Семинар-практикум: Новые подходы в работе с песком.
методическая разработка

Харламова Людмила Леонидовна

Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Настольная песочница» универсальная всевозрастная игровая среда. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметноигровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhodv_y_rabote_s_peskom.pptx2.66 МБ
Файл novye_podhody_v_rabote_s_peskom.docx53.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ПЕСКОМ СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ

Слайд 2

Ритуал исцеления песком у индейцев навахо

Слайд 3

РИТУАЛ СОЗДАНИЯ МАНДАЛЫ ИЗ ЦВЕТНОГО ПЕСКА ТИБЕТСКИМИ МОНАХАМИ

Слайд 6

Виды работ в педагогической песочнице: конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; составление узоров на песке; диагностика; создание картин на песке и «песочного мира»; игры в адаптационный период; создание песочных композиций и «сюрпризных моментов».

Слайд 7

Правила поведения в песочнице Нельзя! 1.Сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли), нюхать песок. 2.Играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга; насыпать песок за ворот рубашки, в штанишки, в волосы, в обувь. 3. Жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу. 4. Переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг – девочкам Можно! 1. Быть аккуратным и внимательным. 2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице. 3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности. 4. Мыть руки после игры с песком. При организации игр с песком педагогу категорически запрещается: - оставлять детей без присмотра; - использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями; - использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы.

Слайд 8

СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ: Кулачок Ладонь Ребро ладони Указательный палец Все 5 пальцев Высыпание Двумя руками

Слайд 9

Разминка

Слайд 10

Знакомство «Мои ладошки» Оставьте на песке отпечаток ладони; Оживите песочные ладошки – дорисуйте глазки, ротик, выложите чем-то (бусинками, ракушками и т.д.) пальчики; На каждый пальчик по фигурке (5), вашему качеству, настроению, умению, достоинству; Вопросы: кто вы, как вас зовут, что вы любите делать, чего не любите, какие вы, что вас огорчает, чего вы хотите.

Слайд 11

Параллельные миры

Слайд 12

Песочная «Мандала счастья» Опишите образ увиденный через 10 слов ассоциаций. Выпишите потоком. Выберете 1 одно слово. Выберете основной цвет , который вам больше всего нравится и ассоциируется с вашим словом. Создайте круг на картоне Начните создавать из цветного песка Мандалу вашего счастья

Слайд 13

Создание песочных игр: Используя подручные материалы придумать по 3-6 игр и продемонстрировать от своей группы: Секция1: ранний возраст от 1 года-до 3-х лет ( адаптация) Секция2: Дети с ОВЗ (коррекция) Секция 3: Дети младший и средний возраст ( развитие) Секция 4: Подготовительные группы, старшие группы (развитие, обучение).

Слайд 14

Варианты включения деятельности с педагогической песочницей в образовательный процесс? В какой образовательной области? Примерная тематика образовательной деятельности?

Слайд 15

Упражнение «Пять пальцев» по Лотару Зайверту : Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль. «М» (мизинец) - мысли, знания, информация. - Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл? «Б» (безымянный) - близость к цели. - Что я сегодня сделал и чего достиг? «С» (средний) - состояние духа. - Каким было моё настроение, расположение духа? - Что было связано с положительными эмоциями? «У» (указательный) -услуга, помощь, сотрудничество. - Чем я сегодня помог другим? Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими? «Б» (большой палец) - бодрость, физическое состояние. - Что я сегодня сделал для моего здоровья?



Предварительный просмотр:

 Использование песка для отображения внутреннего мира человека имеет давнюю историю. С древних времѐн, люди чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки и фигуры из песка. В практике индейцев эти изображения использовались для предсказаний и в церемониях излечения. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом: каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Тибетские монахи издревле практикуют медитативное создание мандал из песка для достижения совершенства и духовной гармонии.

Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» описал сложный период после разрыва с З. Фрейдом в 1912–13 гг. Юнг вспоминал, как в тот сложный период он однажды, бродив по берегу озера, стал строить башни из земли, песка, воды и камней, подобно ребѐнку, для которого такая деятельность является средством обретения психического равновесия. Он писал: «Поскольку я ничего об этом не знаю, я буду просто наблюдать то, что будет во мне происходить… Я не мог объяснить точной цели моего занятия, но у меня была уверенность, что я нахожусь на пути к открытию моего собственного мира. Потому что эта игра… была только началом. Она высвободила поток фантазий, которые я потом тщательно записал».

Песочная терапия берет свое начало в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми. В книге «Игры на полу» («Floor Games», 1911 г.) Уэллс описал, как его маленькие сыновья, играя с миниатюрными фигурками, помогают себе справляться с трудностями, возникающими в общении друг с другом и с остальными членами семьи. В конце 1920-х годов, познакомившись с этой книгой, английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, решила соединить фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли «Мой мир». Таким образом, именно дети дали название новой методике работы – «Техника Мира» (World Technique). В конце 50-х годов XX века швейцарский юнгианский аналитик, детский психотерапевт Дора Калфф, ученица К. Г. Юнга, заинтересовавшись этим подходом и следуя рекомендации Юнга, прошла обучение «Технике Мира» у М. Ловенфельд. Она соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением, так и родилась песочная терапия(Sandplay), как отдельное психотерапевтическое направление.

Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Настольная песочница» универсальная всевозрастная игровая среда. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметноигровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования.

Использование песочной терапии является важным условием повышения адаптационных возможностей детей. В процессе взаимодействия с песком повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5–3 лет особенно нуждаются в песочнице: в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей.

Всѐ это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «мини-песочница» в групповой комнате.

 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных подносов, но можно и на картонной подложке, в случае с кинетическим песком может быть застелена пленка на столе. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. Для светового стола для рисования необходим контейнер с крышкой и внутри световая гирлянда на батарейках.

2. Чистый просеянный песок ( песок тоже бывает различной фракции, цвета), создающий в песочнице линию горизонта, ( манка , крупы, любые неструктуированные матеиалы), можно использовать цветной песок, Из цветного песка получаются невероятно красивые картины. Неуспешных в таком процессе не бывает.

 3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал – камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, – словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

С учетом структурирования образовательного содержания, которое возможно реализовать с использованием педагогической песочницы, образовательных модулей, соответствующих образовательным областям программы возможны различные варианты включения педагогической песочницы в образовательный процесс:

 • образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;

• как части образовательной ситуации, построенной на работе в педагогической песочнице;

• как самостоятельной или совместной со взрослым деятельности в педагогической песочнице.

Построение работы с педагогической песочницей для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с детьми с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную особенность:

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка. Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2. Непосредственно обучающая часть. Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка. Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки посредника, например – Песочного зайчика, человечка, феи, хранителя песка. Данную игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Удобно перед занятием держать закрытой песочницу ( игровой момент, волшебная страна спит, игрушки спят ( наступает ночь, необходимо оживить песочную страну, пробудить) и т.д. Обязателен ритуал входа и выхода из песочной страны.

Ритуал входа и выхода:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление: «Здравствуй, песочек волшебной страны. Силу добра обрести помоги».

Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки.

Вытяните руки над песочницей ладонями вниз.

Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:

В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди

 Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

 Смелым, добрым, сильным

 А еще желательно, Делать все внимательно.

Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы. Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:

Спасибо милый, Наш песок

Ты всем нам подрасти помог

В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они!

Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря :  

До свидания Песочек!

Теперь, мои милые творцы, я прошу протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

При каждой организации игр с песком необходимо:

 - проверить прочность песочного планшета, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.

- обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;

- проверить на прочность инвентарь, игрушки.

- осмотреть руки детей на наличие царапин и порезов, а также различных кожных заболеваний, так как данный факт исключает возможность работы с песком. Категорически запрещается работать с песком детям, имеющим аллергические реакции на песок и другие сыпучие материалы. - напомнить детям следующие правила поведения в песочнице

Правила поведения в песочнице:

Нельзя!

1.Сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли), нюхать песок.

2.Играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга; насыпать песок за ворот рубашки, в штанишки, в волосы, в обувь.

3. Жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу.

4. Переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам. Можно!

 1. Быть аккуратным и внимательным.

2. Дружить и играть с песчинками, а также другими детьми в песочнице.

3. Убирать за собой игрушки, приводить свою песочницу в порядок по завершению деятельности.

4. Мыть руки после игры с песком. При организации игр с песком педагогу категорически запрещается: - оставлять детей без присмотра; - использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями; - использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы.

Итак мы с вами переходим к основной части: 

Способы работы с песком:

 просеивание (сквозь пальцы)

 расхлопывание ладошкой

 дождик (сыпем из кулачка)

 торнадо (сыпем из двух кулачков)

 волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

 Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;

 Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;

  Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;

 Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;

Положите руки на песок

  • Создайте максимально высокую горку из песка.

 - Представьте, что песок имитирует дождь.

Создайте блинчик толщиной в мизинец.

  • С помощью отпечатка собственных рук создайте образ какого-нибудь животного.

- Создайте одновременно двумя мизинцами лучи, сферу.

 - Двумя руками одновременно нарисуйте два одинаковых круга.

- Изобразите два одинаковых глаза.

  • прорисуйте контур глаз двумя безымянными пальцами.

- Нарисуйте глаза любимого человека.

Прорисуйте их указательными пальцами.

- Нарисуйте два одинаковых цветка.

 - Создайте два разных цветка двумя руками одновременно. Большими пальцами прорисуйте их.

Упражнения «Знакомство»:

  • Оставьте на песке отпечаток ладони;
  • Оживите песочные ладошки – дорисуйте глазки, ротик, выложите чем-то (бусинками, ракушками и т.д.) пальчики;
  • На каждый пальчик по фигурке (5), вашему качеству, настроению, умению, достоинству;
  • Вопросы: кто вы, как вас зовут, что вы любите делать, чего не любите, какие вы,
  • что вас огорчает, чего вы хотите.

Упражнение в паре «Каракули»

Вы рисуете каракулю, другой ее преобразует, а вы должны угадать , что получилось. И меняетесь местами.

Упражнение «Прятки»

Вы прячете несколько предметов, в разных местах песочницы, ребенок начинает поиск, можно нарисовать карту , где спрятаны сокровища, говорим команду, здесь также подойдут команды горячо, холодно.

Упражнение «Параллельные миры»

Создайте свой мир, украсьте его, как считаете возможным.

На листочке рядом напишите название вашего мира (это может быть одно слово), закрутите так, чтобы никто не видел, теперь погуляйте, попутешествуйте, по другим мирам рассмотрите чужие миры и напишите на листочке свое название ощущение от мира.

Результат использования технологии:

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса социализации

Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения)

Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей

Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление

Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

Совершенствование предметно - игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

Приобретение участниками образовательного процесса опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Рефлексия:

За каждым из пальцев руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели.

M (мизинец). Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Какие важные знания приобрёл? Какие новые и важные идеи сегодня меня "озарили"?

Б (безымянный). Близость к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний). Состояние духа. Каким сегодня было моё преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжёлыми, делались "через силу"?

У (указательный). Услуга, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения? С кем возник конфликт? С кем опыт сотрудничества был неудачным и в силу каких причин?

Б (большой). Бодрость, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Оптимально ли я распоряжался своими индивидуальными энергетическими ресурсами в течение дня?

Ответы позволят находить "проблемные" места, ресурсы для достижения цели и т.д.

Для детей средней возрастной группы (4-5 лет) ведущей психической функцией является память, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, формируется потребность в общении со сверстниками, сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, в доброжелательном к себе отношении, в двигательной активности и самостоятельности собственных действий. Активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве. Начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. Это возраст «почемучек». Дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. Необходимо создавать условия для развития эмоциональнокоммуникативной сферы через реализацию возможностей самостоятельно создавать свои миры, проигрывание детских скрытых страхов и тревог, обучение способам правильного выхода агрессии, овладение новой моделью поведения, обретение спокойствия и уверенности, усвоение первичных нравственных норм, развитие воображения, овладение способами речевого 13 комментирования сюжета, для развития творческого воображения, проявления познавательной активности, эмоциональной отзывчивости, для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. Важно сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности, где главное - общий результат, а не его личные достижения. Для формирования умения подчинять свои действия правилам, усложняя при этом количество правил, необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев. Ребенку в этом возрасте необходимо авторитетное подтверждение правильности его мнения о правилах поведения, дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Объединяя детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, своим участием в играх, воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. В отсутствии навыка совместной игры, важно использовать возможности развития коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими детьми, развивать у них умения слушать и слышать друг друга. Не менее важно для детей этого возраста обретение способности оценки своего эмоционального состояния при назывании чувств и ощущений, формирование позитивной самооценки.

Для детей старшей возрастной группы (5-6 лет) - ведущая функция-память, ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте усложняются игровые замыслы, формируются длительные игровые объединения. Появляется осознанная самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате, песочнице и т. п.). Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, 14 контролировать агрессию и т. Д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Особую значимость приобретает формирование элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности, поддержание и создание условия для развития творческого потенциала ребенка, развития воображения. Важно способствовать развитию эмпатийных проявлений, побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности, организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества, обучать детей умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) ведущей функцией остается память, ведущая деятельность- сюжетно-ролевая игра. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Наблюдается высокая потребность в общении со сверстниками, в признании с их стороны. Дошкольники умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. У них продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у детей формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Ребёнок может отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей. Необходимо помогать ребёнку осваивать окружающий мир, помогать находить смысл в совместной деятельности, ставить цели, планировать и организовывать свои действия, способствовать формированию учебно-познавательного мотива, развитию мышления, формированию внутренней позиции ученика, формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками в общении со сверстником, самосознания и адекватной самооценки, внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. Важно формировать произвольность всех психических процессов, этические представления.

Советы по организации занятий:

• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

 • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

 • Периодически песочницу нужно пополнять песком.

• Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

 • После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.

Правила игры с песком для детей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места

Примерные игры с песком:

Техника знакомства с песком (модификация Е.Тарариной)

 Цель: знакомство со свойствами и возможностями песка.

 Задачи: активизация обоих полушарий;

развитие мелкой моторики руки;

 включение творческого потенциала личности.

Инвентарь: песочница с песком. Время работы: 10-15 минут.

Алгоритм работы

- Положите руки на песок и покопайтесь в нем. Определите контакт, который вам приятен. - Создайте максимально высокую горку из песка. - Представьте, что песок имитирует дождь. Подуйте на него. - Создайте блинчик толщиной в мизинец. - С помощью отпечатка собственных рук создайте образ какого-нибудь животного. - Создайте одновременно двумя мизинцами лучи, сферу. - Двумя руками одновременно нарисуйте два одинаковых круга. - Изобразите два одинаковых глаза. «Наведите красоту»: прорисуйте контур глаз двумя безымянными пальцами. - Нарисуйте глаза любимого человека. Прорисуйте их указательными пальцами. - Нарисуйте два одинаковых цветка. - Создайте два разных цветка двумя руками одновременно. Большими пальцами прорисуйте их. - Изобразите двумя руками одновременно двух человек. Любыми пальцами прорисуйте эти образы.

Упражнение "Здравствуй, песочек"

Цель: снижение психоэмоциональго напряжения.

Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!". Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...

Упражнение "Необыкновенные следы" 

Цель: развитие тактильной чувствительности. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение " Холодно - горячо"

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом. Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

Упражнения для рисования песком

 на световом столе

Упражнение «Знакомство»

Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий. При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева):

•        поскользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

•        создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.

Психолог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.

Упражнение «Песчаный пляж»

Цели использования: развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок... Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко... Над тобой голубое небо, теплое солнце... Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело... (пауза - поглаживание ребенка). Гладят... (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах... Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок - он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожмми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок... Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии!

Упражнение «Веселый - грустный - сердитый - испуганный»

Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально; помощь в осознании переживаемых эмоций.

Форма проведения: групповая.

Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животных, выражающих разные эмоции (радость, злость, испуг, обиду, удивление). Потом каждый из них по очереди рассказывает:

•        кого он нарисовал;

какое настроение у нарисованного животного;

что оно чувствует;

что с ним случилось и почему;

что можно ему посоветовать.

Упражнение «Мое настроение»

Цели использования: ознакомление детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и отражение его вербально и невербально; помощь в осознании испытываемых эмоций.

Форма проведения: групповая.

Дополнительные материалы: зеркала в безопасной оправе, карточки-пиктограммы эмоциональных состояний.

Детям раздаются небольшие зеркала и карточки - пиктограммы эмоциональных стояний. Психолог просит их выразить на лице ту эмоцию, которую они увидели на карточке, и посмотреть на себя в зеркало. Детям нужно запомнить свое отражение в зеркале, а затем нарисовать его песком на световом столе. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке:

какое настроение он изобразил;

в каких ситуациях (случаях) он испытывает подобные чувства;

•        что можно ему посоветовать.

Упражнение «Я и мои чувства»

Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование адекватной самооценки.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог предлагает ребятам продолжить фразы:

•        Слух помогает мне...

  • Зрение помогает мне...
  • Обоняние помогает мне...
  • Осязание помогает мне...
    Пробуя пищу на вкус, я могу...

При этом следует побуждать детей к тому, чтобы они дали как можно больше вариантов

продолжения фразы.

Затем дети выбирают один из своих ответов и изображают его песком на световом столе.

Например, ребенок, сказавший, что слух помогает ему услышать звук колокольчика, рисует

колокольчик.

Фразы можно перестроить, сделав акцент на возможности ребенка, например: «Я не могу

хорошо видеть, но я могу... (все же я могу..)».

Можно пофантазировать с детьми на тему, как улучшить ту или иную способность получать

ощущения, поощряя при этом юмористические варианты решения проблемы, например:

  • «Чтобы улучшить обоняние, надо нюхать все подряд, как это делают собаки (каждое утро нюхать букетики разных цветов; раздать всем знакомым флакончики духов и опознавать
    их с закрытыми глазами}-»;
  • «.Чтобы развить вкусовые рецепторы, нужно каждый день съедать что-нибудь горькое, а сразу за этим - что-нибудь сладкое (нужно чаще ходить на выставку мороженого)».

Упражнение «Фотография»

Цели использования: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Психолог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.

Упражнение «Разговор через стекло»

Цели использования: развитие коммуникативных навыков, воображения; развитие мелкой моторики.

Форма проведения: групповая, в парах.

Психолог инструктирует: Представьте себе, что вас и вашего друга разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо рассказать ему о каком-то предмете. Говорить запрещено, да и друг все равно вас не услышит. Попробуйте через стекло передать описание предмета. А ваш партнер должен отгадать, что это за предмет, и нарисовать его песком на столе. Встаньте друг против друга. Начинайте!

Все остальные участники внимательно наблюдают за происходящим, не комментируя. По окончании упражнения проводится обсуждение.

Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА. Цукерман)

Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.

Упражнение «Рисование в паре»

Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи. Форма проведения: групповая, в парах.

Паре предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.

Упражнение «Моя любимая игрушка»

Цели использования: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной

информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.

Форма проведения: групповая.

С помощью считалки выбирается водящий.

Трынцы-бынцы,  бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон!

Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Упражнение «Сказочная страна»

Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна:

какие существа ее населяют;

какой у них характер;

  • что они умеют делать;
  • откуда пришли в эту страну;

в каких взаимоотношениях находятся межу собой;

всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать,

чтобы им стало лучше;

что можно изменить;

какие события будут происходить в этой стране;

что жители будут делать дальше;

•        есть ли название у получившегося рисунка;

что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить... Примечание. Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.

Упражнение «Загадки»

Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: групповая.

Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:

  • это фрукт;
  • растет на дереве;
  • бывает зеленым, желтым, красным;
    бывает кислым и сладким;
  • можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог.

Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

Вариант. Психолог косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать. Например, загадана ситуация - празднование Нового года: у всех на лицах улыбки;

  • слышен смех и топот ног;
  • звучит веселая музыка;
  • все держатся за руки, водят хоровод;
    слышны залпы фейерверков;
  • детей ждут подарки;
    чувствуется запах ели и мандаринов.

Упражнение «Цветочки»

Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных

навыков.

Форма проведения: групповая.

С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сядет пчелка на цветы –

Мы рисуем, водишь ты!

Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.

 Вариант. С помощью считалки выбирается «Дед Мороз»:

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос,

Значит, ты Дед Мороз!

Остальные дети рисуют на столе снежинки.

Упражнение «Что это? Для чего?»

Цели использования: расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе лексической темы. Психолог рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды... Затем просит ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.

Упражнение «Во саду ли , в огороде»

Цели использования: расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Дополнительные материалы: игрушечные овощи и фрукты.

По взмаху волшебной палочки песочница превращается во «фруктовый сад» или в «огород», который детям предлагается засадить разными растениями. Выполнив задание, они рассказывают, что где растет. Психолог просит их описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу.

Упражнение «Детские секретики»

Цели использования: обучение детей рисованию карт-схем; развитие мышления, воображения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая. Дополнительные материалы: набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка. Дети вместе с психологом чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов, а затем по данной схеме создают песочную картину. Затем кого-нибудь из них просят отвернуться, в это время взрослый прячет на различных участках картины секретики. В тех местах, где они находятся, он ставит точки. Ребенок поворачивается и отыскивает их, следуя карте-схеме.

Примечание. Игру можно усложнить: прятать секретики и отмечать на карте-схеме их местонахождение будет ребенок, а взрослый станет их отыскивать.

Упражнение «Дорисуй картинку»

Цели использования: развитие воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

 Варианты:

психолог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

Медитация на песке

Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах она проводится с

использованием медитативной музыки. Цель — релаксация.

1 Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.

2 Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом

(методом соскребания).

3 Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов

(ракушек, фасоли, макарон, бусинок и др.). мандалы на песке с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется

только с помощью рук.

Мандалы на листе бумаги, промазанной

клеем, разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После

высыхания мандала может долго сохраняться. 6 Пересыпание песка из разных емкостей.

7 Строительство замков из очень мокрого песка (методом на-текания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по изобразительной деятельности

Новые подходы в работе с детьми 6-7  лет по изобразительной деятельности. Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Березка» Алексеева Фагиля Насимьяновна       Каждый п...

Новые подходы к работе с детьми-инвалидами

Приводится подборка слайдов к семинару по работе с детьми-инвалидами...

Новые подходы в работе с семьей

Мы стремимся восстановить единство и взаимодействие воспитательных воздействий на ребенка в семье и в детском саду....

Семинар – практикум для педагогов и родителей: «Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста".

Семинар – практикум для педагогов и родителей:«Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста"....

ФГОС до: новые подходы в работе музыкального руководителя

Принятый в 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от практиков пересмотра не только содержания дошкольного образования, но и методов,...

Семинар-практикум «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь...

Семинар-практикум для педагогов «Песочная игротерапия. Изготовление цветного песка. Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет».

Цель семинар-практикума:познакомить педагогов с опытом использования техники рисования песком.    Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольнико...