Мастер-класс "Игры с блоками Дьенеша во второй младшей группе"
методическая разработка (младшая группа)

Кулькова Светлана Александровна

«Логические блоки Дьенеша», разработал венгерский психолог и математик Золтан Пал Дьенеш, он так же создатель авторской методики «новая математика».

Актуальность данной технологии – это обеспечение математического развития дошкольников; данная технология полностью удовлетворяет современные требования к развивающему обучению.

Цель использования логических блоков Дьенеша: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

информации.

Что это такое? Логический материал представляет собой набор их 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом – красные, синие, желтые;

3. размером – большие и маленькие;

 

4. толщиной – толстые и тонкие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

города Сорочинска оренбургской области

Мастер-класс

«Игры и упражнения с блоками Дьенеша во второй младшей группе»

Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросах развития математических способностей детей. Познакомить с логическими блоками «Дьенеша» и научить использовать их в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Задачи:

Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с  применением развивающих игр с логическими блоками Дьенеша.

3. Обучить участников мастер–класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

План проведения мастер-класса:

1. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практические игры и упражнения с блоками Дьенеша во второй младшей группе.

3. Заключение.

Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбом серии «Блоки Дьенеша».

Ход мастер-класса

1. Знакомство с блоками Дьенеша.

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня я хочу познакомить вас с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша», и показать как их можно использовать в играх и упражнениях с детьми второй младшей группы.

«Логические блоки Дьенеша», разработал венгерский психолог и математик Золтан Пал Дьенеш, он так же создатель авторской методики «новая математика».

Актуальность данной технологии – это обеспечение математического развития дошкольников; данная технология полностью удовлетворяет современные требования к развивающему обучению.

Цель использования логических блоков Дьенеша: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Огромным плюсом данной методики является то, что её можно применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет)

Использование логических блоков в играх это  

1. это средство для развития произвольной памяти, умение анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

2. Это развитие связной речи, творческого воображения и пространственного мышления, инициативы.

3. Это моделирование понятий математики и информатики, алгоритма, кодирование информации.

Что это такое? Логический материал представляет собой набор их 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом – красные, синие, желтые;

3. размером – большие и маленькие;

4. толщиной – толстые и тонкие.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

1 группа игр. Это игры на развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

С их помощью дети получают первые представления о замещении свойств знаками- символами, осваивают умения строго следовать правилам при выполнении действий..

2 группа игр. Это игры на развитие умений сравнивать предметы по свойствам.

Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж», «Засели домики»). («Дорожка», «Найди пару», «Поймай тройку», «Домино»).

3 группа игр. Это игры для развития действий классификации и обобщения

Эти игры и упражнения использую для детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок учится свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса», «Построй дом», «Раздели блоки»).

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер. Обратите внимание на слайды.

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

 Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

II. Практические игры и упражнения с блоками Дьенеша во второй младшей группе.

Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста.

Сначала предлагаются самые простые игры

1. Дидактическая игры «Найди все фигуры как эта»

Цель игры: Знакомить с логическими блоками

 Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой - маленький»«толстый – тонкий»

Ход игры:

Педагог дает детям задания –

«Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).

Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).

Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

4.Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

2. Развивать логическое мышление, память

Ход игры:

Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

5. Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине

2. Развивать логическое мышление

Ход игры:

Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

6. Дидактическая игра «Найди пару»

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

2. Развивать мышление.

Ход игры:

Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т. д.

7.Дидактическая игра «Дорожка для колобка» (Выложи дорожку)

Ребёнку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета и разной формы (разного цвета и размера и т. д., варианты по усмотрению).

8. «Дидактическая игра «Собери картинку по заданной схеме»

В обычной жизни нам часто приходится оказывать помощь родным. Друзьям, просто прохожим. Животным. Стремление прийти на помощь, доброта, ум. Внимательность к людям- это достоинство человека. И конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения, я предлагаю вам стать «спасателями»

К несчастью, в нашей жизни бывают черезвычайные ситуации бедствия, задача

«Спасателей»(т. е ваша задача)

— подготовить транспорт к выезду в район бедствия.

Выложите из блоков Дьениша транспорт по схемам, которые лежат у вас на столах. Педагоги выполняют задание.

Очень много аналогичных заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Дьениша», которые являются составной частью игрового методического комплекса. Накладываются цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге

9. Дидактическая игра «Угощение»

Предлагаю вам угостить животных «печеньями» (фигурами) по заданной схеме.  

10. Дидактическая игра «Домик»

Предлагаю вам заселить фигуры в квартиры в домике.

Игра с блоками плавно перетекает в моделирование русской народной сказки нашей любимой - «Теремок»

(Воспитатель вместе с участниками мастер-класса вспоминает русскую народную сказку «Теремок»).

Воспитатель:

- Стоял в поле теремок. Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)

А мышка была такой: круглая, маленькая, желтая (четвертое свойство «тонкий-толстый» можно пока не вводить)

- Что спросила мышка? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)

- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).

- Кто пришел дальше? (лягушка)

(Остальные герои рассматриваются по этому принципу; блоки дети выкладывают перед собой слева направо; воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

Лягушка – квакушка будет какой: треугольная, маленькая, красная.

Зайчик - попрыгайчик: треугольный, большой, синий.

Лисичка - сестричка: треугольная, большая, красная.

Волчок – серый бочок: квадратный, большой, желтый.

 Воспитатель:

- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Медведь какой: прямоугольный, большой, синий.

- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

  Воспитатель:

- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.

Когда работаем с детьми, у каждого ребенка своя коробка с блоками, и при рассказе сказки мы не навязываем, какими будут герои сказки.

3.Заключение

Таким образом, к концу 2-ой младшей группы дети выявляют до четырех свойств любого предмета, при этом одновременно абстрагируют два из них, сравнивают, классифицируют и обобщают предметы по двум свойствам. Составляют силуэты фигур по схематическому изображению, выполняют действия по простейшему алгоритму.

Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр.

 Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи.

Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми. Спасибо за внимание! (слайд 25)

                         Список литературы:

1. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.

2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.

3. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.

4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой деятельности с использованием логических блоков Дьенеша во второй младшей группе "Лесная полянка"

Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша "Билеты на поезд". Звуковибрационное упражнение со звуком " у". Дидактическая игра "Кто живёт в лесу?" Игра "В лесу"...

"Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша во второй младшей группе"

Занимательные игры с палочками Кюизенера: "Чудесный мешочек", дидактическая игра "Найди мне", " К нам гости пришли", "Кто быстрее", игра "Отгадай загадку, выбери отгатку"....

Работа с блоками Дьенеша во второй младшей группе

Игры с использованием блоков Дьенеша...

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе

Игоровое занятие по математике с исользованием Блоков Дьенеша. Дети помогают Медведю из мультика вернуть Машу, которую украли волки....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Соберем осенний букет» с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе № 1

КонспектНепосредственной образовательной деятельности по ФЭМПна тему: «Соберем осенний букет»с использованием блоков Дьенешаво второй младшей группе № 1...

Математическая грамотность. Блоки Дьенеша во второй младшей группе: «Поможем Зайчику построить дом».

Цель: Сформировать умения детей сравнивать две равные группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов. Задачи:- Закреплять умение детей раз...