Адаптированная образовательная программа для ребенка с ЗПР
материал
Адаптированная образоваттельная программа для ребенка с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_dlya_rebenka_zpr.docx | 71.03 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДЛЯ РЕБЕНКА 5 ЛЕТ С ЗПР
Ивана И.
Срок реализации с 25.04.2019 по 31.05.2019
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ЗПР………………………………………………………………………
1.2. Цели и задачи реализации Программы………………………………………
1.3. Принципы и подходы к реализации Программ…………………………….
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы……………………………………………………………………….....
1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником Программы……………………………………………………….
1.6. Участники образовательного процесса ……………………………………
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях……………………………………………………………………………..
2.2 Направления коррекционной работы учителя – логопеда ………………….
2.3 Направления развивающей работы педагога-психолога …………………
2.4.Направления индивидуальной работы инструктора по физической культуре…..................................................................................................................
2.5. Направления индивидуальной работы воспитателя………………………
III. Организационный раздел
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее Программа) это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанного ребенка (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
На основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» (науч.рук.Л.А.Парамонова).
С учетом
- Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ под ред. Л.Б. Баряева. СП-б.: ЦДК проф Л.Б. Баряевой 2010г.
- Капустина Г.М., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г.Шевченко. М.: Школьная пресса, 2005г.
- «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (Нищевой Н.В.)
Нормативно-правовая база. Программа составлена в соответствии с:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от от 28.12.2016 N 465-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Комментарий к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;
- Постановление правительства ХМАО - Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии, социальной адаптации»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска «О территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нефтеюганска» от 16.08.2016 № 439-п;
- Рекомендации, изложенные в Письме Министерства образования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Устав МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»;
- Положением о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования.
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с ребенком Иваном И. 5 лет с задержкой психического развития в группе общеразвивающей направленности. Данная рабочая программа разработана с учетом целей и задач общей образовательной программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанника ДОУ.
Программа индивидуального сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанника, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК.
При составлении программы учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опирались на зону его ближайшего развития.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.
Содержание адаптированной образовательной программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1.2 Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования -
Основная цель адаптированной образовательной программы – формирование у ребенка знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Создание благоприятных условий для:
- коррекционно-развивающей работы
- полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства,
- формирования основ базовой культуры личности,
- развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
- социальной адаптации
Задачи:
- создание комплекса коррекционно-развивающей работы, выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями ребенка с ЗПР
- единство подходов к воспитанию ребенка с ЗПР в условиях детского сада и семьи
- - обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционного воспитания, обучения и оздоровления детей с ЗПР;
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
Принципы построения коррекционной работы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольника. Совместная работа педагога – психолога, учителя - логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне его реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.
Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях психолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО ребенок прочно усваивает материал и активно пользуется им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Основные задачи коррекционного обучения:
- овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь;
- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе;
- развитие познавательных интересов;
- обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.
Виды детской деятельности для реализации задач АОП
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями)
- Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы
- полноценное проживание ребенком с ЗПР всех этапов детства,
- обогащение (амплификация) детского развития
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР
- содействие и сотрудничество детей и взрослых,
- признание ребенка с ЗПР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- поддержка инициативы ребенка с ЗПР в различных видах деятельности
- сотрудничество детского сада с семьей
- приобщение ребенка с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности
- возрастная адекватность дошкольного образования
- принцип междисциплинарного подхода
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Характеристика ребенка
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Педагогическая характеристика Ивана И.
Общие сведения:
ФИО ребенка: Иван И.
дата рождения ребенка: 08.08.2012
особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации: Уровень адаптации к детскому саду - средней степени.
отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее: Иван-спокойный, дружелюбный, общительный ребенок, охотно идет на контакт со взрослыми и детьми. Требование воспитателя понимает и принимает. На занятиях слушает педагога, отвечает на вопросы, но сказанное трудно понять, так как речь невнятная. В ходе занятий продуктивной деятельностью требуется индивидуальная помощь.
отношение к учебной (в ДОО - к детской продуктивной, игровой, познавательной) деятельности:
В общении с детьми инициативен, доброжелателен. В игре, как правило, занимает подчинённое положение, второстепенные роли, подражает детям. Часто играет один или в паре с ребенком, с которым сложились дружеские отношения. Общение со сверстниками затруднено в связи с невнятной речью.
В соответствии с возрастом сформированы навыки самообслуживания. Социально-бытовые навыки соответствуют возрастному развитию, осмысленно пользуется предметами личной гигиены, следит за внешним видом. В случае обращения сверстников к нему за помощью откликается на просьбы и старается помочь.
Знает и называет обобщающие слова овощи, фрукты, игрушки, животные, предметы из этих групп. Недостаточно сформирован активный словарь. Знает цвета зеленый, красный, черный, синий, остальные цвета назвать затрудняется. Знает и называет геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Может назвать величину «большой, маленький». Недостаточно сформированы навыки количественного счета в пределах
Трудовые поручения выполняет охотно, аккуратно. При восприятии сюжетного изображения высказывается о содержании не полным предложением. Испытывает трудности при выполнении задания в подгруппе, постоянно требует индивидуальной помощи.
Ведущая рука правая. Ножницам владеет, может разрезать лист бумаги по прямой, срезать уголки у квадрата. Карандаш держит правильно, при раскрашивании выходит за контур рисунка. Мелкая моторика рук развита плохо. Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, медлительность движений, затрудняется в удерживании равновесия, испытывает трудности регуляции темпа движений. В работу включается постепенно, медленно, переключается с одного вида деятельности на другой с трудом. Темп работы медленный, спад наблюдается в случае снижения работоспособности.
Ребенок не может длительное время удерживать внимание на каком-либо деле; затрудняется в распределении и переключении внимания с одного вида деятельности на другой. Не может устанавливать причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной помощи воспитателя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью педагога.
Психологическое заключение: Уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.
Характеристика учителя-логопеда
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие)
Благополучное
Раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, фразы, ЗРР, прерывалось ли речевое развитие)
Задержка психо-речевого и моторного развития.
Отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика
Дыхание поверхностное, ключичное, голос нормальный, нарушение интонационного оформления речи.
Звукопроизношение (изолированное произнесение, в словах, фразах; замены, смешение, пропуски, искажения звуков; примеры речи) _
Дефект полиморфный, характеристика по группам звуков: замены п-т-к, м-н; с-з-ц – межзубные смягчает; ш-ж-ч-щ- свястящие; л/р отсутствует
Фонематическое восприятие не сформировано, грубо нарушена слоговая структура слова.
Словарный запас ограничен простыми высказываниями. Всегда кое-что говорит, но не умеет в нужном случае употребить усвоенные слова, слово воспроизводит с опорой на предмет, а не на память. Не всегда понимает обращенную речь, пассивный и активный словарный запас не соответствуют возрасту
Грамматический строй речи: Функции словоизменения и словообразования в стадии формирования, аграмматизмы в словах, предлоги заменяет, опускает
Связная речь не сформирована с помощью взрослого по наводящим вопросам (фразы 3-5 слов).
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровня, сенсорно-акустическая
1.5. Результаты освоения АОП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнивания с реальными достижениями ребёнка. С целью определения уровня развития ребенка и определения дальнейшего образовательного маршрута может проводиться педагогическая диагностика в форме наблюдения за детьми во время образовательной и самостоятельной деятельности с фиксацией полученных результатов. Эти результаты
используются только для планирования индивидуальной работы с ребенком и дальнейшего планирования образовательного процесса. Процедура индивидуальной педагогической диагностики (мониторинга) проводится с опорой на Карты педагогической диагностики, которые представлены в пособии «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки»/н.р.Л.А.Парамонова
1.6. Участники образовательного процесса
Семья. Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, поэтому в дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Педагог - психолог и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с ребенком необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Задания для родителей подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями программы, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
Взаимодействие воспитателя и специалистов. Все специалисты ДОУ тесно взаимодействуют с воспитателями по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.
Еженедельные задания специалистами ДОУ воспитателю включают в себя следующие разделы:
- логопедические пятиминутки (комплексы артикуляционной, голосовой и дыхательной гимнастики);
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа по заданию педагога - психолога, учителя-логопеда и контроля над поставленными звуками и отработанными лексико-грамматическими формами;
- индивидуальная работа по развитию неречевых психических функций;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного наглядного материала.
Работа всех специалистов ДОУ и семьи строится с учетом следующих методов и приемов работы (с ребенком ЗПР):
- использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
- пошаговость предъявления материала,
- использование заданий в наглядно-действенном и наглядно – образном плане,
- речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,
- учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,
- эмоционально окрашенная подача материала.
2.Содержательный раздел
2.1.Организация образовательной деятельности (при условии - полный год обучения)
Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с ребёнком, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности ребенка:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Речевое развитие включает
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания искусства (словесного, музыкального и изобразительного), мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
- представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Коррекционно - образовательная деятельность, осуществляемая учителем - логопедом, предусматривает речевое развитие. Педагогом -психологом: предусматривает развитие и корректировку познавательных способностей, психических процессов, эмоционально – волевую сферу, воспитателем - познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, инструктором по ФИЗО – физическое развитие. Разработан индивидуальный маршрут.
С Павлом запланирована непосредственно – образовательная деятельность (НОД) на данный период, где расписаны занятия учителя – логопеда, педагога – психолога и воспитателя. Каждый день с Павлом занимаются 2 специалиста с нагрузкой до 20 минут одно занятие.
Сетка индивидуальных развивающих занятий
День недели | НОД | Специалист | |
понедельник | 1-ая половина дня | Коррекционно – образовательная деятельность – логопед (КОД) | Логопед |
2-ая половина дня | Индивидуальная работа по заданию логопеда (ИОД), познавательное/творческое развитие. | Воспитатель | |
вторник | 1-ая половина дня | КОД – психолог | Психолог |
2-ая половина дня | ИОД по заданию логопеда ИОД по познавательному/творческому развитию | Воспитатель | |
среда | 1-ая половина дня | КОД - логопед | Логопед |
2-ая половина дня | ИОД по физическому развитию. ИОД по познавательному/творческому развитию | Инструктор по Физо Воспитатель | |
четверг | 1-ая половина дня | КОД - логопед | Логопед |
2-ая половина дня | КОД - психолог | Психолог | |
пятница | 1-ая половина дня | КОД - психолог | Психолог |
2-ая половина дня | ИОД по познавательному и речевому развитию | Воспитатель |
Программа коррекции специалистов МБДОУ:
Специалист | Содержание | Срок |
Педагог - психолог | Развитие познавательных процессов на индивидуальных занятиях при помощи заданий на развитие восприятия, мышления, речи и памяти; Включение ребенка в группу детей, посещающих занятия на развитие эмоционально – волевой сферы, создание ситуаций включения игры со строгими правилами на внимание, восприятие, пространственной ориентировки; Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств; Развитие коммуникативных навыков. Коррекция процессов мыслительной деятельности (анализ, синтез); Формирование умения устанавливать причинно – следственные связи; понимания простейших логико – грамматических конструкций; умения работать по инструкции, в паре со взрослым. | С 25.04.2019 по 31.05.2019 |
Учитель - логопед | Коррекция звукопроизношения; Формирование коммуникативных навыков общения; Совершенствование мелкой моторики; Развитие зрительно – моторной координации; Постановка диафрагмально – речевого дыхания | С 25.04.2019 по 31.05.2019 |
Инструктор по физической культуре | Формирует координацию основных видов движения, мелкой моторики руки; Работает над формированием положительных качеств в поведении ребёнка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности. | С 25.04.2019 по 31.05.2019 |
Воспитатель | Индивидуальная работа на формирование знаний об окружающем мире; Закрепление умений и навыков связной речи, звукопроизношения; Развивать умение работать карандашом, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш Развитие интереса к обучению в школе Развитие творческих способностей | С 25.04.2019 по 31.05.2019 |
Родители | Закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр и специально подобранных воспитателем и специалистами заданий и упражнений | С 25.04.2019 по 31.05.2019 |
2.2. Перспективное планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с ребенком Иваном И. 5 лет
4-я неделя Апрель | «К нам шагает Весна» |
1-я неделя Май | «Праздничная почта» |
2.-я неделя Май | «Летние путешествия» |
3-я неделя Май | «Что подарит лето нам?» |
4-я неделя Май | «Такие разные насекомые» |
Коррекционно-развивающий тематический план учителя-логопеда:
Темы занятий | Задачи |
«К нам шагает Весна» | Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Развитие дыхания. Формирование сильного длительного вдоха; Развитие фонематического слуха; Развивать артикуляционную и мелкую моторику кистей рук; |
«Праздничная почта» | Расширять словарь праздника 9 мая, уточнить приметы в окружающей жизни. Развивать дыхание; Развивать фонематический слух; Развивать артикуляционную и мелкую моторику кистей рук; |
«Что подарит лето нам?» | Закреплять понятие о временах года и их последовательности; Развивать внимание, память речевое дыхание и голос, мышцы артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику. |
«Такие разные насекомые» | Расширять представление о насекомых; Учить находить слова, сходные и различные по звучанию; Развивать артикуляционная моторику и мелкую моторику; Развивать лексико- грамматическую сторону речи |
Диагностика проводится по авторскому комплексу Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития.
Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речи дошкольников.
Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с задержкой психического развития, предполагают наличие у него развернутой фразовой речи. При этом для выполнения большинства заданий от ребенка не требуется развернутых речевых объяснений.
Результаты обследования заносятся в речевую карту.
Для оценки динамики логопедической работы предполагается обследовать ребенка в начале и в конце года.
2.3. Тематическое планирование индивидуальных занятий с педагогом - психологом:
Месяц | Темы, разделы | Цели и задачи | Наименование форм работы и упражнений |
Апрель - май 2019 | Развитие психических процессов. Развитие эмоционально- волевой, личностной сферы | Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития; Снятие негативной энергии. Повышение мотивации обучения через передачу положительных эмоций. Развитие коммуникативных навыков, формирование адаптивных форм поведения. Самопознание себя личности. | 1. Развитие психических процессов с использование игровых технологий. 2. Развитие коммуникативности с использованием психотехник и арттерапевтических приемов. 3. Формирование эмоциональной стабильности, осознание эмоций. 4. Обучение приемам снятия агрессивных и негативных эмоций и тревожного состояния. 5. Комплекс упражнений на формирование адекватного отношения к себе. 6. Закрепление адекватного эмоционального реагирования на различные ситуации через проигрывание сюжетно-ролевых игр (применение арттерапевтических приемов). |
В целях отслеживания результатов работы, с воспитанником проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте дошкольника с ограниченными возможностями здоровья »
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
2.4. Направления индивидуальной работы инструктора по физической культуре
Дата | Задачи: |
26 апреля | Учить прыгать на 2 ногах с продвижением вперёд; Учить бегать наперегонки с высокого старта; |
3 мая | Повторить ходьбу разными способами со сменно положением рук; Учить прыгать на 1 ноге с продвижением вперёд; Учить основным приемам ползания и лазания; |
10 мая | Закрепить метание мячей разными способами; Учить вису на гимнастической лестнице, раскачиваясь вправо-влево; |
17 мая | Учить бегу разными способами (с подниманием бедра, с захлестыванием голени); Повторить подбрасывание и ловля мяча двумя руками; |
24 мая | Учить отбивание мяча одной рукой; Закрепить прыжок в длину с места; |
31 мая | Учить челночный бег 2*5м Закрепить лазание по гимнастической лестнице удобным способом; |
Процедура индивидуальной педагогической диагностики (мониторинга) проводится с опорой на Карты педагогической диагностики, которые представлены в пособии «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки»/н.р.Л.А.Парамонова
2.5. Направления индивидуальной работы воспитателя
Месяц/неделя | Тема недели | Образовательная область | Задачи | Методы и приемы | Панируемый результат |
Апрель 4 неделя | Выдумщики и изобретатели | Познавательное развитие | Упражнять в количественном счете, закреплять знание цифр от 1 до 5, развивать умение согласовывать числительные с существительными. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. | 1. Д\и «Подбери цифру» 2. Д/и «Что бывает весной (зимой)» («Назови время года») | Может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5 шт , соотносит последнее числительное с группой предметов, знает цифры от 1 до 5, может согласовывать числительные с существительными. Называет сезонные изменения в природе. |
Речевое развитие | Упражнять в составлении описательного рассказа об игрушке, развивать связную речь мелкую моторику рук. | 1.Д/И «Угадай и опиши» («Чудесный мешочек») 2. Пальчиковая игра "Паучок" | Может составить описательный рассказ о предмете из 4-5 простых предложений. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Развивать умение принимать на себя роль в совместной со сверстниками игре и выполнять несколько последовательных ролевых действий | С/р игры «Водители», «Семья» | С небольшой помощью взрослого принимает на себя роль совместной со сверстниками игре и выполняет несколько последовательных ролевых действий | ||
Художественно-эстетическое развитие | Упражнять в скатывании шара и овоида из пластилина, развивать умение лепить животное из нескольких частей (голова-шар, туловище –овал), соединяя детали примазыванием, развивать мелкую моторику. | Лепка «Кошечка» | Умеет скатывать шар и овоид, соединяет части изделия примазыванием | ||
Май, 1 неделя | Праздничная почта | Познавательное развитие | 1.Упражнять в сравнении предметов по ширине (4 градации), учить обозначать в речи результаты сравнения (узкий, пошире, еще шире, самый широкий и на), выстраивать ряд в возрастающем и убывающем порядке 2. Упражнять в порядковом счете | 1. Упражнение «Сравни ленты» 2. Д/ и «Теремок» (Каким по счету пришел в теремок заяц?) | Сравнивает предметы по ширине, выстраивает их в ряды, правильно отвечает на вопрос «Какой по счету?» |
Речевое развитие | Активизировать в речи глаголы, расширять глагольный словарь; развивать мелкую моторику рук; | 1. Д\И «Кто что делает» (профессии, животные) 2. Пальчиковая гимнастика «Почтальон» | Может назвать 4-5 действий к существительному | ||
Социально-коммуникативное развитие | Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться с партнером по игре о сюжете игры, о распределении ролей | Организация взаимодействия детей через принятие педагогом второстепенной роли в с/р игре «Семья», «Поликлиника» | Может вступать во взаимодействие со сверстниками: договариваться с партнером по игре о сюжете игры, о распределении ролей | ||
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение вырезать круг из квадрата, закругляя углы | Аппликация «Оживи шарики» | Может рисовать круг концом кисти, закрашивает изображение. | ||
Май, 2 неделя | Во поле березка стояла | Познавательное развитие | Развивать умение проводить целостно-расчлененный анализ объектов: выделить целое и его части. Упражнять в сравнении предметов по высоте (4 градации), учить обозначать в речи результаты сравнения | 1.Д/и «Часть и целое» 2.Упражнение «Сравни деревья и дома» | Может выделить в предмете его части, узнать по части целый предмет. |
Речевое развитие | Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; составлять рассказ по серии сюжетных картинок по сказке. «Как коза избушку построила», развивать связную речь. | 1.Д/и «Назови ласково»(лист-листик) 2. Пальчиковая гимнастика «Семья» 3. Упражнение «Разложи по порядку и расскажи» | Умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением с небольшой помощью взрослого; может рассказать сказку по серии сюжетных картинок. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться с партнером по игре о сюжете игры, о распределении ролей, организовать игру | Организация с/р игр «Семья», «Магазин» с назначением Паши на главную роль. | Может организовать игру с помощью взрослого, вступать во взаимодействие со сверстниками: договариваться с партнером по игре о сюжете игры, о распределении ролей | ||
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение рисовать концом кисти, закрашивать изображение, не выходя за контур | Рисование «Птички в гнездышка» Упражнение «Обведи по точкам и раскрась» | Может рисовать круг концом кисти, закрашивает изображение, незначительно выходя за конуры | ||
Май, 3 неделя | Такие разные насекомые | Познавательное развитие | Развивать умение классифицировать объекты природы, производя обобщения предметов по определенным признакам (деревья, фрукты, овощи, дикие и домашние животные и др) | Д/и «Продолжи ряд» Д/и «Назови одним словом» | Может классифицировать объекты природы, производить обобщения предметов по определенным признакам (деревья, фрукты, овощи, дикие и домашние животные и др) |
Речевое развитие | Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, умение различать и называть первый звук в слове (р и р’). | 1. Инсценировка переклички «Курочка-рябушечка», «Кисонька мурысонька» 2. Упражнение «Будь внимательным» (услышишь звук- хлопни в ладоши) | Может вести ролевой диалог. Может различать и называть первый звук в слове. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться с партнером по игре о сюжете игры, о распределении ролей, организовать игру | Организация с/р игр «Семья», «Магазин» с назначением Паши на главную роль. | Может организовать игру с помощью взрослого, вступать во взаимодействие со сверстниками: договариваться с партнером по игре о сюжете игры, о распределении ролей | ||
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение рисовать ветки деревьев концом кисти на силуэте деревьев, выполнять правильно штриховку. | Рисование «Лес для смешариков» Упражнение «Полосатая майка», «Нарисуй зебре полоски» | Может рисовать ветки деревьев концом кисти на силуэте деревьев ( с небольшой помощью взрослого | ||
Май, 4 неделя | Летние путешествия | Познавательное развитие | Развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости; Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. | 1. Д/И «Назови причину», «Скажи почему?») | Может устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости Называет сезонные изменения в природе летом. |
Речевое развитие | Активизировать и расширять словарь прилагательных развивать умение выделять и называть признаки предмета, упражнять в употреблении предлогов при обозначении местоположения предметов. | 1. Д/и «Скажи какой» 2. Упражнение «Где игрушка» 3. Пальчиковая гимнастика «Дождик» | Может назвать 4-5 признаков предмета. Правильно употребляет предлоги места | ||
Социально-коммуникативное развитие | Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: договариваться с партнером о правилах игры | Организация с/р игр «Семья», «Магазин» с назначением Паши на главную роль. | Может организовать игру с помощью взрослого, вступать во взаимодействие со сверстниками: договариваться с партнером о правилах игры | ||
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение вырезать овал из прямоугольника, путем складывания прямоугольника пополам и попарного закругления уголков, | Аппликация «Бусы» | Может с небольшой помощью взрослого вырезать овал из прямоугольника путем складывания прямоугольника пополам и попарного закругления уголков |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Предметно-пространственная развивающая среда.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете педагога-психолога, в групповой комнате, игровой комнате в соответствии с Программой должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребенку, экспериментирование с доступными ребенку материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения ребенка.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет педагога-психолога: рабочая зона педагога-психолога, игровая зона, зона для индивидуальной работы с ребенком.
Игровая комната: Интерактивный стол, интерактивная доска, дидактическое оборудование по сенсорному развитию, игровое оборудование по конструированию, игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.
Кабинет учителя – логопеда: стол, зеркало, магнитная доска, дидактические комплексы, оборудование для развития мелкой моторики, для отработки дыхательных упражнений.
3.2. Образовательные технологии.
Используются следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- игровые технологии
-социально-коммуникативные
- информационно – коммуникативные.
Для реализации коррекционно-развивающей работы, используются игры:
- игры по формированию элементарных математических представлений;
- игры по развитию сенсорных представлений;
- игры по развитию внимания;
- игры и пособия по развитию мышления;
- игры по развитию мелкой моторики;
- игры по развитию коммуникативных навыков;
- занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений
- занятия по познавательному и художественному развитию
3.3. Учебно-методические средства обучения.
Список литературы:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» (науч.рук.Л.А.Парамонова).
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ под ред. Л.Б. Баряева. СП-б.: ЦДК проф Л.Б. Баряевой 2010г.
- Капустина Г.М., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г.Шевченко. М.: Школьная пресса, 2005г.
- Волкова И.Н., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн.2 // Под общей ред. С.Г.Шевченко. М.: Школьная пресса, 2005г.
- Практический комплекс Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР» —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
- Семаго М. М., Семаго Н. Я. СЗО Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с.
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. — 240 с
- Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом
Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)
Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...
Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
Требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012 части 1 статьи 79 гласят: «… содержание образования и условия...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...