Конспект НОД "Русские посиделки"
план-конспект занятия

Алчинова Виктория Владимировна

Конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_posidelki.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Тема: «Посиделки в русской избе»

Цель: формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории Родины. 

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, самовар, ухват и т.д.);

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность и интересы детей;
  • развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное развитие

Содержание организационной деятельности детей

Все дети в народных костюмах.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Ох, как я радёшенька, что пришли ко мне гости, званные да желанные. Ребята, все вместе скажем нашим гостям, здравствуйте. Вот как вы умеете хорошо здороваться. Давайте научим здороваться наши руки и ноги.
Игра- приветствие «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки! – 
вытягивают руки вперед, ладони вверх-вниз
Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки!  - 
поглаживают коленки
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! – 
гладят щеки
Плюх, плюх, плюх!
Здравствуй, мой носик! – 
гладят нос  ладошкой
Пи,  пи, пи! – 
нажимают пальцем на нос
Здравствуй, солнышко! -  
руки вверх, раскрывают ладошки, растопырив пальчики
Привет! – 
машут рукой над головой
- Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости? Не зря мы с вами одели русские народные костюмы, предлагаю совершить нам путешествие и побывать в настоящей русской избе. А клубочек укажет нам дорогу, куда он покатится, туда мы и пойдем.

(Звучит музыка. Дети с воспитателем идут за клубком, подойдя к избе, останавливаются)

Воспитатель: Привел нас клубочек в настоящую русскую избу. Посмотрите, как уютно и тепло в избе, а сколько добра всякого - видимо-невидимо.

 Воспитатель: Ой, смотрите печка. Она всем в доме правит: когда холодно – обогреет, если голоден, то накормит вкусной кашей, да пышными пирогами угостит. Печь топили дровами (показывает детям дрова)

Воспитатель: А здесь, смотрите,

                          К низу узок,

                          Вверх широк,

                          Не кастрюля… (чугунок). 

Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу.

(Воспитатель показывает чугунок, просит подержать, спрашивает: «Тяжелый чугунок или нет?»)

В таком чугунке пища долго могла оставаться горячей, поскольку стенки у него очень толстые.

Воспитатель: А вот знаете ли вы, чем вынимали горячий чугунок из печи? «Чугунок очень рад, что его схватил…(ухват)».

(Дети рассматривают ухват. Воспитатель показывает, что у ухвата «рожки», которые держат чугун (демонстрирует детям)

Воспитатель: Ну-ка сядем все рядком, да поговорим ладком! (Дети рассаживаются на лавочки). Это лавки, в старину на них сидели, т.к стульев еще не было

Воспитатель: Давным-давно в старину, долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, зажигали свечи, пели песни, водили хороводы, такие вечера назывались-посиделками.

Вот и к нам пришла пора. Поиграем, детвора?! Играть мы будем в русскую народную игру «Карусель». Уважаемые гости, приглашаем вас поиграть вместе с нами- 9 человек гостей + 1 человек в центр круга. Каждый берет в руки ленту и под музыку выполняем движения. Молодцы.

«Игра карусели» (музыка со словами)

Воспитатель: Когда в дом приходили гости, на стол ставили самовар. Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. А пока самовар кипятит воду я вас со своим котом – Васькой познакомлю. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. А вы его на улице не видели? (слышится мяуканье - музыка). Да, вот же он! (кот сидит под забором).  Ребята, посмотрите какой у него пушистый хвост, погладим его. Давайте спросим, где он был?

Воспитатель: «Ребята, кот Васька мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами. Хотите с Васькой поиграть? Еще ни одни посиделки не обходились без русских народных игр. Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Котик полосатый»

игра «Котик полосатый»

Воспитатель: Молодцы, ребята, коту Ваське понравилось с вами играть. Посажу его на печь, пусть погреется. Дети садятся на скамейки. Ребята, на посиделках играли не только в русские народные игры, но и на музыкальных инструментах. Символом русской старины была балалайка (показать балалайку – это русский народный музыкальный инструмент (села, взяла балалайку, показываю, как правильно ее держать).

 Ну-ка примемся за дело, поиграем с ними смело!

 (Раздаются балалайки-мальчикам, бубенцы-девочкам)

 (Игра на детских музыкальных инструментах- балалайка, бубенчики (Музыка)

Воспитатель: Ох, и хороша игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель: По русскому обычаю гостей угощали чаем. Ребята, а вы с чем любите пить чай? (Ответы детей). А пироги вы любите?  А баранки? Вы хотите сами испечь баранки в настоящей русской печке? Ответы детей

Воспитатель: Ой, а у меня уже и тесто подошло. Подойдите, пожалуйста, к столу и садитесь удобно. Что лежит на столе? (тесто). Сейчас мы с вами будем лепить баранки (показать). Внимательно посмотрите и послушайте меня. Берем тесто и раскатываем его между ладонями, чтобы получилась колбаска…. и. т.д

(Дети встают за столы, воспитатель раздает детям тесто, показывает приемы лепки.  Дети лепят баранки. (Звучит музыка)

Воспитатель: Вот как славно потрудились. Ай да, детки, ай да молодцы! Какие баранки получились!  А теперь перекладываем наши баранки на противень и ставим в русскую печь, пока наши баранки пекутся, мы с вами потанцуем русский народный танец с платочками.

Рефлексия.

- ребята, вам понравилось наше путешествие

- что больше всего понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «Посиделки».

Фольклорный праздникЦель: Приобщать детей к истокам русского народного творчества, развивать их творческие способности ...

конспект утренника "Посиделки в кругу семьи осенью"

для старшей и подготовительной группы...

Конспект занятия "Посиделки" для детей старшей группы

Конспект  интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, музыкальным, изобразительным)...

Конспект НОД "Посиделки в русской избе"

Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа....

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

Конспект ОД "Посиделки в русской избе"

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательному развитию...

Конспект занятия «Посиделки у доктора Медуницы»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях...