Долгосрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Малышкина Академия» -старшая группа
проект (средняя группа)

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sr.gr_.21-22.docx58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»

Рассмотрено                                                                Утверждено

и принято                                                                     Заведующим

Педагогическим советом                                           МДОУ д/с «Колокольчик»

Протокол №___________                                            ________/Маныгина Т.А./

от____________________

Долгосрочный проект

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Малышкина Академия»

средняя группа

 (срок реализации 1год)

                                                                                                         

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                             воспитатель:

                                                                                                        Уресметова Н.В.

                                                                                                     Ативанова И.Н.

                                                         

                                                      г.Новоульяновск

                                                             2021г.

                                                                                            «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

                                                     Актуальность:

 Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.  Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания

Вид проекта: 

групповой;  долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники:

воспитатели, дети средней группы,  родители.

Цель:

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

 

                                             Задачи проекта:

  • Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
  • Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
  • Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
  • Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном и фиксировать результаты доступными методами;
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • . Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;
  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания
  • Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
  • Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру.
  • . Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • . Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Задачи для работы с родителями.

  • Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
  • Выполнять совместные задания по проекту.
  •  Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
  • Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
  • Помогать детям добывать знания.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

       Для детей:

  • Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире;
  •  Формирование бережного отношения к природе;
  • Развитие наблюдательности;
  • Активизация словарного запаса;
  • накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
  • создание единого инновационного пространства;
  • четкое выполнение поставленной задачи;
  • повышение уровня мотивации к занятиям;
  • формирование коммуникативных навыков        

Для родителей:

  • повышение компетентности по данной теме,
  • избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
  • повышение компетентности по познанию окружающего мира, опытно-экспериментальной деятельности, бережному отношению к природе.

       Для педагога:

  • повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Сотрудничество с родителями:

  • Консультации, памятки, буклеты по теме проекта;
  • родительская конференция «Юные исследователи»;
  • анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»;
  • Родительский клуб на тему «Как мы экспериментируем дома»;
  • Родительский клуб на тему «В исследовательской лаборатории»;
  • Родительский клуб на тему «Учимся экспериментировать простым с    способом
  • Портфолио «Экспериментируем всей семьей».

                        Основные формы реализации проекта:

  1. Формы образовательной работы с детьми;
  2. Формы реализации проекта;
  3.   Формы работы с детьми;
  4.  Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
  5.  Проведение НОД в рамках проекта
  6.  Проведение опытов (практических).
  7.  Беседы, беседы с рассматриванием картин.
    Чтение 
    художественной литературы.
  8. •Сбор коллекций, оформление альбомов.
  9. Формы работы с родителями:
    Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

             Содержание реализация проекта

Модель организации экспериментирования;

Для достижения поставленных задач необходимо реализация следующих задач :

Создание центра экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыками исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия .

Развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов ,познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевые прогулки.

Структура провидения игры-экспериментирования:

Постановка, формулирования проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений ,отбор способов проверки, выдвинутых с детьми;

Проверка гипотеза( научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов ,выводов;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

- внешние стимулы ( новизна ,необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

-познавательный мотив(почему так?);

-ситуация выбора;

                       

                               Теоретическая значимость проекта:

  Конкретизированы формы и методы развития познавательной активности посредством опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

                                Практическая значимость проекта:        

  Методические рекомендации по проведению опытно - экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, созданная система по проведению опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста может быть использована педагогами ДОУ, родителями.

Содержание исследований предполагает формирование следующих     представлений.

Раздел 1. Живая природа: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

  1.Семена растений, мех, дерево. (свойства дерева)

Раздел 2.Неживая природа: воздух, вода, снег, лед, песок.

Раздел 3. Физические явления: Цвет, свет, магнит.

Раздел 4. Человек: функционирование организма.

Раздел 5 Рукотворный мир: Стекло, резина, металл.

Структура проведения игры – эксперимента:

•        Постановка, формулировка познавательной задачи.

•        Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

•        Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.

•        Проверка гипотезы.

•        Проверка итогов, вывод.

•        Вопросы детей.

Этапы реализации проекта:

I этап –подготовительный(организационный)

• Изучение психолого-педагогической литературы по теме детского экспериментирования;

• Диагностирование детей, анализ полученных результатов

• Анкетирование родителей;

• Консультации для родителей «Значение познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.

• Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – внедренческий
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.
• Создание картотеки экспериментов для детей среднего возраста;

• Пополнение центра экспериментирования в группе (правила работы в центре экспериментирования, тематические альбомы и пр.);
•  Составление плана работы над проектом.
•  Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
•  Разработка игр, способствующие реализации цели проекта, конспектов занятий с элементами экспериментирования.
III этап – реализация проекта

                                     

                                     Методическое обеспечение:

Методические разработки конспектов занятий; Методическая и художественная литература; Фотоматериалы, видео -  и аудиокассеты, презентации; Настольные и дидактические игры; Иллюстрации и картинки; Природный и бросовый материал, краски, ножницы, карандаши, бумага, камни, шарики и т. д.; Дидактический материал: демонстрационный и раздаточный; Перспективное планирование;

                                  Оснащение детской лаборатории:

1 Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы

(на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.

2 Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного

объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3 Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и

мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа

орехов, листья, веточки, пух.

4 Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные,

пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов

шоколадных конфет.

5 Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные

красители.

6 Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.

7 Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки,

плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.

8 Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная

мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и

водой.

Дополнительное оборудование: Дополнительное оборудование:

  • специальная  одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;
  • Примерное перспективное планирование

Месяц

Содержание раздела программы

Кол-во часов

Темы игр - экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

Вода

4

Диагностика

Волшебница-вода

Свойства воды

Дождь в банке

Октябрь

Воздух

4

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Поиск воздуха

Прогулки невидимки

Воздух работает

Ноябрь

Почва

4

Знакомимся с песком и глиной

Свойства песка и глины

Цветной песок

Игры с песком

Декабрь

Магниты

4

Волшебная рукавичка

Действие магнита на металл

Фокусы магнита

Игра «Рыбалка»

Январь

Лёд

3

Вода превращается в лёд

Где быстрее?

Замёрзнет или нет?

Февраль

Материалы

4

Дерево

Металл

Резина

Пластмасса

Март

Лаборатория огородных наук

4

В маленьком семени прячется растение

Что нужно растениям для жизни?

Лабиринт

Чудеса растений

Апрель

Свет

4

Свет повсюду

Свет и тень

Поймаем солнечного зайчика

Радуга - дуга

Май

Магические фокусы

4

Волшебный шарик

Тайный похититель варенья

Естественная лупа

Диагностика

                   Перспективный план работы с детьми средней группы

№ п/п

Способ реализации

Цель

Задачи

Срок

Постановка цели и задач проекта.

Наметить пути решения проблемы.

Сентябрь

Изучение литературы, подбор методического и практического материала.

Найти эффективные способы реализации проекта.

Сентябрь

Разработка плана занятий с детьми по      теме

1.Открытое занятие «Органы чувств»

Занятия:

2. «Узнаем, какая вода» (свойства воды)

3. «Свойства песка»

Дать знания по теме «Органы чувств»

Выявить свойства воды

Выявить свойства песка

Воспитывать потребность быть здоровым; умение беречь свое здоровье;

Способствовать формированию интереса к познанию своего тела;

Совершенствовать знания детей о профилактике заболеваний органов чувств;

Воспитывать наблюдательность, любознательность, инициативность;

Вызвать у детей сопереживание, желание придти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Сентябрь-октябрь

Октябрь

Октябрь

октябрь

Изготовление мини -лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

«Поиграем с ветерком»

3. «Что в коробке»

Проводить эксперименты с детьми

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Ноябрь

Консультации для родителей по экспериментированию(в рамках тематического планирования).).

Формировать осознанное желание у родителей к выполнению простых опытов с детьми в домашних условиях.

Декабрь - Апрель

1.«Почему осенью бывает грязно»

2.Семейный проект «Опыты на кухне» + папка-передвижка в родительском уголке по данной теме

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Взаимодействие родителей и детей с целью получения какого-то результата

декабрь

1. Свет и тень.

2. Замёрзшая вода.

Задачи : познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Задача : выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды

январь

Тающий лёд.

Разноцветные шарики

«Снег, какой он?»

Задача : определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Задача : получить путём смешивания основных цветов новые оттенки : оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Создание «копилки опытов и экспериментов

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

февраль

«Игры с соломинкой»

Таинственные картинки.

Всё увидим, всё узнаем.

Песочная страна.

Где вода?

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Задача : показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Задача : познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением

Задачи : выделить свойства песка : сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Задачи : выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства : сыпучесть, рыхлость

март

Проведение мастер-класса «Огород на подоконнике»

Фокусы с магнитом.

Солнечные зайчики.

Что растворяется в воде?

Что отражается в зеркале?

Волшебное сито.

Цветной песок.

Игры с песком.

Фонтанчики.

Сплочение работы с родителями, показать результат работы

Задача : выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Задачи : понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Задача : показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

Задачи : познакомить детей с понятием «отражение» , найти предметы, способные отражать

Задачи : познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность

Задачи : познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

Задачи : закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Задачи : развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

апрель-май

апрель

апрель

апрель

апрель

май

Диагностика исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Что исследуется, изучается

Критерии оценки

Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

«Что мне интересно?»

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

«Что нам интересно?»

Группе детей предъявляют те же предметы, что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

«Кораблекрушение»

Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска.

Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

«Перевертыши»

1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.

Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой.

3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,

2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему.

1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем.

2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия).

Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.

3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?

Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

«Сахар»

Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?».

Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?

3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними.

Критерии, уровни усвоения программы

Высокий уровень (2,45 – 3 балла) –

Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень (0 – 1,44 балла) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Результаты мониторинга на начало учебного года (сентябрь 2016)

Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:

С высоким уровнем развития – 19% (4) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 62% (13) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития – 19% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

                                Методическая литература:

1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста »;

2.Нищеева Н. В. «Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ ;

3.Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

4.научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В.;

5.Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год

6.«Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.maam.ru, сайт.

7.1 Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,

2011

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:

ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО» «СЕКРЕТЫ ВОДИЧКИ»

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица  Вид проекта: практический, исследовательско -познавательный. Время реализации: крат...

Проект по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе. Тема: «Волшебная сила магнита».

Цель: Познакомиться с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.Данная цель реализуется через решение следующих задач:Учиться выдвигать гипотезы,  делать умоз...

Проект по организации театрализованной деятельности "Театральный мир" (старшая группа 5-6 лет)

Проект по театрализованной деятельности «Театральный мир»  «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,Когда он живет в мире сказок, творчества,Воображения, фантазии, а без эт...

ООД по познавательному развитию «Электрические чудеса» в рамках реализации проекта по экспериментально-исследовательской деятельности «Лаборатория удивительных наук» с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:  «Электрические чудеса»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшая группаФорма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-ис...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы «Каменная сказка»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «ка...