"Дорога добра начинается с семьи"
материал

Селянина Л.В.

Обмен опытом , как прививать чувство доброты в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_brch.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сколько же нужно мудрости,

чтобы никогда не терять доброты!

(М. Эбнер-Эшенбах)

Тема «Дорога добра начинается с семьи»

Цель: Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

Задачи:

1. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

2. Обучение родителей эффективному взаимодействию с детьми в совместной деятельности.

3. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Наша жизнь наполнена смыслом, когда мы замечаем добро и можем его по-настоящему ценить, а не принимать как должное.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания и сопереживания в горе, беде, умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.Доброта делает человека воспитанным. «Смелые – всегда добрые», - эти мудрые слова А. М. Горького еще раз говорят о том, что человек, воспитанный высоконравственным, должен быть добрым.

Как учить добру? Доброте нужно учить с детства. Воспитание доброты  связано с пробуждением  в ребенке сострадания и сопереживания в горе, в беде, умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребенок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления  чувства собственного достоинства

      Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими — это важное условие воспитания доброты. Только в семейном кругу ребенок получает первые представления о нравственности и морали, о добре и зле, а значит, от отношений в семье зависит, каким вырастит человек.

«Семья, как институт первичной социализации, должна учить детей добру. ГоворилВ. Сухомлинский. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи.

В Законе РФ «Об образовании»  определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. И наша задача –оказать педагогическую помощь родителям, в воспитании доброго ,отзывчивого, ответственного ребенка , способного прийти на помощь.

Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. Непреложная истина: хорошо воспитать ребенка — значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать ее во имя будущего. Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое — значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.  

И так как мы проживаем в сельской местности окруженной величественной красотой могучего утёса, подножие которого омывает своенравная горная река Иркут, то мы решили  взять за основу одно из направлений воспитания добра в ребёнке, через ознакомление с природой родного края, красотой ближнего окружения. Нашей главной целью совместно с семьей является научить ребенка видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому.

В работе с родителями по привитию детям чувства доброты к ближнему окружению мы проводим родительские собрания, консультации, беседы. Например, при организации родительского собрания на тему" Дорогою добра" родителям было дано задание написать краткое сочинение о важности воспитания доброго ребёнка, и как дома в семье прививают это качество.  Проводим  анкетирование с целью выяснения их понимания связанных с необходимостью нравственного воспитания. По результатам анкетирования подбираем темы групповых  индивидуальных бесед по интересующим вопросам, даём краткие советы и рекомендации. Советуем родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой.Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем  побудить ребенка к добрым поступкам, обучить умению проявлять сочувствие, сострадание и милосердие.

Просвещению родителей в данном направлении, в приёмной детского сада мы оформили стенд, где  размещаем:

- консультации «Природа, семья- ребенок», «Несколько советов по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе», «Воспитание любви к родному краю», «Растим доброго и отзывчивого ребенка». И др.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В нашей группе совместно с родителями организован игровой уголок. Здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно- ролевые дидактические и другие развивающие игры

В работе с родителями используем домашние задания. Родителям и детям предлагаем понаблюдать за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции. В группе расположен уголок леса (макет), уголок природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, уголок экспериментирования, которые созданы совместно с родителями.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В помещении детского сада  собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя,а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В уголке природы имеется библиотека, приобретенная родителями, в которой находится познавательная, художественная детская литература по экологическому воспитанию. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации о природе, анализируют правила поведения в природе, делают умозаключения, проводят беседы.

Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, в прошлом году совместно с родителями мы участвовали в  муниципальном проекте среди дошкольных учреждений «Эколята-дошколята». С помощью родителей оформили развивающий макет «Уголок природы родного края». Дети самостоятельно меняют содержимое в соответствии с временами года, природными изменениями, строят сюжет по своему интересу, проявляя заботу об обитателях макета.

Папы принимают участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада.

В последнее время мы ищем уникальные средства экологического воспитания в современных условиях-это проекты. Уже воплощены в жизнь такие проекты как : «Юные защитники природы», « Берегите природу родного края».

Таким образом, совместная работа родителей, детей и педагогов по воспитанию добрых качеств в ребёнке даёт свои положительные результаты, способствует установлению доброжелательных взаимоотношений, взаимопонимания, взаимоподlержки.

   Любовь к Родине — великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы. С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.

И только тогда , когда ребёнок научился сочувствовать, сопереживать , любить и беречь все то , что  его окружает  он начинает проявлять доброту и заботу к своим сверстникам,. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра для дошкольников "По дороге добра"

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с целью ознакомления с содержанием понятия "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ" средствами риторик...

Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска" и их семей "Дорогой добра"

Материал создан в соавторстве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и старшего методиста...

КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»

КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...

Творческий отчет «Доброе сердце» идет дорогою добра»

Творческий отчет  «Волонтерский отряд     «Доброе сердце»   идет дорогою добра»...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Православная культура для малышей.)

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Прав...

«Доброе отношение к природе начинается в семье»

Статья раскрывает тему воспитания гуманного отношения к природе у детей дошкольного возраста....