Рабочая программа "Чудесная мастерская"
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа разработана для старших  и подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredelana_kavun_o.v._chudesnaya_masterskaya.docx67.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Рассмотрено

Педагогическим советом МДОУ

«Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Протокол №6  от 31.08.2020

                   Утверждена и введена в действие

приказом от 31.08.2020 года № 128

Заведующий МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________Э.А. Куликов

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Кавун Оксана Владимировна,  

воспитатель

г. Надым, 2021

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
            Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь дошкольника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудесная мастерская» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Устав МДОУ «Солнышко».

Уровень освоения содержания программы: (стартовый)

Актуальность и значимость

         Актуальность по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Занятия по бисероплетению развивают память, внимание, мелкую моторику рук, приучают ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, что создает предпосылку к успешному обучению в школе. Сколько надо проявить настойчивости, трудолюбия, усердия, чтобы закончить свое «произведение» и убедиться, что все получилось так, как было  задумано. Умение критически оценивать свои работы, признавать и исправлять ошибки то же дается детям не сразу. Здесь происходит большая внутренняя работа, а это важно для развития личности ребенка. Для того чтобы ребенок мог раскрыть свои творческие возможности, своими рука изготовить изделие из бисера, необходимо овладеть навыками и умениями, знаниями о разнообразии используемых материалов. Разработанная дополнительная общеразвивающая программа «Чудесная мастерская» (далее - Программа) для детей 5-7 лет направлена на развитие психических процессов, мелкую моторику рук.

Новизна

Новизна программы заключается в развитии у воспитанников творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и т.п.

Педагогическая целесообразность

Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Все занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности воспитанников. За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а непросто повторять определенные движения. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Отличительные особенности настоящей Программы

Отличием является содержание обучения, а точнее выбор техники плетения, материала и тематики работ. В данной Программе обучение отводится на изготовление поделок из бисера на проволоке. Выбор проволоки, как основного материала для низания бисера, обусловлен психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, а именно их мотивацией на результат, причем быстрый, а не на сам процесс. Первоначально работа с проволокой позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца.

Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, так как по тематике, технике выполнения, назначению поделок «проволока очень разнообразна». Так же обучение предусматривает работу с проектами. Творческий проект для воспитанников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности. Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности, – найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер, и что важно, интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, при выполнении проекта воспитанники занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой) и практической  деятельностью.

Еще одной ее отличительной особенностью является расширение разнообразия видов работы бисером (начиная с простых плоских фигурок животных и заканчивая сложными изделиями), материала (от крупного бисера до мелкого), техники плетения (начиная с плоского параллельного плетения и заканчивая дуговым и петельным). Отличает данную Программу еще и то, что по ней могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы

Цель состоит в создании условий для творческого развития личности  и формировании художественной культуры старшего дошкольника, воспитании эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).
  • Формировать практические умения и навыки.
  • Обучать различным навыкам работы с бисером.
  • Научить специальной терминологии – бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.

Метопредметные:

  • Развивать умения производить точные движения пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развивать произвольное внимание, логическое мышление, творческую активность, фантазию.
  • Развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого.
  • Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам.

Личностные:

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим  (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества).
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность.
  • Воспитывать и развивать художественный вкус.
  • Воспитывать экономичное отношение к используемым материалам.

Планируемые результаты реализации программы

Образовательные результаты:

Знать:

-некоторые сведения из истории бисероплетения;

-правила техники безопасности при работе с бисером;

-правила организации рабочего места;

-понятия бисер, рубка, стеклярус,

- секреты мастерства;

- усвоить приемы бисероплетения.

Уметь:

- качественно выполнять изделия;

- читать готовые схемы;

- составлять композиции;

- самостоятельно составлять схемы своих работ.

Метопредметные результаты:

-Развивать умения производить точные движения пальцами рук.

-уметь координированно работать (руки со зрительным восприятием).

- логическое мышление, творческую активность, фантазия.

- уметь работать с инструкцией взрослого.

-уметь образно воспринимать окружающее пространство и эмоционально отзываться о своих работах.

Личностные результаты:

- доброжелательно и с уважением относиться к чужому труду, помогать товарищам.

- внимательно и целенаправленно выполнять задания

-уметь экономно использовать расходный материал.

- развить художественный вкус, формировать культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). 

Адресат программы: воспитанники 5-7 лет дошкольного возраста

Объём и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 36, в том числе предусмотрено 5 часа теоретических занятий и 31 часа практических занятий.

Форма обучения: очная.

Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 час. Продолжительность одного занятия составляет 25 мин.. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.

Наполняемость групп: не менее 15 учащихся

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.

Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля и промежуточных диагностик и по завершении реализации программы.

Виды контроля:         

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы обучения сентябрь;
  • промежуточная аттестация – ноябрь;
  • аттестация по завершению реализации программы – в конце освоения программы с … по май. Итоговой аттестации нет

        Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

        Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических заданий.

Оценивание полученных знаний происходит в форме опроса, представления творческих проектов.

Начальный контроль проводится в форме практических, творческих заданий.

Используемые методы – наблюдение за детьми , тестирование уровня мотивации,.

Промежуточная аттестация - в форме творческого отчета.

Используемые методы – организация и участие в выставках, конкурсах

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме – выставка работ за весь год обучения.

Диагностика сформированности основных умений и навыков выявляется в ходе деления по основным критериям : высокий , средний, низкий.

        Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

        Формы контроля:

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является:

- организация выставок детских работ;

- вручение грамот и дипломов детям;

- создание тематического альбома «Волшебный мир бисера».

- представление творческих проектов.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

        Материально-техническое обеспечение (описать в соответствии с программой):

  • столы, стулья (учебная мебель) – 8столов, 16 стульев
  • компьютер – 1шт;
  • оборудование для практических работ- 15 шт;
  • доска – 1 шт.

        Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

        Методическое и дидактическое обеспечение (описать в соответствии с программой):

  • методические разработки, планы-конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры;
  • дидактические материалы: графические схемы; графические знаки, обозначающие запреты и предписания; таблицы, модели – схемы;
  • учебники, учебные пособия в расчете на одного учащегося;
  • научно-популярные журналы и т.д.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

Работа с родителями предусматривает:

  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, опрос родителей;

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: работа детей индивидуально, в группах,  совместная деятельность педагога рамках проекта.

Формы практико-ориентированной деятельности: проведение выставок творческих работ учащихся.

Формы досуговой деятельности: конкурсы.

2. Учебный план

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

сентябрь

4

0,75

3,25

1

Диагностика

1

0

1

Диагностический инструментарий

2

Вводное.

История бисероплетения. Рассматривание готовых изделий. Техника безопасности при работе с бисером.

Знакомство с материалами.

1

0,5

0,5

Устный опрос

3-4

Плетение бус для куклы

2

0,25

1,75

Готовое изделие

октябрь

4

0,5

3,5

5

Плетение колечка для мамы (подарок маме)

1

0,25

0,75

Готовое изделие

6-7

Кольцо для салфетки

2

0,25

1,75

Готовое изделие

8

Изготовление сувенира-брелка «Осьминог»

1

0

1

ноябрь

4

1,0

3,0

9

Изготовление сувенира-брелка «Осьминог»

1

0,25

0,75

Готовое изделие

10

Выставка готовых работ для родителей и детей детского сада.

1

0,25

0,75

выставка

11-12

Ветка мимозы

2

0,5

1,5

Готовое изделие

декабрь

4

0,75

3,25

13-14-15

Первоцвет

3

0,5

2,5

Готовое изделие

16

Параллельное плетение.

Мухоморчик

1

0,25

0,75

Готовое изделие

январь

3

0,5

2,5

17-18

Параллельное плетение.

Рыбка, дельфин

2

0,5

1,5

Готовое изделие

19

Выставка готовых работ для родителей и детей детского сада

1

0

1

Практическая работа

февраль

4

1,0

3,0

20-21

Сложная снежинка

2

0,5

1,5

Готовое изделие

22-23

Самолет в небе (подарок папе)

2

0,5

1,5

Готовое изделие

март

5

0,5

4,5

24-25

Весенний букет

2

0,5

1,5

Готовое изделие

26-27

Весенняя веточка (коллективная работа)

3

0

3

Готовое изделие

апрель

5

-

5

28

Бабочка

1

0

1

Готовое изделие

29

Гусеница

1

0

1

Готовое изделие

30

Стрекоза

1

0

1

Готовое изделие

31-32

Поделки по желанию детей (подарки для сотрудников детского сада)

2

0

2

Практическая работа

май

3

-

3

33-34-35

Выявление результатов обучения ребенка

по программе кружка

2

0

2

Диагностический инструментарий

36

Выставка работ за весь год обучения для родителей и детей детского сада

1

0

1

Практическая работа

ИТОГО:

36

5

31

        3.Содержание программы

Тема

Теория

Формы и методы обучения

Формы подведения итогов

1

2

Вводное.

История бисероплетения.

Знакомство с материалами. Рассматривание готовых изделий. Техника безопасности при работе с бисером.

Беседа об истории бисероплетения,  о видах бисера(цвет, размер), о саблюдении техники безопасности при работе с бисером.

Беседа  

Опрос

3,4

Плетение бус для куклы

Нанизывание бисера на леску, подбор бисера по цвету.

Закрепление концов лески. Техника безопасности.

Индивидуально – групповая.

Наглядный .

Готовое изделие.

5

Плетение колечка для мамы (подарок маме)

Нанизывание бисера на леску, подбор бисера по цвету. Учить следовать словесным указаниям педагога.

Техника безопасности

Практический

Индивидуально -групповая

Готовое изделие.

6

Кольцо для салфетки

Обучение умению нанизывать бисер на проволоку «елочкой»,

Техника безопасности при работе с бисером и проволокой.

Практический

Индивидуально -групповая

7

Завершение начатой работы.

Игра «На что похоже».

Готовое изделие.

8,9

Изготовление сувенира-брелка «Осьминог»

Обучение умению закреплять один конец проволоки через одну бусинку

Отгадывание загадки.

Рассматривание готового образца.

Пальчиковая гимнастика.

Выполнение работы

 Практический

Индивидуально -групповая

Готовое изделие.

10

11

Ветка мимозы

Обучение формировать маленькие цветки из нити бисера

Слушание стихотворения.

Рассматривание картины с изображением мимозы, готового образца.

Пальчиковая гимнастика.

Выполнение работы.

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Изделие- цветок.

12

Показать как соединять готовые детали, обматывать нитью мулине
Игра «Горячо-холодно»

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовое изделие.

13

Первоцвет

Самостоятельно подбирать бисер разного цвета для цветка

Слушание стихотворения.

Рассматривание картины с изображением первоцветов, готового образца.

Пальчиковая гимнастика

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

14

Рассматривание готового образца.

Пальчиковая гимнастика.

Выполнение работы.

Посадка готовых цветов в гипсовую смесь

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

соединении готовых деталей.

15

Повторение

Стихотворения.

Пальчиковая гимнастика.

Выполнение работы.

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовое изделие.

16

Параллельное плетение.

Мухоморчик

Беседа: техника параллельное плетение.

Игра «Найди отличия»

Загадка о мухоморе.

Рассматривание картинки.

Рассматривание образца.

Пальчиковая гимнастика.

Беседа

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовое изделие.

17

Параллельное плетение.

Рыбка, дельфин

Игра Бусинка к бусинке»

Пальчиковая  гимнастика.

Беседа

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Правильный подбор цвета для изделия.

18

Игра «Море волнуется»

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс  

упражнений

для снятия

переутомления

Беседа

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовое изделие

19

20

Сложная снежинка

Слушанье  

Стихотворения о снежинках

Рассматривание  

Картинки снежинки. Анализ ее формы.

Пальчиковая гимнастика.

Техника безопасности

Беседа

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Правильный подбор цвета для изделия

21

Игра «Горячо-холодно»

Пальчиковая гимнастика.

Беседа

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовые изделие «Снежинка»

22

Самолет в небе (подарок папе)

Чтение  

Стихотворений на тему «самолеты»  

Рассматривание  

Картинки самолетов.

Анализ образца.

 Анализ ее формы.

Пальчиковая гимнастика

Беседа

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

23

Игра «Найди отличия»

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс  

упражнений

для снятия

переутомления

Беседа

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовые изделия «Самолет»

24

Весенний букет

Игра «Найди такую же бусинку»

Пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра «На лугу

Словесный

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Умеют уверенно самостоятельно работать в технике параллельного плетения.

25

Пальчиковая гимнастика.

Комплекс  

упражнений

для снятия

переутомления с глаз.

Словесный

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовые изделия.

Выставка работ

26

Весенняя веточка (коллективная работа)

Игра «Найди отличия»

Пальчиковая гимнастика.

Дружеские взаимоотношения между детьми.

Словесный

Наглядный

Практический

групповая

Уверенная работа в технике параллельного плетения.

Ориентировка в цвете.

Обсуждение совместно коллективной работы.

27-28

Игра «Найди такую же бусинку»

Пальчиковая гимнастика.

Завершение начатой коллективной работы.

Словесный

Наглядный

Практический

групповая

Готовая работа.

Анализ изделия с точки зрения коллективного исполнения.

29

Бабочка

Совершенствование  умение выполнять параллельное плетение.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка

Словесный

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовая работа.

30

Гусеница

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Продолжаем учиться плести по схеме, следуя словесным указаниям педагога.

Словесный

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовая работа.

31

Стрекоза

Пальчиковая гимнастика «Стрекоза»

Продолжаем учиться плести по схеме, следуя словесным указаниям педагога.

Словесный

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовая работа.

32-33

Поделки по желанию детей (подарки для сотрудников детского сада)

Подведение итогов практической работы.

Анализ изделий с точки зрения качества исполнения.

Словесный

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Готовые изделия

34-34

Выявление результатов обучения ребенка по программе кружка

Словесный

Наглядный

Практический

Индивидуально -групповая

Диагностика

335

Выставка работ за весь год обучения для родителей и детей детского сада

Выставка

Готовых изделий

4.Методическое обеспечение

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед);
  • дидактический и лекционный материалы,

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проектный).

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. 

- формы организации учебного занятия - беседа, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, практическое занятие, творческая мастерская.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология коллективной творческой деятельности,

здоровьесберегающая технология,

- дидактические материалы

  • Образцы инструментов, приспособлений (ножницы, иглы, нитковдеватель, ткань, воск).
  • Материалы для бисероплетения: медная тонкая проволока, леска диаметром 0,15; 0,17; 0,20, нитки (капрон, х/б с лавсаном №40, мононить, армированная нить №40); канва для вышивания.
  • Схемы по бисероплетению.
  • Образцы готовых изделий.
  • Плакат «Цветовой круг».
  • Журналы и книги по бисероплетению.

5. Список литературы 

Список использованных источников

1. С.Г. Овчинникова. «Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребенка». Дошкольная педагогика №2 (59) февраль, 2010.

Список литературы для детей:

1. Серия книг "Мастер-класс по бисеру". - М.: ОО ТД Мир книги, 2011

2.Магина А. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки.-М.-СПб,2013.

3.Мартынова Л. Фигурки из бисера. Изд. «Культура и традициции»,2014.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт http://www.biser.info

2. http://1pletenie.net

3. http://www.zhenskoehobbi.net

4. http://www.biser.info.

6. Глоссарий.

 Вспомогательные бусины – это те бусины, которые по окончании работы нужно убрать.

 Жгут – переплетение снизок (низок) из бисера в определенном порядке или плетение по определенным схемам (в результате чего получается шнуроподобное изделие).

 Ключевая (или соединительная) бусина - бусина, расположенная в центре пересечения двух и более нитей.

 Краевые бусины - бусины, расположенные по краям от ключевой бусины.

 Крестик - колечко из четырех бусин.

 Калибрование - отбор бисерин одного размера и формы.

 Низание - вид техники в бисероплетении, который основан на соединении снизок через ключевые бусины.

 Низание столбиком - нанизывание бисера снизу вверх в виде шнура.

 Плетение - вид техники бисероплетения: соединение бисера и бусин в определенном порядке.

 Прямое направление плетения – плетение (прохождение через бусины) иглой в том же направлении, что и в первый раз.

 Обратное направление плетения - плетение (прохождение через бусины) иглой в обратном направлении, т.е. противоположном первому разу.

 Основной или рабочий материал – это бусины, из которых состоит изделие.

 Подвеска - элемент в отделке бисерных изделий.

 Раппорт - повторяющаяся часть узора (от франц. rapporter- приносить обратно)

 Рабочая нить - это нить, на которую нанизывают бусины на выполняемом этапе работы.

 Стоп - бусина - вспомогательная бусина, которую закрепляют на нити в начале работы .

 Связка - бусины, соединяющие ряды.

 Техника плетения (низания) - существуют различные способы плетения изделий, отличающиеся приемами соединения бусин между собой и расположением их относительно друг друга. Разновидности техник плетения - монастырское плетение, гобеленовое плетение, мозаичное плетение и др.

 Цепочка - узкая полоска, сплетенная из бисера любым методом и способная стать самостоятельным изделием.

Шнур - круглая плетеная трубочка.

Фрагментарные украшения - украшения, изготовленные из отдельных элементов (фрагментов).

 МАТЕРИАЛЫ

Бисер - мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки.

 Бусины – бусинки, но намного крупнее бисера, с отверстиями для продевания нити (количество отверстий может быть разное). Материал для бусин разнообразен: стекло, керамика, металл, дерево, кость, натуральные камни, янтарь.

 Блестки - тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластмассы диаметром 2 -20 мм.

Обруч – жесткий каркас с застежкой (или без), на который нанизываются бусины, плетеные бусины, бисер и т.п.

 Пайетки - блестки круглой формы, разных цветов.

Рис - бисер вытянутой формы.

Рубка или рубленный бисер - цилиндрический бисер с обрубленными концами (у китайской рубки края зачастую острые, которые могут перетереть нить; у чешской и японской рубки края сглажены).

 Стеклярус - отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-25 мм, отличается от бисера большей длинной. Бывают гладкими или закрученными.

 Стопперы – небольшие трубочки (длинной около 2-4 мм), которые одеваются на изделие, зажимаются плоскогубцами и тем самым фиксируя бусину или несколько бусин на одном месте.

Стразы - стеклянная имитация драгоценных камней.

Фурнитура – дополнительные детали для какого-либо вида работы или производства. К фурнитуре относится все: швензы, стопперы, замочки, карабины, гвоздики, обручи, колечки и т.п. Фурнитура может быть из различного материала: пластмассы (редко, но встречается, но крайне не практична), драгоценные металлы (серебро, золото), обычные металлы.

 УКРАШЕНИЯ

Амулетница - украшение в виде кулона - коробочки для хранения амулета, оберега.

Браслет - украшение для руки. Браслеты подразделяются на жесткие (замкнутые, пружинящие) и мягкие (плетеные ажуром, цепочками).

 Бриолез (серьги) - серьги, в которых система соединения подвесной части с швензой обеспечивает постоянное вращательное движение серьги во время ношения ее. Это придает изделию особую привлекательность.

 Брошь - украшение для платья, блузы, костюма. Родоначальник брошей - фибула-застежка древних римлян и греков для фиксации складок плащей.

 Бусы - шейное украшение, представляет собой нить с разнообразными нанизанными бусинами.

 Гарнитур - группа украшений (обычно колье, серьги, кольцо), выполненных в едином стиле из одних материалов и объединенных единым художественным замыслом.

 Гривна - женское шейное украшение, выполненное по форме тела, с выраженным декором в центральной части.

 Диадема - женское головное украшение в виде обода или полукороны легкой, ажурной конструкции. Крепится на прическе.

Заколка - украшение, применяемое для крепления галстука, застежки, элементов одежды или просто как декоративный элемент. Состоит из иглы с фиксатором и декоративного элемента.

Запонки - мужское парное украшение- застежка для манжет сорочки. Часто поверхность запонок украшают монограммой.

 Кулон - шейное украшение, является подвеской на цепочке, ожерелье и др. украшениях.

 Кольцо - украшение в виде декоративно украшенного ободка для пальца руки.

 Колье - шейное украшение, состоящее из множества элементов и звеньев, соединенных между собой в единое произведение. Может иметь вид обруча с акцентированными в центральной части элементами декора.

 Ожерелье - шейное украшение, состоящее из одинаковых повторяющихся элементов. Выполняется в виде многозвенного обруча или цепочки.

 Медальон - шейное украшение, разновидность кулона. Представляет собой футляр , в который вставляется мелкий предмет (фотография).

 Серьги - парное изделие головного украшения. Удерживаются в мочках ушей швензами.

7. Календарный учебный график

Срок обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

31.05.

36

36

36

1 раз в неделю по 1 акад./часу

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей 4-7 лет "Творческая мастерская"

Содержание программы. Перспективно - тематическое планирование....

Рабочая программа кружка "ТИКО - мастерская"

Пояснительная запискаПрограмма «ТИКО - мастерская» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка «ТИКО - мастерская».Актуальность программы «ТИКО - мастерская» обуслов...

рабочая программа кружка "Творческая мастерская"

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу кружка "Творческая мастерская"...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа "Мастерская Самоделкина"

рабочая программа по дополнительному образованию для работы с детьми 3-4, 4-5 лет по развитию творческих способностей...