Календарное планирование по программе «Юный эколог»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Стрепетова Елена Валентиновна

Календарное планирование по программе «Юный эколог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_svety.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование

 по программе «Юный эколог»

в средней группе №1(№8)

                                                            Составила: воспитатель

                                                                                         высшей квалификационной категории

                                                    МДОУ «ДС № 28»

                                                                                          Е.В.Стрепетова                                        

п/п

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

1

Наблюдение  «Растут ли цветы на нашем участке в начале сентября?»

Уточнить с детьми название цветов, которые растут на участке.

Обратить  внимание на особенности окраски цветов, красоту участка с цветущими растениями.

2

Наблюдение «Все цветы разные»

Уточнить названия цветов .Продолжать учить определять строение цветов: сравнивать их по высоте, окраске, запаху и т.п.

3

Наблюдение «Кто помогал цветам расти?»

Уточнить назначение разных частей растений. Выяснить, что нужно цветам для роста.

2 неделя

1

Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик»

Познакомить с природоведческими сказками  В. Бианки

2

Наблюдение  «Что было сначала, что будет потом?»

Уточнить представление детей о том, какие изменения происходят с растениями во время их роста

3

Наблюдение «Соберем семена садовых цветов»

Обратить внимание детей на появление у растений семян на месте цветков

3 неделя

1

Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы и работы с календарем.

Формировать умение замечать сезонные изменения, находить картинки с их изображениями, развивать наблюдательность.

2

Наблюдение «Где ещё растут садовые цветы?»

Воспитывать умение радоваться красоте цветущих растений

3

Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу»

Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желая сохранить её. Учить украшать помещение цветами.

4 неделя

1

Чтение рассказа Е.Чарушина «Никита-охотник»

Познакомить с произведением  Е.Чарушина.

2

Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания.

Составить осенний гербарий

3

Наблюдение «Как ухаживать за букетом»

Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов.

Октябрь

1 неделя

1

Продолжение чтения рассказа Е.Чарушина «Никита-охотник».

Помочь детям осмыслить литературное произведение в ходе сюжетной игры.

2

Наблюдение «Кто живет в аквариуме?»

Уточнить представления детей об обитателях аквариума. Обратить внимание на то, что аквариум красивый, на него приятно смотреть.

3

Образовательная ситуация «Фрукты и овощи»

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку

2 неделя

1

Наблюдение «Как можно улучшить условия жизни рыбок?

Показать детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди, что за аквариумом нужно ухаживать.

2

Образовательная ситуация «Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.

3

Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Упражнять в наклеивании готовых форм. Составлять целое из частей.

3 неделя

1

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность.

2

Изготовления гербария осенних листьев

Уточнять представления об осенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы.

3

Чтение стихов,  рассказов  про лес.

Уточнять и расширять представления об осенних явлениях природы. Продолжать знакомить с природоведческими рассказами Е.Чарушина.

4 неделя

1

Наблюдение «Для чего рыбкам глаза и как рыбки отдыхают»

Уточнить представление о функции глаз, дать представление о том ,что рыбки, как и все живые существа ,отдыхают и спят.

2

Занятие «Что растёт в лесу?»

Дать детям первоначальные знания о лесе. Познакомить с произведениями искусства-картинами и репродукциями с изображением осеннего леса.

3.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Воробей»

Продолжать знакомить детей с природоведческой литературой.

Ноябрь

1 неделя

1

Наблюдение «Как плавают рыбки и какие они разные»

Уточнить представление детей об особенностях передвижения рыб в воде. Учить сравнивать разные виды рыбок, правильно рассказывать о них.

2

Образовательная ситуация «Кто живет в лесу?»

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

3

Чтение рассказов Е.Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк».

Познакомить с природоведческой литературой, с творчеством Е.Чарушина.

2 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы»

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать .

3

Чтение рассказа Е.Чарушина «Коза»

 Уточнять и расширять представления о козе. Продолжать знакомить с природоведческими рассказами Е.Чарушина.

3 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в ноябре. Развивать наблюдательность.

3

Чтение стихотворений В.Лившица «Поросята», С.Прокофьевой «Подарок»

Продолжать знакомить с природоведческой литературой, уточнять представления детей о домашних животных.

4 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой)

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

3

Итоговая образовательная ситуация по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень»

Обобщить знания детей по теме «Осень». Сформировать у детей обобщенное представление об осени. Развивать познавательный интерес. Соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления.

Декабрь

1 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Наблюдение «Как узнать ель?»

Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

3

Наблюдение «Какая ель?»

Уточнить представления о строении ели. Обратить внимание детей на то, что все ветви у ели покрыты иголками,  которые растут вместо листьев, что иголки короткие,  острые, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны.

2 неделя

1

2 Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой)

Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

2

Наблюдение «Сравниваем ель с искусственной ёлкой»

Уточнить с детьми, чем отличается натуральная ель от искусственной елки.

3

Коллективное изготовление альбома «Елочка»

 Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

3 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в декабре. Развивать наблюдательность.

3

Наблюдение «Поможем нашей елочке»

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

4 неделя

1

Наблюдение «Какой снег»

Уточнить свойства снега.

2

Наблюдение «Снежинки очень красивы»

Рассмотреть с детьми снежинки, обратить внимание на их строение и красоту.

3

Новогодний праздник в зале вокруг искусственной елки.

Вызывать эмоциональный отклик на новогодний праздник.

Январь

1 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Закрепить практические навыки по созданию необходимых условий для растений уголка природы, для птиц на участке.

2

Наблюдение «Делаем цветные льдинки»

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается.

3

Наблюдение «Как лед превращается в воду»

Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, которая содержит грязь, поэтому снег брать в рот нельзя, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

2 неделя

1

Наблюдение «Тёплая и холодная вода».

Уточнять представления о том ,что вода бывает разной температуры-холодная и горячая.

2

Наблюдение «Что находится в шишках ели»

Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена.

3

Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

3 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в январе. Развивать наблюдательность.

3

Наблюдение «Какая ворона и какой воробей?»

Продолжать  учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску.

4 неделя

1

Наблюдение «Как птицы летаю? Какие звуки  издают?»

Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле ,учить различать голоса.

2

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

3

Наблюдение «Птичьи следы на снегу»

Развивать умение по следам определять птиц и что они делали в том или ином месте.

Февраль

1 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Наблюдение «Чем попугай отличается от воробья? Что и как ест попугай»

Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая, о строении его тела, об особенностях строения клюва, что ему нужен разнообразный корм.

3

Наблюдение «Выращиваем овёс»

Вызвать у детей познавательный интерес, к выращиванию овса, желание наблюдать за происходящими изменениями в зависимости от условий.

2 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Выращивание овса.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Наблюдение «Какой у попугая любимый корм?»

Помочь выяснить, какой корм попугай любит больше?

3

Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей»

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук

3 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в феврале.. Развивать наблюдательность.

3

Наблюдение «Выращивание лука»

Уточнить представления о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук ,полезный для здоровья. Отметить изменения ,которые произошли с луком.

4 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Наблюдение «Выращиваем лук»

Развивать умение детей видеть  изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с условиями жизни. Учить делать зарисовку лука в банке.

3

Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран)

Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию).

4

Итоговая образовательная ситуация на тему: «Зимушка-зима».

Систематизировать знания детей о зиме. Закрепить знания о времени года- зима. Развивать образовательный интерес детей. Соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления.

Март

1 неделя

1

Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке.

Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.

2

Наблюдение «Слышит ли попугай?»

Дать детям представление о том, что попугай хорошо слышит слова, может повторять некоторые из них.

3

 Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта».

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.

2 неделя

1

Последнее наблюдение за луком и его зарисовка.

Уточнить изменения, произошедшие по мере роста лука.

2

Образовательная ситуация «Где обедал воробей?»

 Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.

3

Беседа «Март – первый месяц весны»

Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки.

3 неделя

1

Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность.

2

Чтение стихотворения В.Берестова «Корзинка»

Расширять представления о весенних цветах.

3

Наблюдение «Мать – и – мачеха – первые цветы на участке»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с особенностями их строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку.

4 неделя

1

Наблюдение «Что и как едят рыбки?»

Уточнять и расширять представления детей о различных кормах для рыб (сухой, живой); о том, как рыбы ведут себя во время кормления (заранее подплывают к кормушке, плавают под ней в ожидании корма, хватаю ртом корм с поверхности воды или в ее толще).

2

Наблюдение «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?»

 Отметить с детьми, что цветов стало больше: они группами растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями – обилием света, тепла, влаги в этих местах.

3

Образовательная ситуация «Советы Айболита»

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло;

Апрель

1 неделя

1

Наблюдение за ветками в вазе.

Уточнить представления об условиях ,необходимых для роста растений.

2

Наблюдение «Мать-и-мачеха – что это за цветы? »

Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет.

3

Наблюдение «В каких местах растет мать-и-мачеха?»

Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась

2 неделя

1

Наблюдение «Как растут листья и появляются семена у мать-и-мачехи».

Вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомыми растениями. Учить замечать происходящие с ним изменениями.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения (после цветов появляются семена, листья растут и увеличиваются в размере).

2

Наблюдение за ветками в вазе, прорастающими семенами цветов.

Развивать интерес к природе, бережное отношение к растениям.

3

Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?»

Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

3 неделя

1

Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в апреле, развивать наблюдательность.

2

Акция «Украсим Землю цветами».

Развивать практические умения по выращиванию растений.

3

Досуг «День Земли»

Приобщать детей к праздничной культуре.

4 неделя

1

Наблюдение  «Какие листья у мать-и-мачехи?».

Развивать у детей наблюдательность, умение замечать особенности листьев мать-и-мачехи.

2

Образовательная ситуация Весна в лесу»

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха) работы в средней группе детского сада»

3

Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат».

Расширять представления о писателе.

Май

1 неделя

1

Наблюдение «Где растут одуванчики и как их можно узнать?».

Развивать умение детей находить цветок по листьям и форме соцветия.

2

Наблюдение «Чем одуванчик отличается от мать-и-мачехи?».

Учить детей находить различия между растениями (разные стебли,  цветки, листья).

3

Рисуем животных-создаём книгу по мотивам рассказов Е.Чарушина.

Уточнить представления о Е.Чарушине как писателе и художнике.

2 неделя

1

Наблюдение «На пруду»

Выявить различия во внешнем виде диких и декоративных рыбок (размер, окраска, чешуи, форма тела, плавников, головы, глаз) и в поведении (по-разному плавают, едят, реагируют на окружающие предметы).

2

Наблюдение «Как одуванчики ложатся спать?».

Обратить внимание детей на интересное явление-цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

3 неделя

1

Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем.

Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в мае, развивать наблюдательность.

2

Наблюдение «Как выглядит одуванчик во влажную погоду?».

Развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.

4 неделя

1

Создание красной книги своей местности.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Июнь

1

Наблюдение за цветущими растениями.

Расширять и закреплять представления о растениях ближайшего окружения, развивать интерес к природе, наблюдательность.

2

Эколого- оздоровительный праздник. Развлечение на тему: «Зоопарк»

Развивать умение обращать внимание на красоту объектов природы, передавать свои впечатления. Закреплять знания о животных.

3

Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем.

Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность

Июль

1

Наблюдение за насекомыми.

Расширять и закреплять представления о насекомых ближайшего окружения, развивать интерес к природе, наблюдательность.

2

Чтение рассказов Е.Чарушина, рассматривание альбома с его иллюстрациями.

Развивать интерес к природе и творческому отражению впечатлений о ней. Обогащать представления о Е.Чарушине.

3

Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем.

Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность

Август

1

Наблюдение за птицами.

Расширять и закреплять представления о птицах  ближайшего окружения, развивать интерес к природе, наблюдательность.

2

Эколого- оздоровительный праздник. Развлечение на тему: «Наш огород»

Развивать умение обращать внимание на красоту объектов природы, передавать свои впечатления. Закреплять знания о овощах и фруктах.

3

Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем.

Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность

4

Итоговое мероприятие. Образовательная ситуация «Что такое лето?»

Обогатить знания о летних природных явлениях, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе. Соотносить изменения в природе с жизнью растений, животных и птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Программа Юный эколог

Программа "Юный эколог"...

Примерный календарный план занятий по программе «Юный эколог» в старшей группе

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

Планирование кружковой работы "Юный эколог"

Планирование кружковой работы по познавательному развитию....

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....