Методическая разработка "Картотека дидактических игр для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет)"
методическая разработка (младшая группа)

Зубарева Наталья Викторовна

Картотека содержит дидактические игры: на введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук, на развитие речи детей, на активизацию словаря и развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_kartoteka_didakticheskih_igr.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад №44 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка

«Картотека дидактических игр

для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет)»

Составитель:

 воспитатель Н. В. Зубарева

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка с взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь. Дидактические игры уникальны тем, что помимо воздействия на речь ребенка они развивают мелкую моторику рук, тренируют память, учат ориентировке в пространстве.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала более увлекательным и интересным.

Задачи дидактических игр

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

- по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

- по развитию мелкой моторики (движение пальцев и ладоней рук);

- по развитию речи (пополнению и активизации словаря);

- по ознакомлению с природой;

- по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают и ряд других задач:

- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

- развитие коммуникативных навыков, взаимодействие со сверстниками;

- нравственное воспитание малышей.

В ходе изучения темы дидактических игр для детей 2-3 лет я разработала картотеку дидактических игр.

Дидактические игры на введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук

«Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, развивать умение вычленять и узнавать их.

Ход игры: Воспитатель поочередно показывает предметы и демонстрирует, как они звучат, называя их. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему. Затем воспитатель предлагает детям поиграть с предметами. Закрывает ширму и действует с ними, а дети распознают и называют, каким предметам принадлежат эти звуки.

«Медвежата мёд едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язычок и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. Обязательный показ всех действий воспитателем.

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры: Воспитатель: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»!.

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: - Я (воспитатель) – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек). Воспитатель добивается, чтобы дети как можно шире открывали рот. Игра повторяется 2-3 раза.

«На приёме у врача»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

 Покажите доктору свои зубки. Воспитатель с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубки хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Узнай по голосу»

Цель: Уточнять и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель показывает игрушки домашних животных и спрашивает детей кто это, просит произнести, как они кричат. Затем, закрывает ширму, и малая подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

«Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает и называет музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает поиграть с ними. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, какому инструменту принадлежат разные звуки и выбирают из корзины нужный.

«Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков и развивать речевое дыхание детей.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «Ав-ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку с изображением кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей). Котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав-ав» (произносится громко). (ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо). Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами домашних животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму. (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграфе или магнитной доске.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов на полянку, травку щиплют, крошки клюют). Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф или магнитную доску.

Дидактические игры на развитие речи детей

«Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

 Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапке. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор).

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.

Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.

«Разноцветный сундучок»

Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

«Теремок»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставим на столе теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

—  Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

—   Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

«Чего не стало?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: пары предметов - матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, мишка, мешок.

Перед детьми появляется мишка с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

Комментируем:

—  Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

—  Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Мишка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

«Где наши ручки?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре: - Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

- Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

 - Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки! -  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   наши

ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.

«Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

—  Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их, надо сказать: «Мишка, поезжай!». А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

—  Ваня, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«Прятки»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (в кабине).  Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

«Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«Потерялись»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.

-   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: уткаутенок, курица цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

«Домики»

Цель: употреблять в речи названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утёнка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

«Поезд»

Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Воспитатель произносит:

Чух, чух, пых-чу,

Пых-чу, вор-чу.

 (произносится 2 раза)

Стоять на месте не хочу!

Ко-ле-са-ми   стучу, стучу.

Ко-лё-са-ми  верчу, верчу.

 (произносится 2 раза)

Са-дись скорее, прокачу! Чу! Чу!

(Е. Карганова « Поезд»)

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу» - топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу» - делают круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

«Курочка Рябушечка»

(Русская народная песенка)

Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.

Воспитатель вносит в группу курочку (игрушку), ставит на стол. Предлагает детям стать её цыплятами и начинает диалог:

- Курочка-рябушечка,

- Куда идешь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, зачем идешь?

- За водой.

-  Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

После слов «На всю улицу пищат» дети - цыплята начинают пищать (пи-пи-пи). Курочка произносит: «Идите цыплята пить водицу из корытца». Игра повторяется несколько раз.

«Добавь слово»

Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы: кукла Катя.

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришла кукла Катя. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Катя, дети должны будут сейчас угадать.

Катя: Я   умею   постель … (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять.) Я помогаю вилки ... (раскладывать). Я помогаю   крошки со стола ...  (сметать). Я  помогаю   комнату ...  (убирать).  Если дети затрудняются ответить, то повторяют за воспитателем. При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится кукла Катя).

«Чей голос?»

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

—   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

—   Гав, гав, гав!   Кто это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

—  Мяу, мяу! Чей это голос?   (Кошки.)   Что кошка делает? (Мяукает.)

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)

Дидактические игры на активизацию словаря и развитие связной речи

«Угадай игрушку»

Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Воспитатель предлагает вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем воспитатель  рассказывает об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех.

«Скажи какой?»

Цель: Выделять признаки предметов.                  I

Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

—  Это мяч.

—  Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ... (какой?)».

«Разложи картинки»

Цель: Выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

«Кто что умеет делать»

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного.  Например, белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

Можно использовать картинки с действиями животных.

«Где что можно делать?»

Цель: Использовать в речи глаголы.

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например, что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

«Закончи предложение»

Цель: Подбирать   глаголы, обозначающие   окончания   действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:

Оля проснулась и ...  (стала умываться).

Коля оделся и ... (побежал гулять).

Он замерз и ... (пошел домой).

Зайчик испугался и ...  (убежал, спрятался).

Ира обиделась и ...  (заплакала).

Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения и если дети затрудняются – показывает действия наглядно или иллюстрацию.

«Как медвежонок катался на машине»

Цель: Выделить глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет.

            Рассказываем и показываем: Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.

После инсценировки просим детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься... сел... поехал... слышит... остановился...   вышел...   стал   накачивать колесо...   накачал...   поехал дальше).

«Назови, что это, и скажи какой»

Цель: Выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью.

Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например - «Это мяч. Он круглый».

«Повтори за мной».

Цель: Развитие слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает детям внимательно прослушать и повторить то, что прохлопает воспитатель. Если дети затрудняются, то воспитатель повторяет еще один или несколько раз. С детьми, у которых не получается прохлопать правильно, воспитатель отрабатывает хлопки индивидуально.

«Волшебный мешочек».

Цель: Развитие тактильной памяти.

Ребенку дают "Волшебный мешочек", в котором сложены несколько машинок и несколько пупсиков. Задача малыша достать тот предмет, который попросит воспитатель (машинку или пупсика) - определить предмет на ощупь и назвать его.

«Чего не стало»?

Цель: Развитие зрительной памяти.

Воспитатель ставит на стол несколько предметов или игрушек (от 3 до 5). Дети внимательно рассматривают и называют их, а затем отворачиваются. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача детей - вспомнить, какого предмета или игрушки не хватает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактические игры для детей раннего возраста

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активно...

Методическая разработка по теме:" Дидактические игры для детей раннего возраста"

В данной разработке, я собрала дидактические игры, которые очень понравятся детям и будут удобны и интересны воспитателям....

Методическое пособие "Дидактическая игра для детей раннего возраста"

Методическое пособие "Дидактическая игра для детей 2-3 лет"...

Методическая разработка Картотека Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

СодержаниеПояснительная записка…………………………………………………….3Введени...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...

Методическая разработка. Дидактическая игра для детей раннего возраста "Разбуди паучка"

Дидактическая игра для детей раннего возраста "Разбуди паучка"...