«Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных, речевых и творческих способностей»
консультация

Перевозкина Алёна Валерьевна

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков детей, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных, речевых и творческих способностей».

«Проект есть всякое действие, совершаемое

от всего сердца и с определённой целью».                                                                            

Вильям Килпатрик

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

       Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

        Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, — покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  3. Происходит смена  стиль общения взрослого с ребенком.
  4. Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

             Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию. Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. 

Метод проектов широко используете  в  нашем ДОУ. Педагоги не  только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.

Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы:

- по целевой установке,

- по количеству участников проекта,

- по срокам реализации.

По целевой установке:

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;  К организации поисковой и творческой деятельности детей  подключаются  родители, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатели предлагают детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатели всегда  могут  предоставить справочный,
  2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций,  они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения

  1. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

   Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов  должна быть гибкая, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

По срокам реализации:

  • краткосрочными (одно или несколько занятий);
  • средней продолжительности («Я и моя семья в течение полугода);
  • долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год)

Структура проекта.

1 этап – этап подготовки проекта.                    

Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:

  • определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
  • разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
  • определяют прогнозируемый результат;
  • обсуждают проект с родителями;
  • выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
  • определяют содержание деятельности всех участников проекта.

2 этап – этап практической реализации проекта.

На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.

3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.

4 этап – презентация и защита проектов

Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный, в детском саду  проходит  театрализованное представление Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.

В завершении следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта всегда   яркая, интересная и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя,

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду.

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога),  сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Педагогическая игра-импровизация       

 «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»

Уважаемые коллеги, а сейчас наше общение пройдет в форме игры «Кто хочет стать знатоком проектного метода?» Вам необходимо будет ответить на вопрос по очереди. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрок может воспользоваться только двумя подсказками: помощь зала и звонок другу. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание «Знаток проектного метода».

Вопросы игроку:

  1. Что такое педагогическое проектирование?
    - дань моде;
    - догма профессиональной деятельности педагога;
    - вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:

- в начале;
- середине;
- им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

- коллективный;

- исследовательский;

- долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?
- короткая аннотация проекта;
- опасение педагога о неудачной реализации проекта;
- предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?
- американский педагог демократ Джон Дьюи;

- великий русский педагог К.Д. Ушинский;

- французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

- реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

- выдвижение гипотезы;

- открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

- сопоставление цели и результата проекта

- рефлексивная оценка проекта;

- выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

- репродуктивный;

- поисковый

- творческий.

9. Презентуя проект, педагог должен:

- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам

- привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

Итак, заканчивая работу над первой годовой задачей, можно сделать вывод, мы:

- получили удовлетворение от такого рода деятельности;

- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;

- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;

- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

СПРАВКА ( зачитать)

Закончить педсовет я хотела бы притчей.

Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:

- Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.

Старец показал послушнику старинную рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул ее и спросил:

- Что ты видишь?

Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:

- Я вижу многовековую мудрость этой рукописи.

Тогда старец сказал:

- На самом деле, перед тобой записка греческого купца. А знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что ничего не знаю, просто выучил этот язык.

Может быть, и нам, не бояться признаваться себе в том, что мы что-то не знаем, и заполнять это незнание знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.   Актуальность ...

Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.

Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Краткое изложение опыта работы воспитателя по теме "Использование  проектного метода  в патриотическом воспитании дошкольников"....

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников» (Консультация для педагогов)

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...

Опыт работы «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников».

На протяжении последних лет я работаю над темой «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников». Метод проектов помогает ребенку более осознанно получать знания. Развивать на...

Проблема использования проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников

Аннотация: в статье рассказывается о проектном методе и проблеме его использования с дошкольниками. Известно, что метод проектов оказывает положительное влияние на развитие ребенка, но не стоит забыва...

Родительское собрание «Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных, речевых и творческих способностей»

Цель: познакомить родителей с проектной деятельностью, помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье....