Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.
учебно-методическое пособие (средняя, старшая группа)

Ирина Геннадьевна Кирсанова

Аннотация

           В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся, безопасную среду. Усложняются и дидактические задачи, а также дополняется вспомогательный материал новыми играми и развивающими элементами.

 

Актуальность

           Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в которой находится  ребенок. И особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ отводится наглядно - игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам. Грамотно созданные и используемые на практике дидактические пособия разносторонне развивают ребенка и решают задачи образовательных областей. Дидактическое пособие «Диаскоп» предназначено для осуществления социально - коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста, формирования основ дорожной безопасности и ПДД. Также способствует развитию у детей связной речи, внимания, мышления, обогащает знания. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей дошкольного возраста основам дорожной грамотности, помогает ребенку в игровой форме закрепить полученные знания о  правилах дорожного движения, и не противоречит принципам построения развивающей предметно-пространственной среды группы.

Цель разработки пособия: формирование у детей представлений о безопасном поведении на дорогах и о ПДД.

Задачи:

  1. создать условия для обеспечения образовательного процесса в области изучения правил дорожной безопасности;
  2. учить различать и называть дорожные знаки, закреплять знания детей транспорте, дороге, светофоре и т.п.;
  3. формировать навыки безопасного поведения на дорогах;
  4. обучать основам транспортной культуры.

             Планируемые результаты при систематическом использовании пособия. Оно поможет ребенку:

  1. в социально-коммуникативном развитии
  • овладеть основными правилами поведения на дороге;
  • сотрудничать и взаимодействовать в решении проблемных ситуаций;
  • регулировать свое поведение, в соответствии с правилами дорожного движения
  1. в познавательном развитии
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • познакомиться с дорожными знаками;
  • проявлять стремление к получению знаний о дорожном движении
  1. в речевом развитии
  • использовать речь для выражения своих мыслей, вступать  в ситуативный разговор при анализе дорожных ситуаций;
  1. в художественно-эстетическом развитии
  • появится интерес и умения делать дополнительные атрибуты (ленты) к пособию по правилам дорожного движения (рисование и аппликация).

             Наглядное интерактивное пособие «Диаскоп», которое я создала, поможет детям дошкольного возраста закрепить полученные знания об окружающем мире. Это ручной аналог фильмоскопа. Изготовлен он из бросового материала (картонной коробки, втулок из фольги для запекания, кусочков обоев, клеящейся пленки), с применением творчества, фантазии и вдохновения.

               Основа Диаскопа – картонная коробка среднего размера, обклеенная пленкой для удобства обработки и эстетического вида. В верхней части коробки – отверстие прямоугольной формы, а на боковых сторонах - права и слева, сделаны по 2 отверстия, в которые вставляются 2 втулки (одна из них с «лентой», другая пустая, на нее наматывается просмотренная «лента»). «Лентой» послужили кусочки обоев, шириной 10-15 см., а длиной до 1 метра. Взрослый или ребенок сможет стать художником – иллюстратором, и даже мультипликатором, чтобы оживить «ленту» (нарисовать или приклеить картинки, соответствующие предложенной теме). Диаскоп мобилен, универсален, легок в управлении.

Методическая ценность пособия «Диаскоп» заключается в том, что оно:

  • является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, игровых и коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности;
  • способствует обогащению игрового опыта детей по дорожной безопасности;
  • развивает мышление и творческую активность ребенка, стимулирует психические процессы, помогает усваивать правила дорожного движения.

Преимущества пособия:

1. Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка и закрепление полученных знаний о ПДД.

2. Трансформируемость - возможность изменений и преобразований.

3. Вариативность - наличие различных заданий для деятельности детей, периодическая сменяемость материала, стимулирующих детскую активность.

4. Обеспечивает дифференцированное обучение по усвоению правил дорожного движения - применения индивидуально и несколькими участниками, в НОД или в игровой деятельности.

5. Участие педагога или родителя, как играющего партнера.

Заключение

 

             Практика показывает, что при использовании дидактического пособия «Диаскоп» у детей:

- сформированы и закреплены знания по правилам дорожного движения;  

- расширены знания о видах транспорта;

- закреплены знания о некоторых дорожных знаках, их схематическое изображении;

- активизирован и пополнен тезаурис ребенка, в соответствии с возрастом, по теме «Дорожная безопасность».

             Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.

                    Место использования в педагогическом процессе: в образовательной и игровой деятельности (различного типа), в утреннее и вечернее время, на занятиях не только по ПДД и ОБЖ, но и по другим образовательным областям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое интерактивное пособие "Культура поведения детей в музее"

Данное пособие поможет Вам и Вашему ребенку познакомится с правилами поведения в музее. игра проста в использовании и интересна на практике....

П.И.Чайковский Детский альбом (музыкально - дидактическое интерактивное пособие)

Музыкально - дидактическое интерактивное пособие    разработано для  музыкальных занятий в детском саду и в начальной школе, раздел слушание.  Цель презентации: Закрепление знаний ...

"Фруктовая корзинка"- дидактическое интерактивное пособие

Цель: Закрепление звука А. Положи в корзинку фрукт на заданный звук....

" Дикие и домашние животные"дидактическое интерактивное пособие.

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».

Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и  её видах....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».

Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....

Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»

В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...