Программа Юный эколог
рабочая программа (старшая группа) на тему

Программа "Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_ekolog.docx69.51 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование дополнительной платной образовательной услуги

Программа дополнительной бесплатной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста

«Юный эколог»

Основание для разработки программы

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013)  

САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)

Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2012 – 2014 гг.

Устав, образовательная программа МБДОУ

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

Заказчик программы

Коллектив МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвиненок».

Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»

Целевая группа

Группа воспитанников старшего дошкольного возраста в составе 12 человек.

Составители программы

Педагог первой категории Фазлыева М.А.

Цель программы

Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми   он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний. посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек - неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

Задачи программы

Задачи программы:

образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

  воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.

Ожидаемы результаты

Ожидаемые результаты:

1. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.  

2. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; воспитание ответственного отношения к природе.

3. Принимать участие в экологических выставках, конкурсах        

Дети будут знать:

 Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли и Северного края.

 Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

 О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

 О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Срок реализации программы

1 год

Программа дополнительного образования «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и является авторской программой экологической  направленности, созданной на основе парциальных программ:

Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из которых ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2~—7 лет. Данная программа опирается на концептуальные принципы обогащенного развития детей дошкольного возраста, которые обеспечивают единый процесс социализации и индивидуализации личности через субъект – субъектное взаимодействие с ребенком, обозначенные в Программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович, по которой работает детский сад.

Актуальность программы заключается в том, что она:

Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора

  направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию старших дошкольников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы кружковой работы экологического воспитания старших дошкольников, позволяющей полнее реализовать возможности экологического воспитания. Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов,  рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Одна из важнейших задач  экологического воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.   У детей старшего дошкольного возраста   расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития творческого и логического мышления, у детей тренируются внимание, память, восприятие, формируются представления об окружающем мире путем гармоничного развития эмоционально-чувствительной сферы.  Воспитывается самостоятельность, творческая инициатива, воображение, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развиваются способности к моделированию и конструированию.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», будет способствовать, по-нашему мнению, значительному повышению экологической культуры школьников.

Цель программы:

Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми   он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний. посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек - неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

 

Задачи  программы:

образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

  воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок. 

Ожидаемые  результаты.

Дети будут знать:

 Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли и Северного края.

 Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

 О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

 О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Организационно-методическое обеспечение программы

                  (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Юный эколог» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.

Дополнительную бесплатную образовательную услугу посещают воспитанники старшего дошкольного возраста по запросам родителей.

Занятия проводятся 8 раз в месяц, по вторникам и четвергам.

      Временной период

Кол – во занятий

Длительность занятия 25 – 30 минут

Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул

В неделю

2

В месяц

8

В год

60

 

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются:

  • Практические (подражательные, конструктивные, творческие упражнения; выполнение складывания модели);
  • Наглядные (показ выполнения последовательности действий, использование пооперационных карт);
  • Словесные (беседа, рассказ, сказка, объяснение и т.д);
  • Игровые (элемент соревновательности, создание игровых проблемных ситуаций)

Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

 Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли и Северного края.

 Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

 О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

 О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Формы подведения итогов, реализуемых программой дополнительного платного образования

Участие в экологическом  конкурсе – марафоне  для дошкольников «Юный любитель природы»

Календарно - тематическое планирование

Тема

Программное содержание

Октябрь

1.

1.«Цветущие растения»

2.«Поможем дождевому червю найти дом»

Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений  и их функции.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. 

Уточнить, обитателей почвы, на примере дождевых червей, их роль в формировании почвы.

2.

1.«Наш дом - природа»

2.«Осенние изменения в неживой природе Северного края»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. 

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

 Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры).

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

3.

1.«Луг – экоси стема»

(экскурсия)

2.«Лес –многоэтажный дом»

Закрепить правила поведения в природе.

Учить находить связь растений с насекомыми. 

Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. 

Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. 

4.

1.«Кто главный в лесу?»

2.«Овощи и фрукты на нашем столе»

Учить распознавать    5-6 деревьев,

3-4 кустарника северного  края.

 Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне.

 Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах северного края.

Ноябрь

1.

1.«Хлеб всему голова»

2.«Перелётные птицы»

Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

2.

1.«Знакомим детей с почвой»

2.«Я и природа»

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.  Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.

3.

Тема: «Мама – кошка»

Базовые формы – треугольник,

воздушный змей.

(выполнение из двух модулей)

Упражнять в умении складывать базовые формы: треугольник и воздушный змей, соединять части поделки в единое целое;

Активизировать в речи понимание специальной терминологии (прямой угол, диагональ, центральная линия, модуль);

Развивать внимание, память, логическое и пространственное      воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм;

Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами».

4.

1.«Солнце –большая звезда»

2.«Почему бывают разные времена года»

Дать представление о Солнце как о звезде.

Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека.

5.

1.«Как растения готовятся к зиме»

(целевая прогулка)

2.«Осень золотая»

Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.  Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Декабрь

1.

1.Поход в лес по картине

«Зимнее царство»

2. «Как растения приспособились зимовать»

Учить детей видеть красоту зимнего леса, наблюдать за растениями зимой..

Распознавать следы лесных обитателей на снегу. Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе.  Воспитывать бережное отношение к окружающему. Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

2.

  1.«Как животные проводят зиму в лесу?»

 2.«Животные  холодных стран»

Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Северного края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. . Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

3.

 1.«Беседа о зимующих птицах»

2. «Красная книга  Северного края»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц и умение определять их название по голосам.

Продолжать знакомить детей с  «Красной книгой», редкими растениями и животными Северного края.

Уточнять и закреплять правила поведения в природе.

Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.

4.

1.«Зимовка диких и домашних  животных»

2.Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных.

Уточнить признаки домашних и диких животных.

Показать роль человека в жизни домашних животных.

 Расширять и закреплять знания детей о сосне и её полезных свойствах.

 Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его.

Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру

Январь (1,2.3,4 занятия – каникулы)

5.

 1.«Круговорот воды в природе». «Это волшебница - вода»

2.«Вода и её загрязнение»

Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

6.

1.«Через добрые дела можно стать юным экологом»

2.«Приборы – помощники»

Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха.

Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.

7.

1.«Что мы знаем о воздухе»

2.«Как рождается ветер»

Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения.

 Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспер-я, навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окруж. среде. Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность

8.

1.«Камни, песок, глина»

2.«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Уточнить знания детей: песок  –сыпучесть, рыхлость. Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней.

Развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; познавательные способности. Воспитывать бережное отношение к природе. Приспособление животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены

Февраль

1.

1.«Комнатные растения – живой организм»

2.Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые.

Объяснить понятие  «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям  Крайнего Севера.. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать любовь и заботу к растениям.

2.

1.«Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики»

2.«Зимние явления в неживой природе»

Учить детей ухаживать за попугаями. Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками. Закрепить обобщенное понятие «птицы». Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

3.

 1.«Животные жарких  стран»

2.Сравнение диких и домашних животных

Приспособление животных к жизни в природных условиях. Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. 

Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде и кабане (внешний вид, среда обитания). Показать роль человека в жизни домашних животных.

4.

1.«Беседа о зимующих птицах»

2.Беседа: «Семья –источник вдохновения»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Обобщение знаний детей о зиме. Закреплять представления о родственных отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях.

5.

Тема: «Ослик»

Базовая форма – воздушный змей.

Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, по словесной инструкции педагога;

Развивать   мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы;

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место;

Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Март

1.

1.«Как солнце жизнь дает земле»

 2. «Мой край родной, заповедные места»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. На крайнем Севере  зима длинная, весна – стремительная.

Формировать знания о заповедниках Северного  края. Продолжать изучение «Красной книги Северного края». Показать необходимость охраны редких видов животных  и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

2.

1.«Весенние явления в неживой природе»

  2.«Размножение растений»

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Подвести к пониманию, что весна на Севере приходит позже, чем в южные и центральные регионы. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. Формировать  представления о том, как нужно ухаживать за растениями. Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к посадке, любовь.

3.

1.«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

2.«Особенности жизни зверей и птиц весной»

Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды,  болезни и вредители растений.  Учить замечать особенности жизни зверей и птиц  весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений, животных и птиц.

4.

 1.«О животных, которых не любят»

2.«Когда животных в природе становится много или мало»

Способствовать формированию знаний детей о пауках, жабах, змеях; понимания целостности окружающего мира, зависимости одного вида животных от другого. Формировать правила поведения с этими животными. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания.. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Апрель

1.

1. Земля - наш дом.

2.«Сравнение рыб и лягушек»

Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Дать представление о наличии разных стран на планете Земля. Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/, правила поведения в природе.  Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки – и воды и суши.

2.

1.«Мы в ответе за тех, кого приручили»

 2.«Земля – живая планета»

Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Необходимость создания соответствующих условий, близких к природным.

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

3.

1.«Планета Земля в опасности»

2.«Море бывает в беде»

Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. . Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Приспособление диких животных к жизни в природных условиях. Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой. Факты отрицательного воздействия человека на природу. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах

4.

1.«У воды, на воде»

(целевая прогулка на р.Обь по картине )

Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах. Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. Дать понятие «ледоход». Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края..

Май

1.

 1.«Беседа о  

    Весне»

 2.«Этот удивительный мир насекомых»

Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне.Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

2.

  1.«Встречаем птиц»

  2.«Экскурсия в присадовый участок»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные, всеядные.

Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

3.

1.«Растения  весной»

2.«Берегите первоцветы»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. Учить распознавать и называть первые весенние цветы Северного края по листьям и цветам. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Закрепить особенности строения и назначения всех органов растений. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни.

4.

1.Беседа «День растений»

2.Цветущие растения

Закрепить названия 4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений  и их функции

. Продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие растения родного края .

Редкие лекарственные , ядовитые растения.

Мониторинг освоения детьми программного материала

Критерии оценки

  • Сформированные представления о понимании  необходимости охранять природу проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;
  • Овладевать умениями ориентироваться в мире физических   явлений на основе уточнения представлений;
  • Способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;
  • Умение принять цель деятельности;
  • Умение использовать пооперационные карты;
  • Владение действиями самоконтроля;
  • Репродуктивный или творческий характер деятельности;
  • Результативность и самостоятельность в достижении результата.

Уровни освоения ребенком программного материала

Высокий уровень.

Ребёнок знает основные признаки живого,  устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

 Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

 Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и  - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями

Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить особое внимание в работе с детьми.

Механизм   реализации  программы  дополнительной  образовательной услуги

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Юный эколог» разрабатывалась с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.

  • Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
  • Принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
  • Принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип систематичности и последовательности, предполагает что, усвоение учебного материала идет в определенном порядке, последовательности.

Ориентация на выше перечисленные принципы обучения дает основание предположить, что знания дошкольников будут глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.

Заключение.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», будет способствовать, по-нашему мнению, значительному повышению экологической культуры школьников.

Основная задача Программы – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.   У детей старшего дошкольного возраста   расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития творческого и логического мышления, у детей тренируются внимание, память, восприятие, формируются представления об окружающем мире путем гармоничного развития эмоционально-чувствительной сферы.  Воспитывается самостоятельность, творческая инициатива, воображение, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развиваются способности к моделированию и конструированию.

Основная задача педагога:   развивать познавательные способности детей, творческое мышление и интеллект, приобщать к миру прекрасного, обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка, формирующее чувство уверенности в своих силах и способностях.

Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

В первую очередь они способствуют, развитию у детей таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.

Поэтому педагог дополнительного образования действует совместно с педагогами образовательного учреждения, выполняя общую задачу по обучению, воспитанию и развитию детей.

Используемая литература

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. Детство. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2011. – 255 с.

2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

3.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

         5.  «Экологическое воспитание в детском саду» Н.А. Рыжова  

         6.  «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова

          7.  «Природа и ребенок» Р.К. Шаехова

          8.  «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева

          9.  «Семицветик» В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова

          10. Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»

В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой  без ущерба для себя и планеты. Одним из аспек...

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...

дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа

Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...

Дополнительная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественно - научной направленностиВозраст детей 6 - 7 лет...

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....