« Развитие экологической культуры - как основное средство воспитания у дошкольников осознанного правильного отношения к природе.»
статья

Именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой».   

К.Д.Ушинский

  Достижения детей дошкольного возраста  отличаются большими физическими и психическими возможностями- это  начало становления личности.  В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность .
 Детей  этого  возраста можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.  Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.

 Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:

 -экологические знания;

 -экологическое мышление;

-экологически оправданное поведение;

-чувство любви к природе;

  Первое отношение к природе складывается у детей на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одного лишь формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Педагог должен стремиться соединить возникшие в результате непосредственного общения с природой чувства детей с природоохранительными знаниями, что, в свою очередь, станет побудителем различной природоохранительной деятельности.
    В дошкольных учреждениях детей учат внимательно наблюдать за явлениями природы и устанавливать простейшие связи между ними. Детей  подводят к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). Ребята должны знать, что под влиянием солнца и влаги трава быстро растет, начинают поспевать некоторые ягоды, фрукты, овощи.

  Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

 Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.
  Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д.  Знания -  не  самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно  носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса , гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому,  что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
  Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ.

 Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение «писем-жалоб» от жителей живого уголка. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу - своего края, и всей планеты. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Роль экологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к природе.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа от...

Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время работа над проблемами экологического воспита­ния продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...

Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

В данной статье рассмотрены проблемы  экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности  усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе. Конспект занятия по аппликации «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать умение детей составлять аппликацию птицы, научить детей бережно относиться к природе.Задачи: закреплять представление об особенностях строения, форм тела,крыльев, хвоста, отличительн...

«Роль экологической сказки в формирование осознанно-правильного отношения к природе детей дошкольного возраста»

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой....

Роль опытов в формировании осознанного правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В консультации подробно описывается роль опытов в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к природе....