Примерный календарный план занятий по программе «Юный эколог» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный календарный план занятий
по программе «Юный эколог»
в старшей группе
Составила: воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ «ДС № 28»
И. В. Жидкова
№ п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» | Уточнить с детьми название цветов, которые растут на участке. Обратить внимание на особенности окраски цветов, красоту участка с цветущими растениями. |
2 | Наблюдение «Какие они - цветущие растения? | Продолжать учить определять строение цветов: сравнивать их по высоте, форме, окраске, запаху и т.п. |
3 | Наблюдение «Кто помогал цветам расти?» | Уточнить назначение разных частей растений. Выяснить, что нужно цветам для роста. |
2 неделя | ||
1 | Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик» | Познакомить с природоведческими сказками В. Бианки |
2 | Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?» | Уточнить представление детей о том, какие изменения происходят с растениями во время их роста |
3 | Наблюдение «Соберем семена садовых цветов» | Обратить внимание детей на появление у растений семян на месте цветков |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работы с календарем. | Формировать умение замечать сезонные изменения, определить характер погоды. |
2 | Наблюдение «Где ещё растут садовые цветы?» | Воспитывать умение радоваться красоте цветущих растений |
3 | Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» | Показать семена дикорастущих растений, выяснить, как они распространяются, кто ими питается. |
4 неделя | ||
1 | Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». Наблюдение за березой на участке. | Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева |
2 | Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания. | Составить осенний гербарий |
3 | Наблюдение «Знакомьтесь, дети, я – хомяк» | Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним |
Октябрь | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Устроим для хомяка хороший дом» | Установить, какие условия нужны хомяку для того, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел. Учить детей помогать взрослым в оборудовании клетки для хомяка. |
2 | Наблюдение «Хорошо ли хомяку в новых условиях?» | Учить ребят замечать, как животное ведет себя в новой обстановке, правильно понимать поведение зверька, определять его самочувствие, делать выводы о том. Чего не хватает. Что можно улучшить. |
3 | Наблюдение «Что и как ест хомяк» | Познакомить детей с видами корма для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает.. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Как хомяк делает запасы?» | Показать детям, что у хомяка есть защечные мешки. В которых он может переносить еду в свое гнездо запасать ее. |
2 | Наблюдение «Хомяк – чистоплотный зверек» | Наблюдать с детьми за тем, как хомяк ухаживает за собой, аккуратно пользуется туалетом. |
3 | Наблюдение «Как хомяк отдыхает» | Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течении дня, понаблюдать за тем, в какой позе и где он спит. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
2 | Изготовления гербария осенних листьев | Уточнять представления об осенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы. |
3 | Чтение рассказов В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме». Изготовление самодельных книг. | Уточнять и расширять представления об осенних явлениях природы. Продолжать знакомить с природоведческими сказками В. Бианки. |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Какой хомяк и чем он отличается от мышей?» | Уточнить с детьми внешние особенности зверька. |
2 | Наблюдение «Как передвигается хомяк?» | Уточнить способы перемещения зверька в пространстве. |
Ноябрь | ||
1 неделя | ||
1 | Начало зимней подкормки птиц, обустройство кормушек. | Воспитывать бережное отношение к природе. |
2 | Наблюдение «Когда хомяка трудно заметить?» | Уточнить представление детей о приспособленности хомяка к жизни в природе, о его маскировочной окраске. Развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно-следственные связи. |
3 | Наблюдение «Боится ли хомяк нападения?» | Учить детей наблюдать за поведением зверька в новой ситуации. |
2 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Чтение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», изготовление самодельных книг. | Уточнять и расширять представления о зимних явлениях природы. Продолжать знакомить с природоведческими сказками В. Бианки. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». Наблюдение за березой на участке. | Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева |
4 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
Декабрь | ||
1 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Как узнать ель?» | Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев. |
3 | Наблюдение «Какие у елки иголки?» | Обратить внимание детей на то, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны. |
2 неделя | ||
1 | Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился» | Расширение представления о медведе. |
2 | Наблюдение «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?» | Дать детям представление о том, что разные обстоятельства и люди могут навредить живой ели. |
3 | Наблюдение «Сравниваем ель с искусственной ёлкой» | Уточнить с детьми, чем отличается натуральная ель от искусственной елки. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Наблюдение «Наша елочка красивая» | Учить детей видеть красоту дерева в разное время года. |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Какой снег» | Уточнить свойства снега. |
2 | Наблюдение «Снежинки очень красивы» | Рассмотреть с детьми снежинки, обратить внимание на их строение и красоту. |
3 | Новогодний праздник в зале вокруг искусственной елки. | Вызывать эмоциональный отклик на новогодний праздник. |
Январь | ||
1 неделя | ||
1 | Завершение акции «Зеленая елочка-живая иголочка» | Воспитывать бережное отношение к елке. |
2 | Наблюдение «Получаем талую воду» | Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, которая содержит грязь, поэтому снег брать в рот нельзя, но талой водой хорошо поливать комнатные растения. |
3 | Наблюдение «Замораживаем воду» | Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние превращается в твердый лед (а в не снег): из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки. Чтобы украсить ими участок. Елку. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?» | Учить детей различать птиц по размеру, окраске оперения. Издаваемых звукам; познакомить с их названиями. |
2 | Наблюдение «Как птицы передвигаются по земле?» | Учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле. |
3 | Наблюдение «Пар – это вода» | Познакомить детей с тем, что пар-это мельчайшие легкие капельки воды; объяснить. Что соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». | Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Как птицы летаю?» | Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле |
2 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
3 | Наблюдение «Чем попугай отличается от воробьев и ворон?» | Учить детей целенаправленно рассматривать попугаев. Выделять характерные особенности их внешнего вида. Сравнивать с хорошо знакомыми птицами и находить различия в их строение и поведении. |
Февраль | ||
1 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Чем мы кормим птиц, и что они особенно любят?» | Уточнить, чем питаются птицы (зерносмесь, крошки пиц, творога, каши, хлеба, кусочки свежих фруктов, выращенная зелень, свежая вода и др. |
3 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Вызвать у детей познавательный интерес, к выращиванию лука, желание наблюдать за происходящими изменениями в зависимости от условий. Учить делать зарисовку лука. |
2 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Что есть у попугая?» | Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая. |
3 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Учить детей замечать изменения, происходящие с прорастающими луковицами, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий (вода, свет, тепло); сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь» | Уточнить представление о зимних явлениях в природе. |
4 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Развивать умение детей изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с условиями жизни. |
3 | Наблюдение «Как птицы относятся друг к другу | Обратить внимание детей на то. Что птицы нежно относятся друг к другу. |
Март | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Развивать наблюдательность (замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся) |
2 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
3 | Инсценировка произведения Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» | Развивать театрально-игровое творчество и положительное эмоциональное отношение к содержанию произведения. |
2 неделя | ||
1 | Последнее наблюдение за луком и его зарисовка. | Уточнить изменения, произошедшие по мере роста лука. |
2 | Наблюдение «Кто живет в нашем аквариуме?» | Уточнить с детьми, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбы разных видов, растения, улитки (рыбки красивые, отличаются друг от друга по окраске, размеру и другим признакам) |
3 | Наблюдение «Сравним золотых рыбок по внешнему виду» | Уточнить название рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметить красоту водных обитателей. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность. |
2 | Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь» | Уточнять представления о зимних явлениях в природе. |
3 | Наблюдение «Мать – и – мачеха – первые цветы на участке» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с особенностями их строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку. |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Что и как едят рыбки?» | Уточнять и расширять представления детей о различных кормах для рыб (сухой, живой); о том, как рыбы ведут себя во время кормления (заранее подплывают к кормушке, плавают под ней в ожидании корма, хватаю ртом корм с поверхности воды или в ее толще). |
2 | Наблюдение «Как плаваю золотые рыбки?» | Уточнить представления детей о том, что рыбки хорошо себя чувствуют в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще. |
3 | Наблюдение «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?» | Отметить с детьми, что цветов стало больше: они группами растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями – обилием света, тепла, влаги в этих местах. |
Апрель | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Где можно найти божью коровку?» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, развивать интерес к природным явлениям. Уточнять представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски – красной, желтой, оранжевой – с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, солнечных местах. |
2 | Наблюдение «Рассматриваем божью коровку» | Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрыта сверху двумя жесткими надкрыльями: на маленькой черной головке усы, глаза: надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие. тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности). |
3 | Чтение произведения В. Бианки «Лесные домишки», изготовление книги. | Расширять представления о весеннем поведении лесных птиц. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Как растут листья и появляются семена у мать-и-мачехи». | Вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомыми растениями. Учить замечать происходящие с ним изменениями. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения (после цветов появляются семена, листья растут и увеличиваются в размере). |
2 | Наблюдение «Как божья коровка передвигается?». | Уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами – летает и ползает (передвигается и по воздуху, и по твердой поверхности (ветки, ствол дерева и др.) с помощью крыльев и трех пар ножек. |
3 | Наблюдение «Чем питается божья коровка?». | Рассказать детям о том. Что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек-тлей, которые уничтожают листья и стебли растений. Принося им большой вред, они зеленоватого или коричневатого цвета. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность. |
2 | Сбор веток с листьями, изготовление гербария. | Уточнить представления о весенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы. |
3 | Наблюдение «Как божья коровка защищается от врагов?». | Рассказать детям, что жучок выделяет специальную жидкость всякий раз, когда его тревожат. Яркая окраска предостерегает всех вокруг «Меня есть нельзя –я невкусный». |
4 неделя | ||
1 | Продолжение наблюдений за рыбками в аквариуме. | Расширять представления детей о водных обитателях, их приспособленности к жизни в воде. |
Май | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Где растут одуванчики и как их можно узнать?». | Развивать умение детей находить цветок по листьям и форме соцветия. |
2 | Наблюдение «Чем одуванчик отличается от мать-и-мачехи?». | Учить детей находить различия между растениями (разные стебли, цветки, листья). |
3 | Чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса». | Закрепить представления о лесе как сообществе его обитателей. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Чем караси отличаются от золотых рыбок?». | Выявить различия во внешнем виде диких и декоративных рыбок (размер, окраска, чешуи, форма тела, плавников, головы, глаз) и в поведении (по-разному плавают, едят, реагируют на окружающие предметы). |
2 | Наблюдение «Как одуванчики ложатся спать?». | Обратить внимание детей на интересное явление-цветы открыты в полдень и закрыты вечером. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность. |
2 | Наблюдение «Как выглядит одуванчик во влажную погоду?». | Развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги. |
4 неделя | ||
1 | Создание красной книги свое местности. | Воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-741129-1461850473.jpg)
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-767194-1587659226.jpg)
Экологическая викторина "Юный эколог" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данный материал может быть полезен для педагогов ДОУ. Викторина поможет сформировать у детей и их родителей систему экологических знаний и представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-1145879-1558639024.jpg)
Календарно-тематическое планирование «Неделя юных экологов». Вторая младшая группа
Календарно-тематическое планирование «Неделя юных экологов». Вторая младшая группаТема месяца: летоТема недели: « Неделя юных экологов»Образовательные ситуации, события, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-1297809-1607679840.jpg)
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-752267-1475420475.jpg)
Конспект открытого занятия в кружке «Юный Эколог» в старшей группе «Красная книга»
Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:1. Познакомить детей с «Красной книгой», с какой целью она была создана.2. Сформировать знания о значимости животных и растен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-860280-1480607877.jpg)
Календарное планирование по программе «Юный эколог»
Календарное планирование по программе «Юный эколог»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/24/picture-1293281-1645700816.jpg)
Конспект занятия Юные экологи в старшей группе
Познакомить детей с понятием «экологи». Формировать знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Расширить знания детей и познавательную активность посредств...