Творческий проект «Мы — девочки, мы — мальчики!»
проект (старшая, подготовительная группа)

Лашаева Надежда Юрьевна

Ж– Ж Руссо писал: «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Очень важно сформировать у ребенка понимание того, что он девочка или мальчик, а когда он вырастет, будет женщиной или мужчиной и при этом должен обладать определенными качествами, присущими данному полу.

«Гендер» (от лат. genus «род») - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью моего проекта является : Способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Цель реализовывалась, через следующие задачи:

1. Формирование у детей гендерной принадлежности.

2. Воспитание доброжелательных отношений между мальчиками и девочками и формирование у них нравственных качеств.

3. Создание насыщенной, многофункциональной предметно - пространственной развивающей среды в группе.

4. Формирование у родителей гендерной компетентности.

В результате исследований, проведенных в России и за рубежом, установлено, что в возрасте 3-7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняетсямальчики становятся непременно мужчинами, а девочки – женщинами.

Существуют различия в психике и поведении девочек и мальчиков.

• Мальчики - используют все пространство.

• Девочки - играют в ограниченном пространстве.

• У мальчиков - мышление обобщенное, абстрактное.

• У девочек - детальное, конкретное.

Формирование гендерной идентичности осуществляется: в различных видах деятельности; через общение родителей, воспитателей и детей; посредством организации предметно - пространственной развивающей среды, т. к. игра - основной вид деятельности дошкольника.

Организация деятельности с детьми была основана на трех блоках.

1 БЛОК «Мир мальчиков и девочек»

Направлен на формирование у детей предпосылок мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей.

2 БЛОК «Мужчина и женщина»

Направлен на уточнение и формирование у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях.

3 БЛОК «Моя семья»

Направлен на формирование представлений о социальном статусе семьи, о взаимоотношениях между членами семьи, об обязанностях и видах

деятельности.

В группе предметно – пространственная развивающая среда должна быть специально оборудована для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной игровой деятельности.

Игра - это творческий, активный процесс. В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща и в соответствии со своими особенностями.

Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр. В игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу. Игра помогает им разрядить скопившуюся энергию. Важно научить мальчиков играть, предоставить им необходимое пространство и следить, чтобы игровые действия не носили агрессивного характера. Путешествия, героические события, сфера техники – вот что привлекает наших мальчиковМальчики любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (взрослые часто принимают это как намеренную порчу игрушек). Поэтому для игр лучше приобретать конструкторы, сборно – разборные модели транспорта.

Девочки выбирают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности, женские профессии. Для игр им необходимо небольшое пространство, желательно, что бы все нужное для игры было рядом. У девочек лучше развита мелкая моторика, поэтому им понадобится больше мелких игрушек, атрибутов к играм.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей.

При разучивании танцев – у девочек формируется грациозность, изящество, мягкость движений; а мальчики овладевают навыками ведущего партнёра.

В игре на музыкальных инструментах мальчики используют ложки, барабаны, гармони; а девочки - бубны, колокольчики, трещетки.

Песни и игры – так же способствуют развитию представлений ребёнка о себе.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочекосуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания:

- в подборе упражнений,

- в нормировании физической нагрузки,

-в подборе физкультурного оборудования;

-в диагностике физического состояния; и т. д.

Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они пробуждают любопытство, любознательность, развивают интеллект, формируют морально – нравственные качества. Часто дети представляют себя героями сказок.

Сказка – естественный способ общения с детьми.

Семья играет ведущую роль в осознании ребенком себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

Совместные открытые мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.

Интересными, запоминающими, значимыми становятся праздники ко Дню защитников Отечества и Дню 8 Марта. Они раскрывают творческий потенциал детей, их отношение друг к другу.

Дети приняли участие в выставках – «Я и вся моя семья»«Мой папа»«Защитники Отечества» и «Мамочка любимая».

Я привлекала родителей к участию в проекте по гендерному воспитанию детей через разнообразные формы работы. 

Диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

Предлагаю вашему вниманию ряд советов:

В обучении девочек следует учитывать, что они более нуждаются в стимулах, которые основаны на слуховом восприятии.

А для мальчиков эфективнее использовать методы обучения, которые основаны на зрительном восприятии.

Девочки очень чутко реагируют на форму оценки, на интонацию с которой была она выставлена. Для них крайне важно, чтобы ими восхищались в присутствии родителей или других детей.

Мальчики чутко реагируют на результат своей деятельности. Им важно добиться успеха в чем-то конкретном (научиться собирать конструктор или завязывать шнурки, испытать чувство уверенности в себе, в своих силах и стремится к новым достижениям.

Никогда не стоит противопоставлять детей! (Например, хорошие девочки и плохие мальчики).

Мальчики и девочки - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они – будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, которые совершили в своей жизни по незнанию!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я -девочка, ты -мальчик"

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения элементарных форм поведения соответственно пола....

Долгосрочный творческий проект : " Мальчики, девочки- модники и модницы"

Для создания условий для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста....

Образовательный проект "Мы девочки и мальчики" по тематической неделе "Мой любимый детский сад".

ÒЗадачи:ÒФормировать гендерную принадлежность детей в дошкольном возрастеÒФормировать умения различать игрушки, принадлежащие девочкам и мальчикамÒРасширять представление об опасных предметах в ...

"Это я -девочка, этоя - мальчик." (познавательно-творческий проект).

Материал способствует становлению образа Я, приобретению детьми поролевого опыта....

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

Творческий проект на тему «Любимые игрушки девочек и мальчиков» ( П.И.Чайковский «Детский альбом».)

Цель проекта: формирование представлений о классической музыке, написанной для детей. Знакомство с музыкой . П И ЧайковскогоМузыкальная гостиная     «Детский альбом»...

Творческие работы детей по проекту «Умные пальчики у девочек, у мальчиков»

Творческие работы детей по проекту «Умные пальчики у девочек, у мальчиков»...