«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Поездка в зоопарк»
методическая разработка (старшая группа)

Сластенина Галина Владимировна

Задачи руководства:

1. Закреплять и обогащать знания  о животных, об их внешнем виде, повадках, пище;
    Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке:
     об основных трудовых процессах по обслуживанию животных;
     Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

       2.Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;
          Формировать умение детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и,
          по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив;

          Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о
          последовательности совместных действий;       

          Обогащать содержание и диапазон сюжетов, учить усложнять сюжет с помощью
          расширения состава участников и ролей;

          Закреплять умение организовывать рабочее место;

      3. Развивать умение самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры,  соотносить свои
          желания с интересами других людей;

          Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим
          людям;

          Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами
          этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_v_dou.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

 

«Проектирование  сюжетно-ролевой игры

с детьми  дошкольного возраста»

«Поездка в зоопарк»

в старшей группе

 

                                                                                                                                     Выполнила

Сластенина Галина Владимировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 18

г.о. Самара

Самара, 22

Задачи руководства:

1. Закреплять и обогащать знания  о животных, об их внешнем виде, повадках, пище;

     
    Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке:
    об основных трудовых процессах по обслуживанию животных;

          Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

       2.Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;

          Формировать умение детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и,    
         по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый
          коллектив;

          Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о
         последовательности совместных действий;      

          Обогащать содержание и диапазон сюжетов, учить усложнять сюжет с помощью
         расширения состава участников и ролей;

          Закреплять умение организовывать рабочее место;

      3. Развивать умение самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры,  соотносить свои
         желания с интересами других людей;

          Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим
         людям;

          Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами
         этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

Подготовка к игре:

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

 Обучение игровым приемам

сентябрь

- Изготовление таблички с написанным крупными буквами словом «Зоопарк»;

- Изготовление указателей;

- Фигурки животных - не менее 15 штук (можно сделать самим ребятам из пластилина);

- Изготовление маленьких и больших клеток для разных животных. Проволока для изготовления клеток;

-Забор, ворота (конструктор, строительный материал);

 

- Изготовление билетов;

- Изготовление корма для животных (из пластилина, пенопласта, цветной бумаги);

- Посуда для приготовления пищи.

- Инвентарь: ведерки, метелки, тазики и т. п.;

- Оборудование для ветлечебницы;

- Оборудование для  кафе;

- Фотоаппарат;

- Автобус;

- Сумка кассира; 

- Куклы;

-Деньги;

-Обезьянка.

- Чтение  рассказов Е. Чарушина, Б. Житкова, С. Баруздина о животных, их повадках и условиях обитания, произведений

Л. Шевченко «В зоопарке»,

К.И.Чуковского  «Айболит»;

- Знакомство со стихами С.Я. Маршака «Детки в клетке». «Где обедал воробей?»,

В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица»;

 

- Чтение энциклопедической литературы на тему «Что ты знаешь о животных», «Дикие животные»;

- Знакомство с иллюстрациями
С. Николаевой и Н. Мешковой из серии «Мир вокруг нас. Звери»; Н. Нищеевой из серии «Мир природы. Животные»;

 - Загадки о животных;

- Организация индивидуальных и групповых подвижных и творческих игр. Например «Медведь и пчелы»;  

- Проведение дидактических игр: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет?», «Зоологическое лото», «Земля и ее жители», «Животные Африки», «Обитатели пустыни», «Животные жарких стран», «Животные полярных районов Земли»;

- Изготовление альбома «Зоопарк», «Дикие животные», «Рептилии»;

- Просмотр мультфильмов и фильмов о животных, слайдов и картинок с изображением жизни зоопарка, телепередач о животных: «Мир животных», «В мире животных», «Подводный мир
А. Макаревича»;

- Беседы о животных с использованием иллюстраций обитателей зоопарка;

- Экскурсия в зоопарк. Беседа с работниками зоопарка. 

Беседа о труде взрослых, работающих в зоопарке.

Рассказ о посещении зоопарка;

 

- Рисование и лепка на тему обитателей зоопарка.

Выставка рисунков и лепных фигурок «Наш зоопарк».

- Дать образцы социального поведения

  • Здороваться при встрече с работниками зоопарка
  • Не кричать на территории зоопарка
  • Не просовывать руки за ограждение
  • Не кормить животных
  • Поблагодарить экскурсовода по окончании экскурсии

 

-Дать образцы ролевых диалогов, образцы вхождения в роль: с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика); путем вживания в роль (мимика, жесты);

-Познакомить с игровыми возможностями каждой игрушки, изображающей животное, научить производить с ней разные действия (напоить обезьянку, накормить лисичку, вылечить слона);

-Ввести игровую атрибутику и предметы – заместители;

-Дать образец использования игровой среды (управляет автобусом, продает билеты, лечит животных, кормит и ухаживает за ними, проводит экскурсию, обслуживает в кафе, фотографирует посетителей зоопарка);

                  

- Ввести в игру разнообразные события (покупка билетов, экскурсия, кормление животных), новые сюжетные линии (поездка на автобусе, посещение кафе, фотографирование), происшествие (медвежонок заболел, его нужно вылечить).

                   

3. Перспективный план подготовки к  игре  «Поездка в зоопарк»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Поездка на автобусе

Водитель

Руль

Управляет автобусом, объявляет остановки

«Здравствуйте»

«Кто заказывал автобус для поездки в зоопарк?»

«Следующая остановка – «Зоопарк»

«Выходите из автобуса неторопясь»

Кондуктор


Сумка кондуктора,

Билеты, деньги

Продает билеты, следит за порядком в автобусе.

«Пожалуйста, садитесь в автобус».

«Займите свои места».

«Прошу всех приобрести билеты».

«Доброго пути!»

Экскурсия

Экскурсовод

 

 

 

Указка

Проводит экскурсии, рассказывая интересно, увлекательно об обитателях зоопарка;

«Здравствуйте!».

«Сейчас я покажу вам животных нашего зоопарка».

«Пожалуйста, не дразните животных, не кормите их, не просовывайте руку в клетку»,

«На этом наша экскурсия закончена».

Кормление животных

Служители зоопарка  

Работники кухни

Ведерки, метелки, тазики и т. п.;

Корм для животных.

Посуда для приготовления пищи.

Кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них;

Готовят корм для животных;

«Животные накормлены, клетки вычищены».

«Еда для животных готова», «Можно начинать кормление»,

«Приятного аппетита!»

Ветеринарная лечебница

Врач (ветеринар)

Оборудование для ветлечебницы;

Лечит обитателей зоопарка, делает им прививки;

«Животное заболело»,

«Срочно изолируйте его»,

«Животному нужно сделать укол», «Все будет в порядке»

Покупка и проверка

билетов

Кассир

 

Билеты,

деньги

Продает билеты на посещение зоопарка;

«Вот ваш билет»,

«Возьми, пожалуйста, сдачу», «Приятного просмотра!»,

Контролер

Проверяет билеты при входе на территорию зоопарка

«Ваш билетик?»,

«Проходите, пожалуйста»

Сопутствующие сюжеты

Кафе

Официант

Оборудование для  кафе;

Обслуживает посетителей

«Мы рады приветствовать вас в нашем кафе», «Проходите, пожалуйста!»,

«Что вы будете заказывать»,

«Вот ваш заказ»,

«Приятного аппетита»,

«До свидания», «Приходите к нам еще».

Фотография

Фотограф

Фотоаппарат,

Обезьянка

Фотографирует посетителей вместе с обезьянкой

«Кто хочет сфотографироваться с обезьянкой?»,

«Получите ваши фотографии»

4. Ход игры. 

Воспитатель приносит в группу газету, где сообщается о том, что в зоопарке у медведицы появился маленький  медвежонок. Спрашивает у детей, хотели бы они посмотреть на маленького детеныша.  Воспитатель предлагает детям съездить  на экскурсию в зоопарк. В первый раз во время проведения игры педагог берет на себя главную роль организатора поездки. Далее обсуждается план игры.  Чтобы добраться до зоопарка, нужен автобус, значит нужно заказать транспорт для поездки. Чтобы попасть на территорию зоопарка, необходимо приобрести билеты в кассе. Экскурсию по зоопарку будет проводить экскурсовод, кормить и ухаживать за животными будут служитель зоопарка. Чтобы отдохнуть  после экскурсии, воспитатель предлагает посетить кафе, а на память об экскурсии – сфотографироваться. Далее выбираются дети на роль водителя автобуса, кондуктора, кассира, ветеринарного врача, работников кухни, официанта и фотографа. На роли дети выбираются при помощи загадок. Воспитатель предлагает загадки о профессиях, кто из детей  первым отгадает загадку, тот становится этим героем. Роль экскурсовода воспитатель берет на себя.  

После распределения ролей ребята строятся и выходят из групповой комнаты. Пройдя по коридору, они возвращаются опять в группу, где у противоположной зоопарку стены стоят выстроенные в ряд стульчики — автобус. Водитель занимает свое место и приглашает детей в автобус. Дети рассаживаются по своим местам. Кондуктор предлагает им приобрести билеты. Дети покупают билеты и едут в зоопарк. По дороге они поют веселую песенку.

Услышав остановку «Зоопарк», ребята выходят из автобуса. Воспитатель предлагает им купить входные билеты в зоопарк. Предъявив билеты контролеру, дети входят на территорию. Педагог берет на себя роль экскурсовода, напоминает детям о культуре поведения в зоопарке. Затем подводит детей к каждой клетке, рассказывает им о ее обитателе. Дети рассматривают его, задают воспитателю вопросы и переходят к следующей клетке, пока не осмотрят всю территорию зоопарка. Потом взрослый может предложить детям поиграть в какую-нибудь подвижную игру: «Хитрая лиса», «Зайцы и волк».
В
оспитатель, продолжая игру, говорит детям, что за животными нужно ухаживать, что животные голодны, надо их накормить, напоить, подмести и убрать в клетках. По ходу того, как дети выполняют игровые действия, воспитатель вносит в них коррективы, направляет их, сообщает детям новые знания. Когда дети начинают кормить животных, он рассказывает им, кто, чем питается. Например, надо сказать детям, что тигра кормят мясом, а зайца — капустой и морковью.
Далее воспитатель создает новую игровую ситуацию – маленький медвежонок заболел. Срочно вызывают врача – ветеринара. Он осматривает животное, делает ему укол, и сообщает, что с медвежонком все будет в порядке.

После экскурсии педагог предлагает посетить на территории зоопарка кафе,  где продаются вода, чай, конфеты, печенье, булочки. Дети отправляются в кафе. После посещения кафе фотограф предлагает сфотографироваться на память с обезьянкой. Дети делаю общую фотографию.
При последующем проведении игры воспитатель предлагает детям взять  на себя роли экскурсовода, воспитателя. Дети проводят экскурсию с куклами – привозят их на каком-нибудь транспорте в зоопарк, покупают  им билеты, показывают  всех животных и рассказывают о каждом из них. Покупают куклам конфеты, поят их, и по окончании экскурсии привозят в детский сад.

5. Окончание игры 

Воспитатель говорит об окончании экскурсии. Благодарит всех сотрудников зоопарка за их труд. Водитель автобуса вновь предлагает детям пройти в автобус. Дети возвращаются в детский сад, где их ждет сюрприз – просмотр мультфильма.

 

6. Оценка игры

По окончании деятельности детей воспитатель предлагает обсудить всем вместе, как прошло путешествие в зоопарк. Воспитатель спрашивает, какое животное вызвало у детей особый интерес, с какими животными им не хотелось бы встретиться в лесу, нуждаются ли дикие животные в нашей помощи, кем бы они хотели работать в зоопарке. Обсуждают, кто лучше справился с ролью.

Далее воспитатель дает собственную оценку игре: дети действовали в соответствии с ролью, дружелюбно относились  друг к другу во время игры, сделали много полезного для животных.

7. Схема игры

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Презентация " Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста"

Технология используется как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

Консультация: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста»

Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общ...