Методические рекомендации к интерактивно-наглядному дидактическому пособию с элементами игры «Наша Родина – Россия»
методическая разработка (старшая группа)
Интерактивно-наглядное дидактическое пособие с элементами игры «Наша Родина-Россия» представляет собой совмещение авторского дидактического пособия Бизиборд «Символы России» и интерактивной игры с официальными и неофициальными символами России.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста 4-7 лет, в том числе, для детей с ОВЗ. Соответствует принципам развивающего обучения и воспитания и требованиям ФГОС ДО.
Данное интерактивно-наглядное дидактическое пособие создано на основе разработок в авторском исполнении, которое позволяет тактильно воспринимать предметы и интерактивной игры с элементами нравственно-патриотического воспитания. Способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 521.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Планета детства»
Тамбовская область Тамбовский МО р.п. Новая Ляда
Методические рекомендации
к интерактивно-наглядному дидактическому пособию
с элементами игры
«Наша Родина – Россия»
Авторы:
М.Н. Мунтян - воспитатель,
К.Б. Медникова- учитель-логопед
2025 г.
Аннотация
Интерактивно-наглядное дидактическое пособие с элементами игры «Наша Родина-Россия» представляет собой совмещение авторского дидактического пособия Бизиборд «Символы России» и интерактивной игры с официальными и неофициальными символами России.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста 4-7 лет, в том числе, для детей с ОВЗ. Соответствует принципам развивающего обучения и воспитания и требованиям ФГОС ДО.
Данное интерактивно-наглядное дидактическое пособие создано на основе разработок в авторском исполнении, которое позволяет тактильно воспринимать предметы и интерактивной игры с элементами нравственно-патриотического воспитания. Способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.
Сведения об авторе (авторах)
Мунтян М.Н – воспитатель МАДОУ «Детский сад «Планета детства»,
I квалификационная категория,
Медникова К.Б. – учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Планета детства», Высшая квалификационная категория.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Описание пособия
3. Цели и задачи применения
4. Работа с пособием
5. Заключение
6. Методическая литература
7. Приложение
Пояснительная записка
Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске уже в дошкольном детстве. Существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение информационно-коммуникативных технологий может разрешить это противоречие. На основе этого нами был разработан ЦОР интерактивно-наглядное дидактическое пособие, которое служит прекрасным помощником в развитии у детей познавательных способностей, эмоциональных и нравственно-патриотических качеств, воображения, развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти, способствует воспитанию волевых качеств: усидчивости, целеустремленности, самостоятельности. С помощью различных эффектов анимации, вовлекает ребенка в интерактивную игру и помогает детям дошкольного возраста с особым интересом усваивать учебный материал.
Описание пособия
Данное интерактивно-наглядное дидактическое пособие – это мультимедийная презентация, главная игровая панель в которой представлена в виде контуров нашей страны - России, красочно оформлена. Каждый элемент развивающего поля функционален, полезен и интересен детям. Наполнение - государственные и негосударственные символы России. Это пособие дополняют интерактивные игры с эффектами анимации и озвучивания. Главным героем пособия представлен филин Федя, который повествует о различных фактах истории и культуры России.
На главной панели под номерами расположены модули, в левом верхнем углу - наш герой-филин Федя. Выбрав модуль и нажав на него мы переходим на следующий слайд, где по тому же принципу филин-Федя ведет рассказ. Далее при наведении курсора на стрелку в правом нижнем углу мы переходим к заданию, которое написано на экране, либо герой может озвучить его. Выполнив задание, нажимаем на кнопку-стрелку в нижнем правом углу и возвращаемся на главную игровую панель, где выбираем следующий модуль.
Цели и задачи применения
Для формирования социальной компетентности дошкольников и развития личности ребенка нами была выбрана инновационная педагогическая технология- интерактивно-наглядное дидактическое пособие. В процессе работы с детьми с ОВЗ определены следующие задачи:
- Воспитание нравственно-патриотических качеств
- Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений
- Закрепление навыков действий с различными предметами
- Формирование общих сенсорных способностей
- Развитие речи, мышления, памяти
- Формирование слухового восприятия
- Воспитание познавательного интереса, любознательности, целеустремленности, усидчивости, самостоятельности
Работа с пособием
Использование интерактивно-наглядного дидактического пособия в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение пособия позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия: зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (авторское пособие- бизиборд «Символы России», клавиатура, интерактивная доска).
Работать с интерактивно-наглядным дидактическим пособием можно в общей образовательной деятельности, в совместной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ.
"Москва- столица России"
Филин Федя: Привет, друзья! Посмотрите, какая красота! Это Спасская башня Московского Кремля – символ нашей столицы и всей России. Она много веков стоит на Красной площади и рассказывает нам о богатой истории нашей страны.
Ведущий: После интересного рассказа Феди, предлагаем детям виртуальную экскурсию, с использованием онлайн сервиса «Google Планета Земля» и увлекательную игру, чтобы закрепить полученные знания. Например, "Найди Спасскую башню среди других объектов". Это весело и полезно!
"Флаг России"
Филин Федя: А знаете ли вы, как выглядит герб и флаг России? Каждый цвет и символ имеет свое значение! Давайте вместе соберем наш триколор!
Ведущий: Собирая флаг из разноцветных полос, дети не только запоминают цвета, но и развивают мелкую моторику и внимательность.
Памятник "Дети войны"
Филин Федя: А это памятник - "Детям войны" на Новой Ляде. Он напоминает нам о страшных событиях прошлого и о том, как важно беречь мир. Сможете его найти?
Ведущий: Искать памятник на картинке – это не просто игра, это возможность поговорить с детьми о важности сохранения памяти о героях и трагических событиях истории.
"Матрешки"
Филин Федя: Посмотрите, какая красавица! Это русская матрешка – символ русской души. Она прячет в себе множество сестричек. Попробуйте найти матрешку, похожую на эту!
Ведущий: Игра с матрешками развивает внимание, логическое мышление и знакомит с одним из самых известных символов России.
"Русский народный костюм"
Филин Федя: А это русский национальный костюм! Он яркий, красивый и у каждого региона свой, особенный! Давайте нарядим куклу в сарафан и кокошник!
Ведущий: "Одевая" куклу, дети узнают больше об элементах русского костюма, развивают творческое мышление и чувство стиля.
"Русская изба"
Филин Федя: Это русская изба! Раньше в таких домах жили наши предки. Давайте поищем предметы, которые можно найти в русской избе!
Ведущий: Рассматривая убранство избы, дети знакомятся с бытом и традициями русской деревни.
"Русские народные инструменты"
Филин Федя: Слышите эти звуки? Это играет балалайка! Угадаете, какой инструмент звучит?
Ведущий: Угадывание музыкальных инструментов по звуку развивает слух, память и знакомит с русской народной музыкой.
"Традиционная русская кухня"
Филин Федя: В России очень любят пить чай! А к чаю у нас всегда много вкусных угощений! Угадайте, какие из этих блюд традиционные русские?
Ведущий: Игра "Угадай блюдо" знакомит с русской кухней и традициями чаепития.
Заключение
По результатам игры с интерактивно-наглядным дидактическим пособием «Наша родина-Россия», ребенок с ОВЗ, испытывающий сложности в получении информации, преодолевает скованность в использовании сенсорных каналов восприятия, овладевает всем многообразием человеческого опыта, воспринимает развивающую предметно-пространственную среду, проявляет интерес к интерактивной игре. Так же дошкольники, в том числе и с ОВЗ, активизируют познавательную активность и усиливают эффективность усвоения и закрепления материала. Повышается мотивация детей к обучению. Дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений, что является отличным показателем готовности ребенка к обучению в школе. В процессе игры, дети получают новые знания. Помимо развития внимания, памяти, речи, мышления, моторики, социальных навыков, совместно с педагогами дети знакомятся с символами России: официальными и «неофициальными», развивают любовь к своей Родине, ее обычаям и традициям.
Методическая литература
1. Захарова Е. Проект «Развивающая доска- Бизиборд». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. М., 2017.
2. Сомова А.С., Шнюкова Т.А. Учебно – методическое пособие на тему: Развивающая доска –бизиборд. М., 2015.
3. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении// Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001.
4. Балдина О.Д. Народная культура в современных условиях. – Учебное пособие./М.: Российский институт культурологи, Министерство культуры Российской Федерации, 2000г.
- Ватман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. /Волгоград: Учитель, 2008.
6. Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические материалы
Игра «Москва- столица России».
Задачи: формировать представление о столице нашей Родины; познакомить детей с символами Москвы; развивать интерес к истории и культуре родной страны; воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.
Материал: Изображение Спасской башни с часами
Описание.
1 вариант: ребенку предлагается виртуальная экскурсия;
2 вариант: рассказ о московском Кремле;
3 вариант: выбрать Спасскую башню среди других объектов.
Игра «Флаг России».
Задачи: формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе; развивать интерес к истории и культуре родной страны; воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.
Материал: изображение: флаг России, герб России
Описание.
1 вариант: назвать цвета Российского флага; как еще называют Российский флаг (триколор);
2 вариант: собрать флаг из разноцветных полос.
Игра Памятник «Дети войны».
Задачи: формировать представление о героях ВОВ; развивать интерес к истории родной страны и малой родине; сохранение памяти о героях и трагических событиях; воспитывать любовь и чувство гордости к Родине и защитникам страны.
Материал: изображение памятника «Дети войны»
Описание.
1 вариант: назвать правильное изображение памятника
Игра «Матрешки».
Задача: познакомить с негосударственным символом России; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком и техникой оформления.
Материал: нарисованные матрешки, оформленные в разной технике.
Описание.
1 вариант: выбрать похожую матрешку.
Игра «Русский народный костюм».
Задачи: формировать представление о национальном костюме.
Материал: изображение девушек в русских национальных костюмах
Описание.
1 вариант: рассказ о национальном костюме;
2 вариант: найти правильный вариант одежды.
Игра «Русская изба».
Задача: формировать представление о национальном жилище и предметах быта, развивать речь и словарный запас.
Материал: русская изба и предметы быта
Описание.
1вариант: определить современные и старинные предметы быта.
Игра «Традиционная русская кухня»
Задачи: формировать представление о русских традициях.
Материал: различные национальные блюда.
Описание.
1 вариант: рассказ о русских традициях;
2 вариант: определить русские национальные блюда
Игра «Русские народные инструменты»
Задача: развитие слухового восприятия, формировать представление о русских –народных музыкальных инструментах
Материал: музыкальные инструменты
Описание.
1 вариант: выбрать правильное звучание музыкального инструмента
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"
Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....
Методические рекомендации по проведению мастер– класса, с элементами практического показа.
Методическая разработка на тему: « Методические рекомендации по проведению мастер– класса, с элементами практического показа»....

Методическая разработка .Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"
Методическая разработка. Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"...
Рекомендации к выполнению домашнего задания. Лексическая тема недели: «Наша Родина – Россия. Кропоткин – родной город»
Данный материал рекомендуется для выполнения дома упражнений на развитие лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления и связной речи. Все предложенные упражнения, пальчиковая гимнас...
Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя апреля "Наша Родина - Россия. Москва - столица России"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Моя Родина - Россия»
Закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну....

Методическая разработка: Краткосрочный патриотический проект в смешанной средней группе «Моя Родина — Россия».
Актуальность:Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.Дошкольный возраст как период становления личности имеет ...

