План по самообразованию
материал

Светлана Мажарова

Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

      Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.

       Изучение влияния семьи является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №19»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

                                           

Индивидуальный план

профессионального развития на 2023-2028 учебные годы

Составитель:

Педагог - психолог

                                                                       Мажарова Светлана Валентиновна

Индивидуальный план

профессионального развития педагога -   психолога

на 2023 -2028 учебные годы

Ф.И.О. Мажарова Светлана Валентиновна

Должность: педагог - психолог

Образование: Высшее, ИЭУиП, 2011г.

Повышение квалификации:  «Психологические аспекты работы педагога – психолога образовательного учреждения в области диагностики и коррекции детско – родительских отношений» 72 часа, 2021г. 

Квалификационная категория: Первая

Стаж в данной должности: ноябрь  2011 г.

Тема самообразования: «Психологическое просвещение  родителей  посредством современных форм взаимодействия с ДОУ»

Актуальность и обоснование:

Современная семья – сложный, подверженный разным внешним (экономическим, социальным и политическим) влияниям, испытывающий немалые трудности, часто утративший представления о истинно семейных ценностях, но главнейший для воспитания и развития ребенка, социальный институт. Молодые родители не осознают всю важность благополучной семейной атмосферы на развитие ребенка, «самоценность» дошкольного периода его развития, не достаточно знают возрастные особенности своих детей и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Семья остро нуждается в помощи педагогов, часто не осознавая этого. Но и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки родителей, поскольку в первую очередь семья формирует мировоззрение ребенка, его

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Создание в ДОУ единого социально-психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей. Особую популярность приобретают  различные   формы  работы с родителями, которые позволяют каждому взглянуть глазами других, осознать поведение ребенка и научиться выстраивать правильные модели реагирования на проблемные ситуации, относиться к ребенку как к личности. Также помогают  выстроить гармоничные отношения.

1.Цель:  

Способствовать формированию психологических здоровых отношений между родителем и ребенком.

2.Задачи:

1. Повышение эффективности семейного воспитания.

2. Гармонизация детско-родительских отношений.

3. Проявление интереса родителей к психологическому процессу в ДОУ.

4. Оптимизация стиля семейного воспитания.

5.Повышение познавательной активности родителей в плане саморазвития и самообучения.

6.Увеличение количества посещений родителями психологических мероприятий просветительского характера.

7.Увеличение количества вопросов родителей к педагогу-психологу и усложнение их содержания.

Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Теоретический этап.

Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Практический: Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия. Обновление информационно-справочных стендов. Подбор диагностического инструментария, позволяющего провести социально-педагогическую диагностику семей воспитанников. Совместная деятельность образовательного учреждения и родителей.

Аналитико-диагностический: 

Анализ уровня удовлетворенности качеством воспитательно-образовательного процесса родителями, обоснованности реализуемой программы в работе с родителями.

Обобщение, распространение опыта.

Подведение итогов самообразования.

Срок работы над темой: 2023 -2028 учебные годы

Планируемые результаты:

  • обобщение и анализ опыта работы по исследуемой теме;
  • повышение качества работы по данной теме;
  • внедрение инновационных подходов в работе с родителями в соответствии с ФГОС;
  • разработка и презентация проектов по выбранной теме;
  • организация и проведение мастер-классов, семейного клуба,  по методической теме;
  • разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей;

План работы

«Психологическое просвещение  родителей  посредством современных форм взаимодействия с ДОУ»

Блоки

Мероприятия

Сроки

проведения

Отметка о выполнении

2023 – 2024 учебный год

1.

Теоретический

1.Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовка  памяток консультаций по данной теме

- «Скоро в школу!»

- «Поговорим о детских страхах»

-«Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»

- «О гиперактивности и гиперопеке детей»

- «Почему дети обманывают?»

- «Агрессивный ребенок — это сегодня не редкость»

Подготовка анкетирования родителей  по темам

- стиль  воспитания

- семейные традиции

- знаете ли вы своего ребенка?

- мотивация к обучению

- стоит ли наказывать ребенка

- темперамент вашего ребенка        

  • Родительские собрания/Н. М. Метенова, ИПК «Индиго», 2015
  • Лидия Михайлова-Свирская: Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС, просвещение, 2018

2.Участие в семинарах, вебинарах.

3. Составление плана работы

4. Разработка программы        

Подготовка к родительским собраниям:

-  психологические возрастные кризисы

- психологическая готовность к школе

Подготовка к  мастер - классам

-игры своими  руками

- общение с ребенком

Подготовка к тренингам  с родителями

- «Связующая нить»

- «Мир детский и мир взрослый»

- «Бумеранг родительского гнева»

Подготовка к мастер- классам

- Игрушки детей раннего возраста

- Игра в жизни ребёнка

Подготовка к психологическим акциям

- «Зонтик настроений»

- «Рисунок маме»

- «День объятий и хороших слов»

- «Елочка желаний»

Подготовка к семейным клубам, психологическим гастинным. (согласно плану)

Распотронение педагогического опыта в конференциях, семинарах, публикациях.

учебный год

2024-2025   учебный год

2.

Практический:

Работа

с родителями,

с детьми, педагогами

Сентябрь

Информационно-аналитическая работа

Анкетирование “Условия семейного воспитания”

просвещение родителей

Консультации (по плану)

Информирование

Согласно  плану  работы с родителями на год. Материалы в папки-передвижки  

«Ласковое воспитание» «Психологическая готовность к школе» «Советы по адаптации» «Кризис тех лет – советы по общению»,

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

- составление плана на учебный год  

- заключение договоров с родителями на дополнительные услуги;

- подготовка буклетов по дополнительным услугам

Родительские групповые собрания (новые формы организации)

Октябрь

Информационно-аналитическая работа

Анкетирование родителей на выявление уровня удовлетворенности образовательными услугами ДОУ.

Просвещение родителей

Проведение семейного клуба.

Проведение  анкетирования с папами,  стиль «Проблемы воспитания»

Информирование

Консультации для педагогов  на пед часе “Этика общения с родителями”

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

ОБЩЕЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Общение с ребенком»

-Консультация «Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников»

- Тренинг «Мягкая зарядка»

Психологическая акция:

- «Открытое письмо мамочке»

Ноябрь

Просвещение родителей

Семейный клуб

Информирование

Консультация “Психологическая готовность к школе” “Игы на познавательное развитие”

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

- Детские мастер-классы

- Просмотр открытых занятий

 Психологическая акция:

-  «Зонтик настроений»

Декабрь

Информационно-аналитическая работа

Анкетирование « Воспитание глазами родителей»

Просвещение родителей

Консультация (по плану)

Информирование

«Как развивать самостоятельность у детей», « Аспекты формирования самооценки у дошкольника»

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

- Проведение анкетирования: «Знаю ли я своего ребенка» «Эмоциональное благополучие»

Круглый стол:

-  "Детские страхи и пути их коррекции"

Психологическая акция

- «Елочка желаний»

Январь

Просвещение родителей

 Консультация «Советы что делать, если дети врут»

Информирование

Памятки «Как правильно хвалить ребенка»

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

 Тренинг «Семейные ценности»

Февраль

Просвещение родителей

Консультация воспитателей  по годовому  плану. «Путешествие в школу эмоций».

Информирование

 Консультация “Партнеские отношения родителей и воспитателей”

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети” Поведение семейного клуба.

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

Мастер - класс  «Играем вместе»

Март

Просвещение родителей

“Игы дома с ребенком” “Развитие волевых  качеств  у дошкольников”

Информирование

Папки передвижки

- «Развитие коммуникативных навыков»

- «Быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения». Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

- “Неделя самоуправления в ДОУ”

- Групповые родительские собрания (В нетрадиционной форме)

Апрель

Информационно-аналитическая работа

Мониторинг удовлетворения родителей услугами ДОУ.

Просвещение родителей

Консультация по  годовому плану

- «Психологическая безопасность»

- «Роль отца в воспитании детей»

 Информирование

 -Поведение семейного клуба.

- Деловая игра

- «Нетрадиционные методы работы по профилактике тревожности»

Информирование родителей о результатах обследования

Общее родительское собрание

Итоги работы за учебный год

Игы в летний период

Май

Просвещение родителей

Подготовка памятки

-Как отвечать на деткие вопросы

- Заповеди родителей

Мастер классы с родителями

-«по тропинке родительской  любви »

- “улучшение контакта, взаимопонимания, эмоциональное сближение ребенка и взрослого”

Совместная деятельность “педагоги-родители-дети”

-  Проведение психологической гостиной

- Публикации материала из опыта работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

        

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Диагностический блок

Уровень удовлетворенности качеством воспитательно-образовательного процесса родителями

октябрь, апрель

Аналитический блок

Обоснованность реализуемой программы в работе с родителями

октябрь, апрель

2025 -2026 учебный год

5.

Обобщение,

распространение опыта

1.Работа с педагогами

2. Работа с родителями, детьми

1.Курсы повышения квалификации

2. Принять участие в региональных семинарах – практикумах.

3.Подготовить консультацию для педагогов с выступлением на педагогическом совете

4. Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах и т.д.

1. Совместная деятельность образовательного учреждения и родителей.

2027-2028 учебный год

6.

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео-съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...