Сенсорная культура ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а текже запахе, вкусе и т.д

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорная культура ребенка20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная культура ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире (М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду.                                                      В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинается осваивать основы математики и грамоты. Так, для того, чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы и цвета. Конструирование требует исследования формы предмета, его строение. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.                             Готовность ребёнка к школьному обучению  в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые советскими   психологами, показали, что значительная часть трудностей,    возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной  точностью и гибкостью восприятия. Большое значение в сенсорном  воспитании   и имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних  свойств  предметов. В качестве    сенсорных эталонах  цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – метрическая система мер.                                                                                                                                                        Усвоение сенсорных эталонов   - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства    и имеющий свою предысторию. Усвоение сенсорных эталонов    - это вовсе  не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа    и выделения свойств   самых различных предметов в самых различных ситуациях.       И  это     естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.  Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.    В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,  формируется определённое звено сенсорной культуры.                                                                                                           На первом году жизни    основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна – необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета , его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому , что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение ( « маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой , « большое» - то, что охватывается всей ладошкой , «квадратное»- то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т.п.).                                                                                                           Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще.      На втором – третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует со всеми основными разновидностями свойств – шестью  цветами спектра (голубой следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и чёрным цветом, с такими формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет называть «угольником» или  «крышей». Взрослый занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников.  Достаточно, чтобы дети научились  правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет абсолютного значения. Она воспринимает только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. Дети третьего года жизни уже могут выполнять  элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала).  Начиная с трёх лет сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые «цветные» цвета спектра  (красный,  оранжевый,  жёлтый,  зелёный,  голубой, синий,  фиолетовый)  и ахроматические  цвета – белый, серый, чёрный.                                                                                                                        Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и чёрном цвете, создают условия способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов.                                                                                        Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предлагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеция. Однако во всех случаях имеется ввиду умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.д.)                                                                                                                               Особый характер носят эталоны величины. Величина предметов обычно устанавливается в  зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом , в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других (большой, маленький, самый большой и т.д.)                                   Дошкольников учат группировать предметы различающие по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.                                                                              Таким  образом,  можно выделить  основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до шести лет.                                                                                    На первом году жизни – это  обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.                                  На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.                                                            Начиная с четвёртого  года жизни  у  детей  формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить и с оттенками цвета, с  вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего  из большого количества предметов.            Одновременно с формированием эталонов, необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.                           Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...

Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство развития сенсорной культуры ребенка»

Изучение эффективности развития  у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей....

Консультация для родителей "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Раскрыть значение воспитания у детей сенсорных эталонов....

Консультация для родителей "Воспитание сенсорной культуры ребенка"

Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умствен...

Изучение уровня сенсорной культуры ребенка.

1.      Изучение усвоения детьми умения различать величину. Игра-занятие по теме «Различение величины». Упражнение на различение формы....

Воспитание сенсорной культуры ребенка

Материал содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, а также дидактические игры и упражнения, направленные на последовательное  развитие у детей восприятия цвета, фор...