Мы тоже имеем право
проект

Пескова  Ирина Леонидовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

МЫ ТОЖЕ ИМЕЕМ ПРАВО

Продолжительность проекта:  - долгосрочный

Начало проекта: 01.09. 2019 г.

Окончание проекта: 25.05.2022 г.

Участники проекта: воспитанники 5-7 лет, сотрудники детского сада, родители.

Руководитель проекта: Пескова Ирина Леонидовна,

воспитатель 1 квалификационной категории.

Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так Антуан Де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приучили…». Уже в начале ХХ века в Женеве Лига Наций приняла первый международный правовой документ – Декларацию прав ребенка, в которой указывалось, что родители, а так же добровольные организации, местные власти  и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер. Детский фонд ООН создал целую систему защиты прав ребенка. Одним из важнейших элементов этой системы является Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). Именно Конвенция о правах ребенка во всем мире признана основным документом международного права, что говорит о необходимости информирования о ее основных положениях, как детей, так и взрослых во всех учебно-воспитательных учреждениях.

Изменения, произошедшие в российском обществе в последние годы, коренным образом изменили и социальный статус семей, что в свою очередь отразилось и на положении ребенка в обществе.

В современном обществе приоритетным становится принцип воспитания, при котором ребенок рассматривается не как объект воспитательного воздействия, а как субъект наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет взрослым сформировать личность, обладающую социальной ответственностью.

Одной из главных задач, рекомендованных ЮНЕСКО и стоящих перед педагогами и родителями воспитанников, является формирование осознания прав человека. Поэтому мы считаем, что на современном этапе правового воспитания важным аспектом должно стать ознакомление каждого ребенка, в доступной ему форме, с его правами и обязанностями.

        Данные социологического опроса родителей воспитанников «Знаем ли мы права своих детей?» показали, что из 20 опрошенных родителей (из них 15 мам и 5 пап)

 45 % родителей не знакомы с содержанием  Конвенции ООН о правах ребенка;

 30 % знают права детей, но затрудняются раскрыть их содержание;

 10 % считают физические наказания и словесную угрозу наиболее действенными в воспитании;

 15 % считают, что педагоги несут ответственность за воспитание ребенка.

Полученные данные подтвердили, что работу по правовому образованию надо вести как с детьми, так и с родителями.

Нормативной основой проекта являются:

   Декларация прав ребенка (1959).

   Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

   Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

   Конституция Российской Федерации.

   Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

   Семейный кодекс Российской Федерации.

   Уголовный кодекс Российской Федерации.

   Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

   Устав учреждения.

   И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Методологическая основа проекта:

  1. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
  2. Давыдова О.И., Вялкова С.М., Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. «Защита прав и достоинств маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада:Пособие для работников дошк. Образоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2003.
  4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное. Волгоград:ИТД «Корифей» 2008.
  5. Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребенка / Авт.-сост.: Е.В. Соловьева и др. – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Козлова С. Мы имеем право!.-М.: Обруч, 2010.
  7. Усачев А. Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых.- М., 1999 г.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Цель проекта познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.

Задачи проекта: 

1. Познакомить дошкольников, в соответствующей возрасту форме, с основными документами по защите прав ребенка.
2. Сформировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

3. Распространить информацию в области права, защиты прав детей и семьи среди родителей.
4. Воспитать уважение к достоинству и  личным правам другого человека.

5. Сформировать основы толерантности.


Основные направления реализации проекта:

С детьми:  

- занятия для детей (1 раз в месяц.)

-  беседы;

- игровая деятельность;

- продуктивная деятельность;

-чтение специально подобранной литературы;

- организация целевых прогулок и экскурсий.

С родителями:

- выпуск наглядной агитации (консультации, буклеты, групповая газета «Мы тоже имеем право»);

- общие праздники и развлечения;

- групповые родительские собрания  «Я и самоуважение» и др.

- Неформальные беседы: «Что изменилось во взаимоотношении с ребенком», «Какие права ребенка вам труднее всего выполнять» и др.

- Круглый стол на темы: «Что делать, когда ребенок не слушается», «Обсуждаем декларацию прав человека».

-Открытые занятия по правовому воспитанию дошкольников для родителей.

Принципы проекта:

  • -Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.
  • - Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
  • - Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению
  • - Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности. Следует использовать данные проявления для построения работы по осуществлению проекта.

Жизненный цикл проекта:

1. Исследование проблемы:  01.05.2019 г – 01.06.2019

2. Подготовительный этап:   01.06-2019 – 01.09.2019

3. Этапы работы:                 2019 – 2022г.

А) Я и моё окружение – 2019 – 2020 учебный год (средняя группа)

Б) Дети в мире людей - 2020 – 2021 учебный год (старшая группа)

В) Да здравствует школа! 2021 – 2022 учебный год (подготовительная к школе группа)

4. Подведение результатов:   май 2022г.

Этапы работы проекта:

2019 – 2020 учебный год (средняя группа)

Я и моё окружение

Цель: познакомить ребёнка с собственными правами, привить интерес к истории рода на примере его семьи.

Задачи: 

Обогатить кругозор детей о семье, как части общества.

Помочь ребёнку изучить его родословную.
Дать понятие об обязанностях.
Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

Развивать эмоциональную сферу.

Показать связь поколений.
Привить уважение к своим предкам.

Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится).

Познакомить с национальными особенностями быта.

 Разработать собственные модели семьи.

Составить семейное древо.
Создать альбом родословных.
Провести праздник семьи.

Тематический план к проекту «Я и моё окружение»

Тема

Содержание

Сроки

1

Где мы отдыхали летом

Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых. Рисование «Как я отдыхал летом».

сентябрь

2

“Моя семья»

Познакомить с ролью семьи в обществе. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье .Закрепить представление о семье, как о людях,, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Рисование на тему «Моя семья».

октябрь

3

Я и моё имя

Беседа “По-разному зовутся дети” (Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.). Беседа «Для чего человеку имя».
Игра “Полное и неполное имя”.Этюд «Назови ласково».

ноябрь

4

Новый год у ворот

Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”.

декабрь

5

Наша Родина – Россия.

Расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой  Родине». Рассказать о достопримечательностях родного края. Формировать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Познакомить с флагом, гербом, гимном страны.

январь

6

Папы наши защитники

Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.

февраль

7

Хорошо рядом с мамой

Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

март

8

“У меня есть дедушка”

 Встреча с ветеранами воины. Концерт детей. Воспитывать патриотические чувства. Средствами эстетического воспитания побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.

апрель

                                                                                                     9

“Мой дом – моя крепость”

Беседа о праве ребёнка на жильё. Помочь детям осознать необходимость иметь жилье, дом. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари.

май

10

Мой город.

Беседа “Город, где живут и работают наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада).Помочь ребенку осознать, для чего каждому человеку нужно знать свой адрес.  Экскурсия по городу.

июнь

                                                                                                                     

2020 – 2021 учебный год (старшая группа)

                                                    « Дети в мире людей»

Цель: Продолжить знакомить дошкольников и родителей с правами ребенка.

Задачи:

- дать детям общее представление об их правах.

-способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

- развивать умение рассуждать,  сопоставлять, делать выводы.

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

         Моделирование проблемной ситуации.

 Для моделирования проблемной ситуации использовался персонаж сказки Р.Киплинга «Маугли» - мальчика, выросшего не среди людей, а среди зверей в джунглях. Постановка проблемы производилась путем погружения в игровую ситуацию. В группу пришло письмо от Маугли, который в младенчестве попал в джунгли и провёл там много лет. Живя с дикими животными, он не знал элементарных правил поведения с людьми, не говоря о своих правах и о правах других людей.  Обсуждение проблемы, можем ли мы помочь Маугли узнать о правах детей, каким образом и определить конечную цель: сделать для Маугли книгу  о правах детей в мире людей, фотоальбомы и альбомы детских рисунков, отражающих права детей, изготовить макет улицы с домами, где живут дети.

Тематический план к проекту «Дети в мире людей »

Тема

Содержание

Сроки

1

 «Человек и право»

Дать определение «право», объяснить, какими правовыми документами оно закреплено.

сентябрь

2

Игровая ситуация «Письмо от Маугли»

«Знакомство с Конвенцией о правах ребенка»

Познакомить детей с новым понятием, содержанием важнейшего международного закона.

октябрь

3

 «Мы все жители планеты Земля»

Формировать у детей представление о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.

ноябрь

4

. «Право на достойное питание и достаточное количество чистой воды»

Поддерживать и развивать в детях к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей    с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

декабрь

5

«Право на медицинский уход»

Дать детям знания о праве на охрану физического здоровья. Формировать представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни.

январь

6

 «Наша армия»

Дать детям знания о том, что наша армия защищает нас и все мужчины должны служить в армии. Рассказать о проводах в армию – русской традиции, о том, что в феврале праздник – День защитника Отечества. Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров.

февраль

7

 «Моя мама»

: Рассказать  о том, что каждый ребенок имеет право жить в семье, с родителями. Напомнить, что в марте есть женский праздник. Поговорить о мамах. Воспитывать уважение к родителям. Предложить нарисовать портрет мамы.

март

8

«Право на отдых»

Формировать у детей представление о свободном времени и его использовании человеком. Помочь осознать свое право на отдых.

апрель

                                                                                                     9

презентация  проекта
«Дети в мире людей»

(Изготовление альбома о правах детей в мире людей, фотоальбомы и альбомы детских рисунков, отражающих права детей)

Закрепить знания детей полученные в течении года.

Совместно с детьми и родителями проведение презентации, на которой, дети и родители представят результат совместной продуктивной деятельности, способствующий решению  проблемы – познакомить Маугли с правами детей.

май

2021 – 2022 учебный год (подготовительная группа)

«Да здравствует школа!»

Цель:  Дать детям представление о праве на образование.

Задачи: 

- выработать положительные эмоции к школе,

- заинтересовать, вызвать желание учиться.

- воспитывать уважение к труду людей занимающихся воспитанием и образованием детей.

-

   Работа над проектом в подготовительной группе  включала четыре этапа.

1.      Предварительная работа.
2.      Моделирование проблемной ситуации
3.      Реализация проекта
4.      Презентация проекта
         

Тематический план к проекту «Да здравствует школа!»

Тема

Содержание

Сроки

1

Игровая ситуация « Маугли в гостях у ребят». Экскурсия на школьную линейку 1 сентября.

Рассказать, что 1 сентября во всех школах города начинается учебный год. Показать  детям необходимость получения образования. Понаблюдать, как встречают тех, кто пришел в 1 класс.

сентябрь

2

Экскурсия в школу.

Беседа Правила поведения школьников.

Дать представление о праве детей на образование. Подвести детей к пониманию важности образования и ответственного отношения к учебе. Формировать культуру поведения и уважительное отношение к окружающим.

октябрь

3

«Право на охрану физического здоровья»

Ребенок имеет право на охрану здоровья. Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу. Формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

ноябрь

4

«Право на охрану духовного  и нравственного здоровья»

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.

декабрь

5

«Право ребенка на воспитание в образовательных учреждениях»

Чтение стихов о школе. Составление рассказов из опыта «Как мы ходили в школу».

Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях. Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей: гражданственности, патриотизма, представления о нравственности, трудолюбия, экологической культуры, навыков здорового образа жизни.

январь

6

« Поговорим о профессиях в школе»

: Рассказать детям о том, что каждый человек имеет право на выбор профессии. Формировать у детей представления о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, способствовать самостоятельности мышления и выбора. воспитывать уважение к труду людей занимающихся воспитанием и образованием детей.

февраль

7

Беседа по рисункам «Как я вижу себя в школе»

Предложить детям представить себя школьником. Развивать воображение. Учить составлять описательный рассказ по рисунку.

март

8

«Права и обязанности ребенка

Дать детям знания о том, что у них есть не только права, но и обязанности: дома, в детском саду.

обсудить проблему и определили конечную цель - убедить Маугли в необходимости учиться.

апрель

                                                                                                     9

Развлечение совместно с родителями

«Мы тоже имеем право»

Закрепление знаний прав детей, подчеркнуть значение знания этих прав. Привлечь родителей к оформлению и проведению развлечения.

май

Положительные эффекты проекта:

- освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;

- усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;

- проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;

- данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы тоже имеем права»

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников...

Сценарий праздника. "Мы тоже имеем право" Проект.

Проект на тему: «Мы тоже имеем право». Актуальность проблемы обусловлена тем, пренебрежение и презрение к правам человека всегда ведет к варварским актам, возмущая совесть человека.Права человека...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мы тоже имеем права»

1. Закрепить знания детей о своих правах на основе произведений художественной литературы, в играх.2. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.3. Вос...

"Мы тоже имеем права"

Развлечение "Каждый ребенок имеет право" Цель: *Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;*Закрепить элементарные знания детей о правах ребенка;* Развивать творческие способн...

Сценарий спектакля для детей подготовительной к школе группы «Мы тоже имеем права» (по страницам конвенции о правах ребенка)

Итоговое мероприятие в рамках программы по ОБЖ с целью закрепеления и повторения знаний о правах ребенка по страницам конвенции....

Конспект «МЫ ТОЖЕ ИМЕЕМ ПРАВА»

(Совместное развлечение детей старшей группы и взрослых по материалам Конвенции ООН)...

«Мы тоже имеем права» образовательный спектакль По страницам Конвенции ООн по правам ребёнка

Ваня :    (читает обложку книги )«Права ребёнка»Слайд №1Вот это да! Оказывается, права есть нетолько  у взрослых, но и у детей» Вероника:    К...