Проект Новый год у ворот
проект (подготовительная группа)

Наталья Владимировна Мамчур

создание условий для формирования представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта, повышение эффективности детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ng_1_1.docx227.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа 1056»

г. Москва

Познавательно – творческий проект:

«Новый Год у ворот»

hello_html_1d191e02.jpg

                                                                                                     

                                                                                                       Подготовили                                              воспитатели:

Якушевич Татьяна Станиславаовна

Мамчур Наталья Владимировна

2021 г.

Познавательно – творческий проект:

«Новый Год у ворот»

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: 

  • воспитатели;
  • дети подготовительной группы;
  • родители;

Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда-то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что-то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.

Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. В проекте дети знакомятся с традициями народов праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.

Цель: создание условий для формирования представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта, повышение эффективности детско-родительских отношений.

Задачи:

  • способствовать поиску новой информации о праздновании Нового

года в России, Франции, Англии, Германии, Италии о новогодних традициях, символах нового года;

  • познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения);
  • познакомить с музыкальными произведениями новогодней тематики (песни, танцы, пьесы).
  • обогащать и развивать активный словарь детей, увеличивать объем знаний по данной теме;
  • развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом, умение презентовать свой труд;
  • поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за результаты собственного и общего труда.

Ожидаемые результаты.

• Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.

• Развитие интереса детей к поисковой деятельности.

• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.

• Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  • Определение темы проекта, постановка цели и задач.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Выбор форм работы с детьми и родителями.
  • Подбор художественной литературы.

II этап –основной:

1. НОД «Откуда ёлка к нам пришла», «Откуда Новый год к нам пришел?».

2. Беседы: «Как встречают Новый год в разных странах мира», «Зачем стали украшать новогоднюю красавицу ёлку?».

3. Составление рассказа «Как мы готовимся к встрече Нового года в семье, в детском саду».

4. Игры – забавы:

  • «Потому что Новый год!»;
  • «Здравствуй Новый год!»;
  • «Зимнее настроение»;
  • «Новогодние перевёртыши»;
  • «Что есть на ёлке?»;
  • «Дед Мороз, старик, весёлый».

5. Аппликация (изготовление маски) «Дед Мороз».


hello_html_m3584176c.jpg


6. Чтение художественной литературы:

  • Е. Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».
  • К. Чуковский «Ёлка»;
  • С. Михалков «В лесу стояла ёлочка»;
  • Братья Гримм «Госпожа Метелица»
  • В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»;
  • В. Берестов «Новогоднее происшествие»;
  • Русская народная сказка «Морозко»;
  • Н. Подлесова «Дед Мороз и сосулька»;
  • В. Одоевский «Мороз Иванович»;
  • А. Усачёв «Школа снеговиков», «Школа в Дедморозовке»

7. Заучивание стихов:

  • С. Михалков «В снегу стояла елочка»;
  • К. Чуковский «Елка»;
  • Е. Тараховская «Новый год»;
  • З. Александрова «Дед Мороз»;
  • В. Даль «Девочка-Снегурочка».

8. Викторина «Новогодняя шкатулка».

9. Конструирование из бросового материала «Снеговики и Ёлки».

10. Физкультминутки:

  • «Ёлочка»;
  • «Идёт, идёт к нам Дед Мороз».

11. Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз», «Снежок».

12. Сюжетно-ролевые игры «Семья готовится к встрече Нового года», «Магазин новогодних игрушек и подарков»

13. Подвижные игры:

  • «Мороз Красный нос»;
  • «Два Мороза»;
  • «Снежная баба»;
  • «Снег, метель, вьюга».

15. Прослушивание и разучивание новогодних детских песен.

16. Дидактические игры:

  • «Подбери маршрут»;
  • «Найди отличия»;
  • «Родственники Деда Мороза»
  • «Разрезные картинки»

17. Конструирование «Елочка зеленая, выросла в лесу».

18. Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Дед Мороз и серый волк» «Когда зажигаются ёлки»

18. Папки передвижки:

  • «История новогодней ёлки»;
  • «Как отмечают Новый год в разных странах».

19. Альбом «Безопасный Новый год».


III этап- Заключительный:

  • Конкурс «Новогодняя игрушка», «Новогодний персонаж»;
  • Утренник «Новый год».

Приложение:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Откуда к нам пришел Новый год».

Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о традициях праздника Нового года.

Обучающие: формировать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, (познавательное развитие, пополнять лексику разнообразием слов. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями (речевое развитие). Дать знания о том, какие традиции в нашей стране и других странах мира.

Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, связной речи, воображения (Речевое развитие, познавательное развитие) .

Воспитательные: Воспитывать в детях чувство уважения к народным традициям.

Материал: Иллюстрации с изображением портрета Петра1, с изображением старинных елочных украшений, с праздником в стародавние времена, иллюстрация колумбийского старого года.

Предварительная работа: Беседа о Новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о празднике.

Ход.

Воспитатель: Ребята, скоро наступит самый яркий и желанный праздник, в котором много волшебства и радости. Как вы думаете, что это за праздник?

Дети: Новый Год.

Воспитатель: Новый год в России любят и празднуют с удовольствием и радостью. Этот праздник оброс традициями, которые сложились за многие годы. Со временем появились современные обычаи и порядки, характерные именно для нашей страны. Какие обычаи вам известны? (ответы детей). Традиции важны для каждого народа, ведь они являются связью новых поколений с предками, выявляют сущность нации, ее характер. Праздновать Новый Год начали при Петре 1, посмотрите на портрет этого человека. (Показ иллюстрации). Пётр I Великий— выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых. По его указу было велено всем наряжать дома ветками сосны, ели или можжевельника, веселиться и накрывать праздничные столы, но всяких безобразий не учинять. А вот красиво наряжать елку русские люди научились у французов. Они вешали на ветки деревца печенье, яблоки, яркие цветы из разноцветной бумаги. И эта традиция быстро прижилась и у нас в стране. Посмотрите, какие украшения были в далеком прошлом, они все сделаны в ручную и с большой любовью. (Показ иллюстраций).В давние времена юноши в Новогодние праздничные дни выбирали себе невесту и всячески старались ее задобрить. Вот отсюда и дошла до наших дней традиция дарить подарки на этот замечательный праздник. Праздник все старались встретить с чистой душой и без долгов. Обязательно одевали новую одежду, отдавали деньги, мирились с родными и соседями, просили прощения друг у друга. Посмотрите, как раньше люди встречали этот праздник в кругу семьи. (Показ иллюстрации). А в наше время соблюдаются эти традиции? (ответы детей). Конечно и в наше время, мы тоже стараемся соблюдать эти традиции.


Физкультминутка.

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Посмотрите – кто идёт? (правая рука над бровями – посмотреть вдаль).

Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).

Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху).

Посмотри! (хлопнуть 3 раза).

Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза).

С бородой пушистой (руками показать бороду).

У него (хлопнуть 3 раза).

На бровях (хлопнуть 3 раза).

Иней серебриться (руками показать фонарики).

Воспитатель: А хотите послушать какие есть детские новогодние традиции в других странах? Хорошо, сейчас я вам расскажу.

Французы запекают в новогодний пирог боб: тот, кому он достанется, получает титул «бобового короля» и право раздавать указания в течение всей праздничной ночи. Взрослые стараются подгадать так, чтобы боб достался ребенку. В Колумбии – главный герой – Старый Год. Он разгуливает на высоких ходулях по улицам и рассказывает идущим мимо детям смешные истории. (Показ иллюстрации). В Норвегии дети ждут подарков от козы. Поэтому в ночь перед Новым годом они готовят ей угощение, оставляя в своих ботинках немного сена. На утро вместо сухой травы они находят в них подарки. На Кубе перед наступлением Нового года дети наполняют кувшины, ведра, тазы и миски водой, чтобы в полночь вместе с родителями вылить эту воду из окон. Считается, что таким образом люди благодарят уходящий год за все хорошее, что он им принес. На Руси к Новому году выпекали из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви - тогда весь год ходить в обновках. И сейчас в России деткам дарит подарки добрый Дедушка Мороз, он оставляет их под елочкой ночью, когда все спят и не видят его, поэтому каждый год люди украшают новогоднюю елку, это символ наступившего Нового Года. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Новый год приносит нам надежду на лучшее и дарит множество подарков.


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Откуда елка к нам пришла?».


Цель: Уточнение и закрепление представлений у детей о ели и традициях встречи Нового года в разных странах.

Задачи:

Обучающие: расширять представления детей о традициях встречи Нового года у разных народов.

Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие, расширение кругозора.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе, содействовать проявлению доброжелательного отношения к сверстникам.

Материал: Разрезные картинки «Башмачок», «Сапожок», презентация «Как отмечают Новый год в других странах», снежинка; дуга с колокольчиком; корзина со снежками, ножницы, клей, салфетки, стаканы, разносы с полосками из цветной бумаги, шаблон «Елка», корзинка с новогодними шарами.

Предварительная работа: Беседа о времени года – зима, ее особенностях и характерных признаках.

Ход:

Дети входят в зал.

Воспитатель: Наступает Новый год.

Я улыбаюсь вам

А вы улыбаетесь друг другу.

Мы добры, ласковы и приветливы.

Я желаю вам всем праздничного настроения.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как встречают Новый Год в других странах?

Воспитатель: Приглашаю вас в познавательное путешествие, поедем мы на тройке лошадей.

Дети под музыку «В лесу родилась елочка» начинают двигаться по залу.

Воспитатель: Первая остановка – страна Франция. (Показ презентации).

Французский Дед Мороз называется Пер Ноэль. Он приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках.

Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул "бобового короля" и в праздничную ночь все подчиняются его приказам. Сантоны - деревянные или глиняные фигурки, которые ставят возле елки.

Несмотря на то, что французы слывут любвеобильной нацией, в новогоднюю ночь они предпочитают не целоваться, а наедаться и напиваться. По традиции, хороший хозяин-винодел непременно должен чокнуться с бочкой вина, поздравить ее с праздником и выпить за будущий урожай. А поскольку вино во Франции не делает только ленивый, можете себе представить, какое у них там веселье.

Игровое упражнение «Загадай желание» (со снежками).

Воспитатель: Вторая остановка – страна Германия. В этой стране счастье и удачу в Новом году символизирует трубочист. Трубочист – это такая мужская профессия. Он чистит трубы, чтобы хорошо проходил дым и топились тепло печи в домах. Если повстречать трубочиста перед Новым годом, то нужно до него дотронуться, испачкаться в саже, и все будет хорошо в будущем году.

Игровое упражнение «Снежинка».

(Посмотрите на нее, не поворачивая головы, проследите за ней глазами. Подставьте ладони, снежинка легла на ваши ладони, сдуйте ее легким дыханием).

Воспитатель: Третья остановка – страна Англия. В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты старинных английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Хобби Хорс, Мартовский заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие.

Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары.

В Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.

Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика. 
 В Англии о приходе Нового года возвещает колокол. Правда звонить он начинает немного раньше полуночи и делает это "шепотом" - одеяло, которым он укутан, мешает ему продемонстрировать всю мощь. Но ровно в двенадцать колокола раздевают, и они начинают громогласно петь гимны Новому году. В эти минуты влюбленные, чтобы не расставаться в будущем году, должны поцеловаться под веткой омелы, считающейся магическим деревом.

Как вы думаете, что подают к столу на Новый год в Англии? Оказывается, в английских домах к новогоднему столу подают... нет, не овсянку, а кое-что поаппетитнее: индейку с каштанами и жареным картофелем под соусом, а также тушеную брюссельскую капусту с мясными пирогами, после чего следуют пудинг, сладости, фрукты.

Игровое упражнение «Разрезные картинки» (елочка для девочек, сапожок для мальчиков).

Воспитатель: Четвертая страна _ Италия. В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк. А ещё итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи — летят на мостовую потрескавшиеся цветочные горшки, ободранные стулья, дырявые сапоги... Чем больше выбросишь вещей, считают жители солнечной Италии, тем больше богатства принесёт новый год. На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград - символы долголетия, здоровья и благополучия.

В итальянской провинции издавна существует такой обычай: 1 января рано - утром домой необходимо принести "новую воду" из источника. "Если тебе нечего подарить друзьям, - говорят итальянцы, - подари "новую воду" с оливковой веточкой". Считается, что "новая вода" приносит счастье.

Для итальянцев также важно, кого они первым встретят в новом году.

Жители солнечной Италии полагают, что красный цвет непременно должен принести удачу. Поэтому они с удовольствием наряжаются в красный цвет к новогоднему столу. Это может быть как костюм, платье или брюки.

Проводится игра на внимание «Найди отличия».
Дед Мороз-
- В старинной русской боярской шапке
- В длинном тулупе до пят, обычно голубого либо серебристого цвета, но красный тоже допускается
- Штаны обычно спрятаны под шубой, их редко видят, но льняные штаны и рубашка у Деда Мороза белые, либо украшенные белым орнаментом
- Подпоясан широким поясом
- Расшитые рукавицы
- Без очков
- Опирается на длинный серебристый посох
- Обут в валенки или сафьяновые сапоги
- Длинные густые седые и растрёпанные ветром борода и волосы
- Высокий, сильный, мощный. Большой (из-за одежды), но худощавый
- Приезжает на санях, в которые запряжена тройка лошадей
- Родина Деда Мороза — Великий Устюг
- Как правило, его сопровождает внучка Снегурочка
- Входит через дверь и вручает подарки лично в руки — зачастую после того, как его три раза позовут дети; в ином случае — кладёт их тайно под ёлку, либо в сапог в новогоднюю ночь
Санта Клаус
- В остроконечном колпаке
- В коротком полушубке исключительно красного цвета
- Короткие красные штанишки
- Подпоясан ремнём с пряжкой
- Прячет руки в тонкие белые перчатки
- Зачастую с очками
- Возможен посох католического епископа — с загнутым верхом
- Обут в кожаные сапоги (обычно чёрные или жёлтые)
- Зачастую борода коротко подстрижена, а волосы кудрявые
- Достаточно низкорослый, и с хорошо заметной полнотой
- Путешествует по небу на санях, запряжённых оленями
- Родина Санта Клауса — Лапландия
- Как правило, приходит без сопровождения, хотя иногда его могут сопровождать гномы, эльфы и даже олень
- Забирается через трубу и рассовывает подарки по специально приготовленным для него носкам

Под музыку на тройке возвращаемся в группу.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в свою страну Россию. Как мы встречаем Новый год в России?

Дети: Дарим подарки родным и друзьям, накрываем на столы, встречаем Деда Мороза и Снегурочку, наряжаем елку.

Воспитатель: Что мы наряжаем на новый год у себя в домах?

Дети: Елку.

Воспитатель: Елку называют елью. Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников. Традиция наряжать елку пришла из давних времен. Вот она – лесная красавица. Назовите ель ласковыми словами, если ели понравится, то на ней будет появляться красивый шар.

Словесная игра «Какая елка?».

Воспитатель: Чем покрыты ветки у ели?

Дети: Иголками.

Воспитатель: Как называют иголки?

Дети: Хвоя.

Воспитатель: Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери. Ель является для лесных жителей столовой и жилищем. Почему столовой? Потому что птицы и животные питаются семенами ели. Почему жилище? Потому, что птицы вьют гнезда на ели (сорока), в корнях ее медведь готовит себе берлогу.

Игра «Закончи предложение».

Воспитатель: Я начну предложение, вы закончите:

Я знаю, что у дерева есть …… (корни, ствол, ветви).

Я знаю, что ветви ели называю… (лапы).

Я знаю, что иголки у ели называются…. (хвоя).

Я знаю, что семенами ели питаются …. (птицы, белки).

Я знаю, что на Новый год наряжают… (елку).

Воспитатель: Какую пользу для людей приносит ель?

Дети: Хвойные деревья выделяют кислород, который необходим всему живому (людям, животным, птицам).

Воспитатель: Я знаю сказку о ели, которой хорошо жилось в лесу, хотите ее услышать?

Шум ветра, на экране появляется большая елка и маленькая.

- Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка. Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птицы. Прошло время, и маленькая елочка превратилась в лесную красавицу. И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом: - Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете. Человек задумался. - Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем. А для себя под новый год я смастерю или куплю елку себе сам.

Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на свои руки, какие они: у мальчиков большие и сильные, у девочек нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все. Предлагаю смастерить елочки своими руками, украсить их разноцветными шарами.

Оригами «Елочка».

Воспитатель: Вот и получилась красавица, новогодняя елка.

Что мы наряжаем на новый год? (Елка)

А откуда приходит к нам елка? (Из лесу)

Как встречают дети других стран новый год?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по связи с другими видами деятельности в процессе реализации проекта «Новый год у ворот»

Цель: разработать тематику мероприятий проводимых в ходе реализации проекта во всех возрастных группах....

Образовательно-воспитательный проект "Новый год - у ворот"

краткосрочный образовательно-воспитательный проект.его цели:Расширить представления детей об окружающем мире.Систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимний период.Закр...

Проект «Новый год у ворот!» подготовительная группа

Создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Н...

Проект «Новый год у ворот!»

Тип проекта: познавательно-творческийПроект краткосрочный – 2 неделиУчастники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанниковЦель проекта: создание условий для фор...

Презентация проекта "Новый год у ворот"

Результат проектной деятельности в старней группе по празднованию Нового года....

Проект "Новый год у ворот"

Краткосрочный творческий проект "Новый год у ворот" в старшей группе...

Проект "Новый год у ворот" посвящен традициям празднования Нового года

У маленьких почемучек возникает масса вопросов: «Где живет Дед Мороз?», «Почему мы наряжаем именно елку?»,  «Зачем шуба деду Морозу и Снегурочке?» и т.п. Реали...