Двигательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья

Двигательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пучкина Ольга Павловна

Воспитатель

ГБОУ школа 131

 Двигательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

Актуальность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, которая является одним из существенных условий всестороннего развития детей. Малоподвижное положение за рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма детей, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Общая двигательная активность детей снижается по мере их взросления, в силу увеличения учебной нагрузки. Дефицит двигательная активность в режиме дня в значительной мере обуславливает появления гипокинезии, которая может вызвать изменения в организме детей. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же в сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

Придавая особую значимость роли двигательной активности, необходимо определить приоритеты.

Цель – проследить динамику физического развития детей младшего школьного возраста занимающихся физическими упражнениями в спортивных секциях и их сверстников обучающихся по программе дошкольного учреждения «Детство» (ФГОС).

Организация и методы исследования. Работа проводилась на базе «Начальной школы – детского сада № 67 ОАО «РЖД».

На начальном этапе был проведен анализ учебной и научно-методической литературы. Разработан и определен период тестирования физических способностей детей, который состоял из трех этапов в начале, средине и в конце учебного года.

На втором этапе в течение учебного года проводилось педагогическое наблюдение двигательной активности детей в рамках режима дошкольного учреждения, а также проведено тестирование физического развития детей по заранее разработанному плану.

Заключительный этап исследования включал в себя анализ и обобщение полученных данных.

Результаты и их обсуждение. При систематических занятиях в спортивных секциях детей младшего школьного возраста происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма детей. Этому, главным образом, способствуют положительное влияние дополнительных факторов на закрепление умений и навыков физических упражнений.

Регулярные занятия физическими упражнениями в спортивных секциях приводит к увеличению капиллярной сети мышц. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя капилляры не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ во время мышечной работы по сравнению с состоянием покоя возрастает. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физическая нагрузка должна быть систематической, разнообразной и не вызывала переутомления.

Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Это объясняет, тот факт, что когда ученик сидит и думает над сложной задачей и вдруг чувствует потребность пройтись по комнате. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Результаты педагогического наблюдения, характеризующий уровень двигательной активности свидетельствует, что до 75 – 80 % дневного времени дети находятся в не подвижном положении. Анализ произвольной двигательной деятельность составляет примерно до 18 – 24 % в режиме дневного пребывания в дошкольном учреждении.

Средние показатели развития физических способностей занимающихся детей в спортивных секциях на 15 – 20 % выше. Масса тела соответствует возрастным нормативным требованиям, окружность грудной клетки на 1,5 – 2 см больше, сила сжатия кисти выше 2,5 – 3,5кг, а жизненный объём легких на 0,5 – 1 литр превышает средне статические показатели учеников, не посещающих спортивные секции. Таким образом, можно утверждать с достаточной точкой вероятности, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют относительно достаточную двигательную активность, которая в свою очередь является одним из необходимых условий гармонического развития личности.

Выводы.

1. Занятие в спортивных секциях положительно воздействует на достаточность двигательной активности детей младшего школьного возраста. Применение здоровьесберегающих формы работы, способствуют всестороннему и гармоничному развитию подростков.

2. Дефицит двигательной активности рекомендуется восполнять занятиями в спортивных секциях и оздоровительных центрах, что в дальнейшем позволит школьникам избежать нарушения скелетно мышечного аппарата, сердечнососудистой и центральной нервной системы.

3. Динамика физического развития детей имеет устойчивую взаимосвязь с двигательной активностью детей, что подтверждает выше изложенный материал.

 

Список литературы.

1. Абдульманова Л. В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998. – С.187-225.

2. Красношлык З. П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». – Владикавказ, 2008. – 150 с.

3. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Гаев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. – С.-П.: РГПУ им.Герцена А. И., Союз. – 2000. – 159с.

4. Змановский Ю. Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребёнка // Дошкольное воспитание. – 1978. – №8. – с. 45-51.

5. Хрущёв С. В. Двигательная активность детей и оздоровительная роль физической культуры // Вопросы охраны материнства и детства. – 1978. - №2. – с.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару

Тема   самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной  работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года  по  30 декаб...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...