Познавательно-исследовательская деятельность "Пробуждение весны"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Ирина Михайловна Малетина

НОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Возраст: подготовительная группа.

ФИО педагога: Малетина И.М.

Тема: «Пробуждение весны»

Цель: формировать представления детей о весне, как времени года.

Задачи:

- обучающие: закреплять знания о связях между живой и неживой природой, о первоцветах; методом экспериментирования дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; песок и глина по-разному впитывают воду; растения получают влагу из корней; вода необходима для жизнедеятельности цветов.

- развивающие: Обогащать словарный запас детей с помощью слов: песчинки, частички глины, прилипли, рассыпался, впитывает, лупа, увеличивает, подснежники, первоцветы.

- воспитывающие: воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: шляпы, лампа, тарелочки с сухим песком и сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа, белые хризантемы, пищевой краситель, прозрачные стаканчики с водой, вода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_prishla_vesna.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Дата проведения занятия: 18.03.2021г.

ФИО педагога: Малетина И.М.

Тема: «Пробуждение весны»

Цель: формировать представления детей о весне, как времени года.

Задачи:

- обучающие: закреплять знания о связях между живой и неживой природой, о первоцветах; методом экспериментирования дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; песок и глина по-разному впитывают воду; растения получают влагу из корней; вода необходима для жизнедеятельности цветов.

- развивающие: Обогащать словарный запас детей с помощью слов: песчинки, частички глины, прилипли, рассыпался, впитывает, лупа, увеличивает, подснежники, первоцветы.

- воспитывающие: воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: шляпы, лампа, тарелочки с сухим песком и сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа, белые хризантемы, пищевой краситель, прозрачные стаканчики с водой, вода.

Ход занятия:

Этапы занятия

Рекомендации

I. Организационный момент

У нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю побыть вам юными учеными. Приглашаю вас в зал заседаний. Председателем нашего ученого совета сегодня буду я.

II. Сообщение темы, цели занятия

Ребята, сегодня утром я получила письмо, а от кого оно сейчас мы узнаем.

Летом ходит без дороги.

 Возле сосен и берёз,

 А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

-Правильно, от медведя. Вот, что он нам пишет:

Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.

- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь.

 - Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

- Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват.

Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.

- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.  

  Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

- Не я виноват, Медведь. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

- Так кто же тогда мне штаны промочил? - рявкнул

Медведь. - Ребята, может вы мне поможете?

-Ребята поможем медведю узнать кто его штаны промочил.

III. Основная часть

Дети, как вы думаете, какое время года изображено на картине?

А что ещё вы видите на картине?

Что ещё вы можете сказать?

А что стало с небом?

А кто прилетел к нам из тёплых краёв?

А как оделись дети?

А сейчас с помощью дидактической игры "Пирамида" мы еще раз повторим признаки Весны.

Задание:

1. Какие первые весенние цветы вы знаете. (Подснежники, крокусы, мать – и – мачеха, сон- трава).

2. Назовите какие звери меняют шубку весной, линяют. (Заяц, лиса, белка)

3. Назовите двух птиц, которые первыми прилетают весной(Скворцы, грачи)

4. Что стало пригревать землю и почему начал таять снег? (Солнышко)

Опыт «Солнце дарит нам тепло и свет».

Ребята, а теперь давайте отгадаем загадку.

«Что на небе расцветает,

И теплом всех согревает?» (Солнце)

Физкультминутка:

Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетело сто грачей. (летят по кругу)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)

А как вы думаете, почему весной тает снег?

Правильно. Солнце похоже на огненный шар. Оно горит над Землёй, как гигантская лампочка и согревает её. Сейчас я вам покажу фотографию Солнца, её сделали космонавты, когда летали в космос. Мы с вами привыкли видеть и рисовать солнышко жёлтым, а вот как оно выглядит в космосе.

(Показ презентации – слайд №2).

Посмотрите, какое горячее Солнце, оно всё бурлит, кипит. А хотите почувствовать, как Солнце согревает Землю?

Пройдите в нашу лабораторию. Давайте представим, что электрическая лампочка – это Солнце. А глобус -это наша планета Земля. Этот прибор называется -теллурий.

(Воспитатель включает теллурий).

Вот так лучик солнца согревает ту часть света, на которую падает свет. Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу.

Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. А как вы думаете, растает снег, если Солнце будет греть также горячо, как греет электрическая лампочка?

Опыт «Где вода?»

Ребята, а давайте отгадаем ещё одну загадку:

«Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?» (Вода)

 Дети, посмотрите на картину, солнышко греет землю, снег тает, превращается в воду, но лужи есть не везде, как вы думаете, почему?

Правильно, вода уходит в землю, но не везде. А почему, мы сейчас узнаем. Посмотрите, из чего состоит песок?

А из чего состоит глина?

Дети: Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу.

(Дети рассматривают частички песка и глины через лупу).

Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды?

(Дети наблюдают).

Что вы увидели?

Дети: В стаканчике с песком вся вода впиталась, а в стаканчике с глиной - вода на поверхности.

Почему глина не впитывает воду?

Дети: У глины частички расположены ближе друг к другу, поэтому они не пропускают воду.

Вспомните, на прогулке, на нашем игровом участке, где бывают лужи?

Дети: Везде, кроме песочницы.

Опыт «Как цветы пьют?».

Дети, скажите, пожалуйста, без чего цветы не могут жить?

Воспитатель: Мы с вами уже несколько дней наблюдаем, как питаются цветы. Давайте же ещё раз посмотрим, что у нас получилось.

(Демонстрация прозрачного стаканчика с цветком).

Воспитатель: Ребята, вспомните, какого цвета были лепестки цветка, который мы ставили в стакан с водой. Посмотрите, лепестки у цветов окрасились в тот цвет, в который окрашена вода. А как вы думаете, почему?

Правильно, каждый цветок получает влагу из корней, если он растёт в земле. Или поднимает её по стебельку, как по трубочке, если он стоит срезанный в стаканчике. Корешки и стебель работают, как маленькие «насосы», они поднимают воду из стаканчика и из земли до цветка. Поэтому у нас лепестки окрасились.

Ребята, а что случится, если у цветов и других растений не будет воды?

Дети, как вы думаете, мы убедились в том, что все цветы и растения не могут жить без воды?

А где? На рисунке.

слайд №1

IV. Подведение итогов

 Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня узнали нового? Что вам было интересно? Что больше всего понравилось?

Ребята, вы сегодня были настоящими учеными и за это я вас награждаю золотыми медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-исследовательский проект «Природа весной» В средней группе

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.      Экологическийпознавательно-исследовательский проект &la...

Познавательно-исследовательская деятельность Признаки весны. Посадка лука.

Утонить признаки весны, развитие кругозора, обогащать словарный запас, развивать устную диалогическую речь; развивать эстетическое восприятие; формировать представление о весне как периоде пробуждения...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Весна. Признаки весны»

Данный конспект ООД будет интересен воспитателям ДОО, занимающихся познавательно-исследовательской деятельностью с деми. В ходе ООД у детей формируются представления о признаках весны и весенних явлен...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Весна. Признаки весны»

Цель: формирование представлений детей о характерных признаках весны и весенних явлениях посредством экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные-закрепить знания о весне и ее признаках...

Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Весна идет - весне дорогу"

Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Весна идет - весне дорогу"...

Познавательно–исследовательский, творческий проект «Весна - красна»

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени....