
Ход:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Наступает Новый год.
Я улыбаюсь вам
А вы улыбаетесь друг другу.
Мы добры, ласковы и приветливы.
Я желаю вам всем праздничного настроения.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как встречают Новый Год в других странах?
Воспитатель: Приглашаю вас в познавательное путешествие, поедем мы на тройке лошадей.
Дети под музыку «В лесу родилась елочка» начинают двигаться по залу.
Воспитатель: Первая остановка – страна Франция. (Показ презентации).
Французский Дед Мороз называется Пер Ноэль. Он приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках.
Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул "бобового короля" и в праздничную ночь все подчиняются его приказам. Сантоны - деревянные или глиняные фигурки, которые ставят возле елки.
Несмотря на то, что французы слывут любвеобильной нацией, в новогоднюю ночь они предпочитают не целоваться, а наедаться и напиваться. По традиции, хороший хозяин-винодел непременно должен чокнуться с бочкой вина, поздравить ее с праздником и выпить за будущий урожай. А поскольку вино во Франции не делает только ленивый, можете себе представить, какое у них там веселье.
Игровое упражнение «Загадай желание» (со снежками).
Воспитатель: Вторая остановка – страна Германия. В этой стране счастье и удачу в Новом году символизирует трубочист. Трубочист – это такая мужская профессия. Он чистит трубы, чтобы хорошо проходил дым и топились тепло печи в домах. Если повстречать трубочиста перед Новым годом, то нужно до него дотронуться, испачкаться в саже, и все будет хорошо в будущем году.
Игровое упражнение «Снежинка».
(Посмотрите на нее, не поворачивая головы, проследите за ней глазами. Подставьте ладони, снежинка легла на ваши ладони, сдуйте ее легким дыханием).
Воспитатель: Третья остановка – страна Англия. В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты старинных английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Хобби Хорс, Мартовский заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие.
Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары.
В Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.
Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика.
В Англии о приходе Нового года возвещает колокол. Правда звонить он начинает немного раньше полуночи и делает это "шепотом" - одеяло, которым он укутан, мешает ему продемонстрировать всю мощь. Но ровно в двенадцать колокола раздевают, и они начинают громогласно петь гимны Новому году. В эти минуты влюбленные, чтобы не расставаться в будущем году, должны поцеловаться под веткой омелы, считающейся магическим деревом.
Как вы думаете, что подают к столу на Новый год в Англии? Оказывается, в английских домах к новогоднему столу подают... нет, не овсянку, а кое-что поаппетитнее: индейку с каштанами и жареным картофелем под соусом, а также тушеную брюссельскую капусту с мясными пирогами, после чего следуют пудинг, сладости, фрукты.
Игровое упражнение «Разрезные картинки» (елочка для девочек, сапожок для мальчиков).
Воспитатель: Четвертая страна _ Италия. В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк. А ещё итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи — летят на мостовую потрескавшиеся цветочные горшки, ободранные стулья, дырявые сапоги... Чем больше выбросишь вещей, считают жители солнечной Италии, тем больше богатства принесёт новый год. На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград - символы долголетия, здоровья и благополучия.
В итальянской провинции издавна существует такой обычай: 1 января рано - утром домой необходимо принести "новую воду" из источника. "Если тебе нечего подарить друзьям, - говорят итальянцы, - подари "новую воду" с оливковой веточкой". Считается, что "новая вода" приносит счастье.
Для итальянцев также важно, кого они первым встретят в новом году.
Жители солнечной Италии полагают, что красный цвет непременно должен принести удачу. Поэтому они с удовольствием наряжаются в красный цвет к новогоднему столу. Это может быть как костюм, платье или брюки.
Проводится игра на внимание «Найди отличия».
Дед Мороз-
- В старинной русской боярской шапке
- В длинном тулупе до пят, обычно голубого либо серебристого цвета, но красный тоже допускается
- Штаны обычно спрятаны под шубой, их редко видят, но льняные штаны и рубашка у Деда Мороза белые, либо украшенные белым орнаментом
- Подпоясан широким поясом
- Расшитые рукавицы
- Без очков
- Опирается на длинный серебристый посох
- Обут в валенки или сафьяновые сапоги
- Длинные густые седые и растрёпанные ветром борода и волосы
- Высокий, сильный, мощный. Большой (из-за одежды), но худощавый
- Приезжает на санях, в которые запряжена тройка лошадей
- Родина Деда Мороза — Великий Устюг
- Как правило, его сопровождает внучка Снегурочка
- Входит через дверь и вручает подарки лично в руки — зачастую после того, как его три раза позовут дети; в ином случае — кладёт их тайно под ёлку, либо в сапог в новогоднюю ночь
Санта Клаус
- В остроконечном колпаке
- В коротком полушубке исключительно красного цвета
- Короткие красные штанишки
- Подпоясан ремнём с пряжкой
- Прячет руки в тонкие белые перчатки
- Зачастую с очками
- Возможен посох католического епископа — с загнутым верхом
- Обут в кожаные сапоги (обычно чёрные или жёлтые)
- Зачастую борода коротко подстрижена, а волосы кудрявые
- Достаточно низкорослый, и с хорошо заметной полнотой
- Путешествует по небу на санях, запряжённых оленями
- Родина Санта Клауса — Лапландия
- Как правило, приходит без сопровождения, хотя иногда его могут сопровождать гномы, эльфы и даже олень
- Забирается через трубу и рассовывает подарки по специально приготовленным для него носкам
Под музыку на тройке возвращаемся в группу.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в свою страну Россию. Как мы встречаем Новый год в России?
Дети: Дарим подарки родным и друзьям, накрываем на столы, встречаем Деда Мороза и Снегурочку, наряжаем елку.
Воспитатель: Что мы наряжаем на новый год у себя в домах?
Дети: Елку.
Воспитатель: Елку называют елью. Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников. Традиция наряжать елку пришла из давних времен. Вот она – лесная красавица. Назовите ель ласковыми словами, если ели понравится, то на ней будет появляться красивый шар.
Словесная игра «Какая елка?».
Воспитатель: Чем покрыты ветки у ели?
Дети: Иголками.
Воспитатель: Как называют иголки?
Дети: Хвоя.
Воспитатель: Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери. Ель является для лесных жителей столовой и жилищем. Почему столовой? Потому что птицы и животные питаются семенами ели. Почему жилище? Потому, что птицы вьют гнезда на ели (сорока), в корнях ее медведь готовит себе берлогу.
Игра «Закончи предложение».
Воспитатель: Я начну предложение, вы закончите:
Я знаю, что у дерева есть …… (корни, ствол, ветви).
Я знаю, что ветви ели называю… (лапы).
Я знаю, что иголки у ели называются…. (хвоя).
Я знаю, что семенами ели питаются …. (птицы, белки).
Я знаю, что на Новый год наряжают… (елку).
Воспитатель: Какую пользу для людей приносит ель?
Дети: Хвойные деревья выделяют кислород, который необходим всему живому (людям, животным, птицам).
Воспитатель: Я знаю сказку о ели, которой хорошо жилось в лесу, хотите ее услышать?
Шум ветра, на экране появляется большая елка и маленькая.
- Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка. Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птицы. Прошло время, и маленькая елочка превратилась в лесную красавицу. И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом: - Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете. Человек задумался. - Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем. А для себя под новый год я смастерю или куплю елку себе сам.
Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на свои руки, какие они: у мальчиков большие и сильные, у девочек нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все. Предлагаю смастерить елочки своими руками, украсить их разноцветными шарами.
Оригами «Елочка».
Воспитатель: Вот и получилась красавица, новогодняя елка.
Что мы наряжаем на новый год? (Елка)
А откуда приходит к нам елка? (Из лесу)
Как встречают дети других стран новый год?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по связи с другими видами деятельности в процессе реализации проекта «Новый год у ворот»
Цель: разработать тематику мероприятий проводимых в ходе реализации проекта во всех возрастных группах....
Образовательно-воспитательный проект "Новый год - у ворот"
краткосрочный образовательно-воспитательный проект.его цели:Расширить представления детей об окружающем мире.Систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимний период.Закр...
Проект «Новый год у ворот!» подготовительная группа
Создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Н...
Проект «Новый год у ворот!»
Тип проекта: познавательно-творческийПроект краткосрочный – 2 неделиУчастники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанниковЦель проекта: создание условий для фор...
Презентация проекта "Новый год у ворот"
Результат проектной деятельности в старней группе по празднованию Нового года....
Проект "Новый год у ворот"
Краткосрочный творческий проект "Новый год у ворот" в старшей группе...
Проект "Новый год у ворот" посвящен традициям празднования Нового года
У маленьких почемучек возникает масса вопросов: «Где живет Дед Мороз?», «Почему мы наряжаем именно елку?», «Зачем шуба деду Морозу и Снегурочке?» и т.п. Реали...