педагогический проект " Дорогою добра"
проект (подготовительная группа)

Федина Оксана Николаевна

 Современный мир достаточно жесток, в нем ощущается дефицит нравственности, гуманности  и сострадания. На первое место выходят рыночные, материальные, эгоистичные  отношения, обесценивается  забота и внимание к пожилым людям. Одиночество пожилых людей усиливается отчужденностью от молодых поколений.  Раньше престарелые, включенные в многогранные связи были востребованы в семье. Сейчас это во многих семьях утеряно.Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.  Без формирования в душах наших детей принципов гуманизма, милосердия и сострадания невозможно дальнейшее развитие современного общества.  Добро и порядочность, совесть и толерантность, нравственность  и патриотизм- это те качества , которые должны быть присущи гражданам России. Но эти  чувства не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_doroga_k_dobrote.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА ПЕДАГОЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

«Дорога к доброте»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный, групповой,  долгосрочный

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Дети старшей группы, воспитатели, родители

Продолжительность

2021-2022гг.

Проектная идея

Помочь пожилому человеку вести более активный и социализированный образ  жизни.  

Цель

Создание условий  способствующие  формированию позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к позитивному сотрудничеству, поддержания их социально-активного состояния.

Задачи

1. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения. 

2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно их выслушивать.

4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

5. Поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

6. Формировать интерес к общественной жизни.

7. Приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

8. Укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями.

9. Привлекать  пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада для проведения цикла совместных мероприятий.

Этапы реализации

  1. - организационно-подготовительный
  2. - основной (практическая реализация проекта)
    3.   -заключительный
    1.Организационно-подготовительный этап
  • постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта;
  • подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин;
  • создание мультимедийной презентации о пожилых людях;
  • оформление выставки творческих работ пожилых людей (вязание, вышивки, резьба по дереву и пр.) на тему «Золотые бабушкины руки»

Оформление фотовыставки: «Бабушка, дедушка и я – настоящие друзья»

2.  Основной этап (практическая реализация проекта) 

Введение в проект:

Ознакомление и обсуждение идеи проекта (обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности)

-  выявление  интересующих детей вопросов по теме проекта;

-  составление тематического плана совместных действий с детьми;

-  поиск и сбор информации по данной теме;

Взаимодействие с родителями

  1. Сбор семейных фотографий  с родными пожилыми людьми;
  2. Консультация для родителей «Как организовать и провести праздничное мероприятие в кругу семьи, посвященное «Бабушке и дедушке».  Обсудить какое воспитательное значение оно может иметь.

3.Заключительный этап:

  • Подведение итогов реализации проекта
  • Обсуждение итогов с родителями
  • Создание презентации о проекте.

Ожидаемый результат

1.Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и  пожилые люди.

2. Дети научатся проявлять заботу, сострадание, милосердие, доброту, отзывчивость  и уважение к людям старшего поколения

 3. Приобщение старшего поколения к позитивному    сотрудничеству, поддержания их социально-активного состояния.

Партнеры проекта

Реализация проекта осуществляется совместно с Заречно-Кадомской библиотекой, Заречным ДК, родителями (законными представителями) 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.  Без формирования в душах наших детей принципов гуманизма, милосердия и сострадания невозможно дальнейшее развитие современного общества.  Добро и порядочность, совесть и толерантность, нравственность  и патриотизм- это те качества , которые должны быть присущи гражданам России.

 Но эти  чувства не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
В нашей стране очень много людей, которым необходимо простейшее чувство внимания и забота. Это пожилые люди,  нуждающиеся в помощи, да и просто наши близкие родственники. Для них очень важно участие, проявление внимания, чтобы почувствовали, что они нужны, о них помнят, им помогают. Старость и одиночество чаще всего идут бок о бок. К сожалению, мы не всегда думаем об этом, пока, молоды.

Обоснование актуальной проблемы

Актуальность проекта заключается в том, что современный мир достаточно жесток, в нем ощущается дефицит нравственности, гуманности  и сострадания.. На первое место выходят рыночные, материальные, эгоистичные  отношения, обесценивается  забота и внимание к пожилым людям. Одиночество пожилых людей усиливается отчужденностью от молодых поколений.  Раньше престарелые, включенные в многогранные связи были востребованы в семье. Сейчас это во многих семьях утеряно. Существует мнение, что стареют не от болезней, а от недостатка внимания. Дети и внуки проживают в городе и не имеют возможности часто навещать своих родителей, пожилые люди остаются одни, и все больше смыкается безнадежный купол одиночества, отрезая человека от внешнего мира, позволяя ему лишь доживать, кое-как  приспособившись  к условиям «необитаемого острова».

Содержание

 Рассуждая об этом в начале учебного года, я пришла к выводу, Уважение к себе начинается с уважения к другим людям, каждый человек уникален и достоин уважения, тем более в преклонном возрасте.  Когда бабушка или дедушка в семье чувствуют заботу, они не страдают,  им вполне комфортно в старости. Сложнее тем, кто болеет или у кого сфера интересов  сужена. Человек замыкается в узком кругу несложных интересов. Остается телевизор диван тапочки. Данный вид работы для меня является  новым, но очень интересным и детям и взрослым. Детям кажется, что старшее поколение «отсталые» и глупые, ничего не смыслят в современной жизни. Объясните ребенку, что дедушка и бабушка не всегда были такими, как сейчас. Когда-то они так же играли, пели, учились в школе, дружили и влюблялись, радовались и грустили. Пожилые люди пережили всё тоже самое, что сейчас переживаем мы.
Особо  значимыми,  в   нашем   дошкольном   учреждении,  стали   такие мероприятия, как «День пожилого человека».   С   особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят концерт, незатейливые  сувениры, играют в игры.  Дети приглашают на праздник своих бабушек и дедушек, а также рядом живущих пожилых людей.
Педагоги понимают, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу  с социальной  жизнью, ближайшим  окружением  ребенка.  Используют   наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по городу, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций.   Чтобы  истории были интересными и эмоционально окрашенными, демонстрируем старые фото, домашнее видео, показываем награды старшего поколения. В доступной форме рассказываем о трудностях, которые пришлось пережить пожилым родственникам, о том, как достойно люди справлялись с невзгодами и оказывали помощь другим. Рассказы детям о помощи пожилым людям помогают сформировать в них ответственность. Такие беседы способствуют осознанию, что у бабушек и дедушек была не менее интересная, насыщенная событиями жизнь. Поэтому их опыт бесценен, они достойны уважения. Дети, знакомые с историей с историей своей семьи, гордятся старшим поколением.

Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками, обычаями  и обрядами – Рождество, Масленица,  Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. 

Много внимания уделяем памяти Великой Отечественной войны.  Собран материал на темы: «Дети войны», «Тех лет не смолкнет слава»,  произведения для чтения детям о Великой Отечественной войне, разработали беседы для дошкольников о Великой Отечественной войне. Дети узнают о том, когда и как началась война, слушают рассказы о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Организуются выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», проводится конкурс детского рисунка «Россия, дети, мир!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами.

 Полученные знания воспитанники отражают в сюжетно-ролевых  играх,  театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируется гендерная,  гражданская принадлежность, патриотические  чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу. 

 Успех духовно- нравственного воспитания детей во многом  зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это  один из  способов – использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного  из основополагающих принципов ФГОС.

           Работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.

Представленные формы работы по взаимодействию с пожилыми людьми  являются эффективными. Работа с пожилыми людьми ведётся в системе, все мероприятия проводятся согласно годовому плану.


Моя работа, как систематизирующий вид деятельности воспитательной системы содержит следующий план:

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Виды деятельности

Сроки

Разработка проекта, подготовка к его реализации;

Сентябрь

Беседы на темы: «1 октября – День пожилого человека»,  «Старость надо уважать», «Их труд достоин уважения», «Дедушкин портрет», «Бабушкины руки», «Подарки для бабушки и дедушки», « Мамина мама»

Сентябрь

Рисование: «Портрет бабушки»

Сентябрь

Творческая мастерская «Подарок бабушке»

Сентябрь

День пожилого человека

Октябрь

Детские рассказывания: «Бабушка моя», «Мой дедушка самый лучший»

Октябрь

«Игры наших дедушек и бабушек»: «Уголки», «Краски», «Цепи кованные», «Лапта» и т. п.

В течении года

День учителя

Познавательное развитие: «Ваши годы -для нас пример»

Октябрь

Мероприятие к дню матери
«Мама моей мамы»

Ноябрь

Акция « Вы, не одиноки» посещение пожилых людей на дому

Декабрь

«Колядки» совместное проведение праздника

Январь

Спортивное соревнования «Дедушки и внуки»

Февраль

Литературная гостиная  совместное чтение стихов А.С. Пушкина пожилого и молодого поколения.

Март

Совместный концерт

Апрель

Наши Деды»

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

 Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер». Презентации, видеоролика

Этот День Победы».

Май

Экскурсия к памятнику

Май

Посещение ветеранов ВОВ, поздравления

Май

Концерт посвященный 9 маю, с приглашением ветеранов ВОВ и  тружеников тыла

Май

  Результаты.

Для детей:

  1. Установление возможности более тесного общения людей пожилого возраста и молодого поколения, приобретение опыта взаимоотношений.
  2. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
  3. Осознание нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий.
  4. Проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи, детского сада, города, страны, символике нашего государства.
  5. Приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
  6. Формирование экологических навыков детей в результате совместной деятельности со взрослыми, улучшение эмоционального восприятия окружающего мира.

Объединяясь в проведении тематических праздников и досугов с взрослыми, дети  приобрели опыт взаимоотношений, научились видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей.
Главный результат заключается в усвоении вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Для пожилых людей:

1.Осуществление связи поколений: детей и ветеранов.

2. Обеспечение активного отдыха людей старшего поколения, посредством организации проведения массовых народных праздников и мероприятий.

Данный проект даёт возможность пожилым людям почувствовать, что их творчество востребовано, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт в  сохранении  этнокультурного наследия родного города, что в итоге способствует становлению межличностного общения  поколений.

Мероприятия создали более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками,  психологический комфорт.

Практическая значимость проекта:
Повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию дошкольников через организацию совместной деятельности детей, родителей, педагогов, людей старшего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Добрые книжки"

Данный проект направлен на формирование интереса к ниге и чтению художественной литературы у младших дошкольников. Участие родителей в проекте позволит изменить их отношение к данной проблеме и не под...

Педагогический проект "Добро пожаловать в дом, где живут книги!"

Проект направлен на формирование устойчивого интереса у детей к чтению художествнной литературы через сотрудничество между детским садом, библиотекой и семьёй....

Психолого-педагогический проект «Добрые дела»

Нравственное воспитание - одна из сложнейших проблем современного общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Тенденция обесценивания моральных, душевных, духовных ка...

Педагогический проект «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда».

Название проекта: «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда». Тип проекта: познавательный. Возраст детей: 6-7 лет. Цель проекта: приобщать детей к нравственным нормам взаимоотношений, совершенст...

Педагогический проект "Добро всегда побеждает зло" средняя группа

Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....

Презентация детского педагогического проекта "Добрая сказка на кончике карандаша".

Презентация детского педагогического проекта "Добрая сказка на кончике карандаша"....

Педагогический проект: «Добро и доброта!» для детей средней группы

Актуальность  проектаВ последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что прив...