Главные вкладки

    календарно-тематическое планирование к программе "Юный исследователь"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Щербина Лариса Александровна

    план опытов и экспериментов на год

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

    к программе «Юный исследователь»

    в старшей группе

    Месяц/

    тема

    Тема недели

    задачи

    Развивающая среда

    1

    Сентябрь

    «Вода»

    «Свойства воды»

    Вкус, запах, цвет

    Познакомить детей со свойствами воды. Выяснить, имеет ли вода вкус, запах, цвет.

    Сосуды прозрачные, разной формы, вода, соль сахар, ложечка, пахучий раствор (одеколон), акварельные краски.

    Веточки (свежесрезанные) вербы.

    Свеча, замороженные кусочки льда.

    «Живая вода»

    Познакомить детей с животворным свойством воды.

    «Испарение»

    Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно.

    «Агрегатные состояния воды» жидкое, твердое

    Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в 3-х состояниях: жидком, твердом, газообразном.

    2

    Октябрь

    «Вода»

    «Агрегатные состояния воды» газообразное

    «Облако», «Кораблик»

    Подвести к пониманию того, что вода обладает разнообразными свойствами. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи и выдвигать гипотезы. Формировать элементарные представления о статическом электричестве.

    Тазы с водой, кораблик из бумаги, пластмассовые линейки, расчески, шерстяная ткань.

    Поднос с банкой и крышкой, лед и горячая вода, «снег из морозилки».

    Газированная вода, плоды винограда, прозрачные пластиковые стаканы.

    5 спичек, поднос, вода.

    Банка с водой, монетка.

    «Вода при замерзании расширяется», «Водные эксперименты»

    Выяснить как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

    «Подводная лодка», «Чудесные спички»

    Показать детям взаимодействие воды с воздухом, действие воздуха в воде на предметы.

    Дать понятие «волокна впитывают воду», показать, как распрямляются спички под действием воды.

    «Как достать монету из воды, не замочив рук?»

    Доказать детям, что нагретый воздух и разность атмосферного давления втягивают воду в сосуд. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи и выдвигать гипотезы.

    3

    Ноябрь

    «Воздух»

    «Свойства воздуха»

    Познакомить детей со свойствами воздуха. Развивать познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность.

    Ароматизированные влажные салфетки, корки апельсина. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, миска с горячей водой. Полиэтиленовые мешочки, свеча, тонкие полоски бумаги.

    Кукурузные палочки, духи.

    Жидкое мыло, алюминиевые шарики, чайная ложка, краски.

    «Воздух сжимается», «Воздух расширяется»

    Дать понятия «воздух сжимается», «воздух расширяется». Продемонстрировать опыт, нагревая сосуды.

    «Как обнаружить воздух?»

    Установить, окружает ли нас воздух, и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

    «Куда делся запах», «Сухой из воды»

    Доказать, что пористые предметы впитывают запах. Формировать у детей определенный алгоритм исследовательских действий, выдвигать предложения, делать выводы.

    «Смерч в бутылке»

    Формировать у детей познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность, развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

    4

    Декабрь

    «Воздух»

    «Мыльные пузыри»

    Показать детям, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

    Мыльные пузыри.

    Воздушные шарики, емкость с водой, 2 воздушных шарика (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий).

    Листы бумаги, сухие веточки, соломенная корзина, стеклянные вазы разных размеров, стеклянные бутылки с водой, деревянная коробка, чайная чашка, мольберт, фломастеры.

    Кусок резины от воздушного шарика, нитки, пробирка.

    «Воздушный шарик и соломинка»

    Дать представление детям о том, что внутри человека тоже есть воздух, вместе с детьми обнаружить его.

    «Волшебные звуки»

    Экспериментирование со звуками.

    «Водолаз Декарта»

    Формировать представления о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

    5

    Январь

    «Бумага»

    «Свойства бумаги»

    Виды бумаги

    Познакомить детей со свойствами бумаги. Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Дать понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

    Бумага различных видов и формата, ножницы, емкости с водой.

    Пластиковые тарелки, салфетки, фольга, пластмасса, ткани, картон, емкости с водой.

    Алюминиевая фольга, расческа.

    «Впитывая водяные капли»

    Формировать у детей познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность, развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

    «Танцующая фольга»

    Дать первоначальные представления о статическом электричестве. Показать, как наэлектризованные предметы притягивают к себе фольгу, бумагу.

    6

    Февраль

    «Бумага»

    «Секретное письмо»

    Дать представление детям о свойствах разных жидкостей  на бумаге. Развивать воображение, логическое мышление.

    Бумага, молоко, свеча.

    2 круга из картона с нарисованными изображениями, 2 резинки.

    Листы бумаги, кусочки овощей и фруктов (свекла, морковь, апельсин и др.)

    Шаблоны деталей самолета, картон, карандаш, линейка, ножницы, клей, скотч, трубочка для коктейля, 2 кнопки, 6 резиновых колец.

    «Двойное изображение»

    Дать понять детям, что в быстром движении предметы на разных кружках картона смотрятся как на одном.

    «Необычное рисование»

    Показать детям, что растения (овощи и фрукты) имеют окраску, их можно использовать в рисовании.

    «Реактивный самолет»

    Учить детей самостоятельно определять алгоритм деятельности, закрепить навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Понимать, что результат работы зависит от добросовестного отношения к ней.

    7

    Март

    «Камни»

    «Железо»

    «Горячий, холодный»

    Познакомить детей со свойствами камня (хороший проводник тепла, твердый, тяжелый), формировать у детей познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность, развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

    Камни разной величины, отопительные батареи.

    Пластиковые стаканы, почва, камешки, трубочки для коктейля.

    Скрепки, монеты (белый металл), магниты.

    Металлические опилки, картон, стаканчик.

    «Наверх»

    Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

    «Магнитные силы», «Необычная скрепка»

    Формировать представления о свойствах магнита (притягивает металл). Учить использовать знания для решения проблемы. Развивать способность анализировать результаты эксперимента, делать выводы.

    «Как увидеть магнитные силы»

    Показать магнитное поле вокруг магнитов.

    8

    Апрель

    «Песок»

    «Песок», «Песчаный конус»

    Рассмотреть форму песчинок, установить свойства песка.

    Чистый, сухой песок, лупа или микроскоп.

    Трубочка, склеенная из бумаги, диаметром больше карандаша, карандаш, песок.

    Мокрый песок, формочки для песка.

    Сырое яйцо, сухая пустая скорлупа от яйца, пластилин.

    «Своды и тоннели»

    Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

    «Мокрый песок»

    Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

    «Ванька-встанька – послушное яйцо»

    Показать детям, что песок принимает любую форму.

    8

    Май

    «Тела»

    «Вещества»

    «Строение веществ»

    Расширять представления о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы или микроскопа. Развивать способности к преобразованию.

    Песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа или микроскоп, по 2 стакана с теплой водой, чайные ложки.

    Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы, бумага, картинка парохода.

    Термометры, стаканы с горячей и холодной водой.

    Алюминиевая проволока, кубик, кусок картона, свечка, спички, коробок.

    Набор «Исследователь насекомых».

    «Плавание тел. Изготовление корабля»

    Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

    «Термометр», «Нагревание проволоки»

    Познакомить детей с термометром. Формировать представления о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

    Развивать способности к преобразованию.

    «Исследователь насекомых»

    Познакомить детей с особенностями строения тела насекомых, рассматривать насекомых при помощи специального устройства. Прививать любовь к природе и бережное отношение к насекомым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематический план мероприятий к неделе толерантности и доброты для детей средней группы.

    Календарно-тематический план мероприятий к неделе толерантности и доброты для детей средней группы.                            ...

    Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

    Календарный-тематический план подготовительная группа...

    Календарно – тематическое перспективное планирование 2016-2017 учебного года.

    Календарно – тематическое перспективное планирование 2016-2017  учебного года.Средняя группа ДОУ...

    Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

    Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

    Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

    Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

    Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

    Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...