Методические рекомендации к интерактивно-наглядному дидактическому пособию с элементами игры «Наша Родина – Россия»
методическая разработка (старшая группа)

Мунтян Марина Николаевна

       Интерактивно-наглядное дидактическое пособие с элементами игры «Наша Родина-Россия» представляет собой совмещение авторского дидактического пособия Бизиборд «Символы России» и интерактивной игры с официальными и неофициальными символами России.

         Пособие предназначено для детей дошкольного возраста 4-7 лет, в том числе, для детей с ОВЗ. Соответствует принципам развивающего обучения и воспитания и требованиям ФГОС ДО.

 

Данное интерактивно-наглядное дидактическое пособие создано на основе разработок в авторском исполнении, которое позволяет тактильно воспринимать предметы и интерактивной игры с элементами нравственно-патриотического воспитания. Способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

 

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_posobiyu.docx521.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Планета детства»

Тамбовская область Тамбовский МО р.п. Новая Ляда

Методические рекомендации

к интерактивно-наглядному дидактическому пособию
с элементами игры
«Наша Родина – Россия»

                                   

                                     

                                        Авторы:

                                                                           М.Н. Мунтян - воспитатель,

                                                                           К.Б. Медникова- учитель-логопед

                                                               2025 г.

Аннотация

       Интерактивно-наглядное дидактическое пособие с элементами игры «Наша Родина-Россия» представляет собой совмещение авторского дидактического пособия Бизиборд «Символы России» и интерактивной игры с официальными и неофициальными символами России.

         Пособие предназначено для детей дошкольного возраста 4-7 лет, в том числе, для детей с ОВЗ. Соответствует принципам развивающего обучения и воспитания и требованиям ФГОС ДО.

Данное интерактивно-наглядное дидактическое пособие создано на основе разработок в авторском исполнении, которое позволяет тактильно воспринимать предметы и интерактивной игры с элементами нравственно-патриотического воспитания. Способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.

Сведения об авторе (авторах)

Мунтян М.Н – воспитатель МАДОУ «Детский сад «Планета детства»,

 I квалификационная категория,

Медникова К.Б. – учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Планета детства», Высшая квалификационная категория.

Содержание:

1.   Пояснительная записка

2.   Описание пособия

3.   Цели и задачи применения

4.   Работа с пособием

5.   Заключение

6.   Методическая литература

7.   Приложение

Пояснительная записка

Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске уже в дошкольном детстве. Существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение информационно-коммуникативных технологий может разрешить это противоречие. На основе этого нами был разработан ЦОР интерактивно-наглядное дидактическое пособие, которое  служит прекрасным помощником в развитии у детей познавательных способностей, эмоциональных и нравственно-патриотических качеств, воображения, развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти, способствует воспитанию волевых качеств: усидчивости,  целеустремленности, самостоятельности. С помощью различных эффектов анимации, вовлекает ребенка в интерактивную игру и помогает детям дошкольного возраста с особым интересом усваивать учебный материал.               

Описание пособия

Данное интерактивно-наглядное дидактическое пособие – это мультимедийная презентация, главная игровая панель в которой представлена в виде контуров нашей страны - России, красочно оформлена. Каждый элемент развивающего поля  функционален, полезен и интересен детям. Наполнение -  государственные и негосударственные символы России. Это пособие дополняют  интерактивные  игры с эффектами  анимации и озвучивания. Главным героем пособия представлен филин Федя, который повествует о различных фактах истории и культуры России.

На главной панели под номерами расположены модули, в левом верхнем углу - наш герой-филин Федя. Выбрав модуль и нажав на него мы переходим на следующий слайд, где по тому же принципу филин-Федя ведет рассказ. Далее при наведении курсора на стрелку в правом нижнем углу мы переходим к заданию, которое написано на экране, либо герой может озвучить его. Выполнив задание, нажимаем на кнопку-стрелку в нижнем правом углу и возвращаемся на главную игровую панель, где выбираем следующий модуль. 

Цели и задачи применения

Для формирования социальной компетентности дошкольников и развития личности ребенка нами была выбрана инновационная педагогическая технология-  интерактивно-наглядное дидактическое пособие. В процессе работы с детьми  с  ОВЗ определены следующие задачи:

  • Воспитание нравственно-патриотических качеств
  • Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений
  • Закрепление навыков действий с различными предметами
  • Формирование общих сенсорных способностей
  • Развитие речи, мышления, памяти
  • Формирование слухового восприятия
  • Воспитание познавательного интереса, любознательности, целеустремленности, усидчивости, самостоятельности

Работа с пособием

Использование интерактивно-наглядного дидактического пособия в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение пособия позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия: зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (авторское пособие- бизиборд «Символы России», клавиатура, интерактивная доска).                                      

Работать с интерактивно-наглядным дидактическим пособием можно в общей образовательной деятельности, в совместной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ.

"Москва- столица России"

Филин Федя: Привет, друзья! Посмотрите, какая красота! Это Спасская башня Московского Кремля – символ нашей столицы и всей России. Она много веков стоит на Красной площади и рассказывает нам о богатой истории нашей страны.

Ведущий: После интересного рассказа Феди, предлагаем детям виртуальную экскурсию, с использованием онлайн сервиса «Google Планета Земля» и увлекательную игру, чтобы закрепить полученные знания. Например, "Найди Спасскую башню среди других объектов". Это весело и полезно!

"Флаг России"

Филин Федя: А знаете ли вы, как выглядит герб и флаг России? Каждый цвет и символ имеет свое значение! Давайте вместе соберем наш триколор!

Ведущий: Собирая флаг из разноцветных полос, дети не только запоминают цвета, но и развивают мелкую моторику и внимательность.

Памятник "Дети войны"

Филин Федя: А это памятник -  "Детям войны" на Новой Ляде. Он напоминает нам о страшных событиях прошлого и о том, как важно беречь мир. Сможете его найти?

Ведущий: Искать памятник на картинке – это не просто игра, это возможность поговорить с детьми о важности сохранения памяти о героях и трагических событиях истории.

"Матрешки"

Филин Федя: Посмотрите, какая красавица! Это русская матрешка – символ русской души. Она прячет в себе множество сестричек. Попробуйте найти матрешку, похожую на эту!

Ведущий: Игра с матрешками развивает внимание, логическое мышление и знакомит с одним из самых известных символов России.

"Русский народный костюм"

Филин Федя: А это русский национальный костюм! Он яркий, красивый и у каждого региона свой, особенный! Давайте нарядим куклу в сарафан и кокошник!

Ведущий: "Одевая" куклу, дети узнают больше об элементах русского костюма, развивают творческое мышление и чувство стиля.

 "Русская изба"

Филин Федя: Это русская изба! Раньше в таких домах жили наши предки. Давайте поищем предметы, которые можно найти в русской избе!

Ведущий: Рассматривая убранство избы, дети знакомятся с бытом и традициями русской деревни.

 "Русские народные инструменты"

Филин Федя: Слышите эти звуки? Это играет балалайка! Угадаете, какой инструмент звучит?

Ведущий: Угадывание музыкальных инструментов по звуку развивает слух, память и знакомит с русской народной музыкой.

"Традиционная русская кухня"

Филин Федя: В России очень любят пить чай! А к чаю у нас всегда много вкусных угощений! Угадайте, какие из этих блюд традиционные русские?

Ведущий: Игра "Угадай блюдо" знакомит с русской кухней и традициями чаепития.

Заключение

По результатам игры с интерактивно-наглядным дидактическим пособием «Наша родина-Россия», ребенок с ОВЗ,  испытывающий сложности в получении информации, преодолевает  скованность в использовании сенсорных каналов восприятия,  овладевает всем многообразием человеческого опыта, воспринимает развивающую  предметно-пространственную среду, проявляет интерес к интерактивной игре. Так же дошкольники, в том числе и с ОВЗ, активизируют познавательную активность и усиливают эффективность усвоения и закрепления материала. Повышается мотивация детей к обучению. Дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений, что  является отличным показателем готовности ребенка к обучению в школе. В процессе игры,  дети получают новые знания. Помимо развития внимания, памяти, речи, мышления, моторики, социальных навыков, совместно с педагогами дети знакомятся с символами России: официальными и «неофициальными», развивают любовь к своей Родине, ее обычаям и традициям.

                                 

Методическая литература

1. Захарова Е. Проект «Развивающая доска- Бизиборд». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. М., 2017.

2. Сомова А.С., Шнюкова Т.А. Учебно – методическое пособие на тему: Развивающая доска –бизиборд. М., 2015.

3. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении// Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001.

4. Балдина О.Д. Народная культура в современных условиях. – Учебное пособие./М.: Российский институт культурологи, Министерство культуры Российской Федерации, 2000г.

  1. Ватман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. /Волгоград: Учитель, 2008.

6.  Интернет ресурсы.

                                                                                                       

                                                                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ

              Дидактические материалы

              Игра «Москва- столица России».

              Задачи: формировать представление о столице нашей Родины; познакомить детей с символами Москвы; развивать интерес к истории и культуре родной страны; воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.

Материал: Изображение Спасской башни с часами

Описание.

1 вариант: ребенку предлагается виртуальная экскурсия;

2 вариант: рассказ о московском Кремле;

3 вариант: выбрать Спасскую башню среди других объектов.

               Игра «Флаг России».

               Задачи: формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе; развивать интерес к истории и культуре родной страны; воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.

Материал: изображение: флаг России, герб России

Описание.

1 вариант: назвать цвета Российского флага; как еще называют Российский флаг (триколор);

2 вариант: собрать флаг из разноцветных полос.

               Игра Памятник «Дети войны».

               Задачи: формировать представление о героях ВОВ; развивать интерес к истории родной страны и малой родине; сохранение памяти о героях и трагических событиях; воспитывать любовь и чувство гордости к Родине и защитникам страны.

Материал: изображение памятника «Дети войны»

Описание.

1 вариант: назвать правильное изображение памятника

Игра «Матрешки».

Задача: познакомить с негосударственным символом России; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком и техникой оформления.

Материал: нарисованные матрешки, оформленные в разной технике.

Описание.

1 вариант: выбрать похожую матрешку.

              Игра «Русский народный костюм».

Задачи: формировать представление о национальном костюме.

Материал: изображение девушек в русских национальных костюмах

Описание.

1 вариант: рассказ о национальном костюме;

2 вариант: найти правильный вариант одежды.

                 Игра «Русская изба».

Задача: формировать представление о национальном жилище и предметах быта, развивать речь и словарный запас.

Материал: русская изба и предметы быта

Описание.

1вариант: определить современные и старинные предметы быта.

             

                  Игра «Традиционная русская кухня»

Задачи: формировать представление о русских традициях.

Материал: различные национальные блюда.

Описание.

1 вариант: рассказ о русских традициях;

2 вариант: определить русские национальные блюда

              Игра «Русские народные инструменты»

Задача: развитие слухового восприятия, формировать представление о русских –народных музыкальных инструментах

Материал: музыкальные инструменты

Описание.

1 вариант: выбрать правильное звучание музыкального инструмента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

Методические рекомендации по проведению мастер– класса, с элементами практического показа.

Методическая разработка на тему: « Методические рекомендации по проведению мастер– класса, с элементами  практического показа»....

Методическая разработка .Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"

Методическая разработка. Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"...

Рекомендации к выполнению домашнего задания. Лексическая тема недели: «Наша Родина – Россия. Кропоткин – родной город»

Данный материал рекомендуется для выполнения дома упражнений на развитие лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления и связной речи. Все предложенные упражнения, пальчиковая гимнас...

Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя апреля "Наша Родина - Россия. Москва - столица России"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Моя Родина - Россия»

Закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну....

Методическая разработка: Краткосрочный патриотический проект в смешанной средней группе «Моя Родина — Россия».

Актуальность:Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.Дошкольный возраст как период становления личности имеет ...