Раннее выявление музыкальных способностей
рабочая программа

Степанова Елена Александровна

Цель: раннее  выявление и развитие  музыкальных способностей. Приобщение дошкольников к миру музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию артистических навыков, творческих проявлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannee_vyyavlenie_muz_sposobnostey.doc901.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Цель: раннее  выявление и развитие  музыкальных способностей. Приобщение дошкольников к миру музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию артистических навыков, творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;
  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Определить уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

•          Беседа с ребенком

•          Определение общей музыкальности ребенка

•          Тестирование музыкальных способностей

Беседа с ребенком-  самый простой и элементарный способ узнать о его способностях и склонности к музыке. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Можно поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Беседа с ребенком должна преследовать две цели:

1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2)Определить интерес ребенка к музыке и творчеству:

•          Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?

•          Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?

•          Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)?

•          Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему?

•          Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?

•          Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.

Так можно определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

•          повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;

•          явное проявление интереса к звучанию музыки;

•          яркое эмоциональное проявление радости во время звучания любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

•          ребенок любит слушать разную музыку, не только детские песни. 

  Важно для достижения успеха:

•          Интерес, склонность ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

Определение склонность к музыке у детей в дошкольном возрасте

Здесь применимы три способа – беседа с ребенком, тестирование и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 4-7 лет.

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:

•          Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.

•          Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).

•          Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. 

Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей. Песенный материал играет самоценную смысловую роль.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

  • разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
  • осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
  • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
  • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
  • организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность – рациональность.

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творчество

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а также мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие способности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3. Испытывают радость от музыкального воздействия.

 

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного и музыкального развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной музыкальной одаренности — одаренности в определенной области искусства.

3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными музыкальными резервами.

Система работы по выявлению и развитию способностей детей «Одаренный ребенок»

цель – выявление и развитие музыкальных способностей воспитанников

Задачи

  1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
  2. Заложить основы гармонического развития (музыкального слуха, двигательная память, чувства ритма);
  3. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности;
  4. Развивать коммуникативные способности.

Направления работы

  • Анализ мониторинга качества освоения образовательной программы дошкольного образования;
  • Анализ продукта музыкальной деятельности детей;
  • Работа с семьями воспитанников;
  • Работа по привлечению воспитанников к участию в праздниках, концертах, конкурсах;

Планируемые результаты

  • Создание базы данных детей с разными способностями;
  • Рост достижений воспитанников в видах музыкальной деятельности, к которым у них есть способности;

Этапы работы

  1. Исследовательско - диагностический

Работа с детьми:

  • Наблюдение за детьми
  • Осуществление дифференцированного подхода к воспитанникам
  • Выявление скрытых возможностей
  • Проведениемониторинга качества освоения образовательной программы ДОУ (ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)

Работа с родителями:

  • Беседы;
  • Анкетирование родителей по выявлению музыкальных способностей детей;
  • Анализ уровня их осведомленности в вопросах музыкального воспитания
  • Консультации для родителей по вопросам развития способностей детей дошкольного возраста.
  • Активное участие родителей в концертах, праздниках и развлечениях
  • Сотрудничество с родителями в создании предметно-развивающей среды;

На данном этапе было выявлено, что у детей есть предпосылки следующих способностей:

  1. Артистические способности (умение инсценировать, использовать разные средства выразительности - мимику, жесты, движения; умеют вживаться в роль, справляться с волнением, выступать перед зрителями) – 18%;
  2. Вокальные способности-21%
  3. Способности к танцевальному искусству (хорошо развиты чувство ритма, двигательная память) – 35%;
  4. Игре на музыкальных инструментах 16%
  1. Углубление и развитие способностей воспитанников

Для детей с предпосылками развития способностей организовано дополнительное образование в форме кружковой деятельности. Посещение кружков способствует раскрытию творческого потенциала, развитию личностных качеств, индивидуальных способностей воспитанников. Дети посещают кружки и студии.

  1. Аналитический

Для детей с выявленными способностями ведется систематическая работав процессе НОД, совместной деятельности, индивидуальной работы, а также в форме дополнительного образования. Для детей, у которых способности пока не определены, ведется дальнейшая работа по выявлению способностей.

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Автор методики: Радынова О.П.

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель:

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1.Внимание

Ладовое чувство

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2.Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

  1. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт музыкальное произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

  1. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания ( страх, радость, восторг, тревога), а так же сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

  1. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

  1. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

  1. - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания.
  1. Определение окончания мелодии
  1. – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

  1. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

  1. – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

  1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
  1. – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

  1. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

  1. - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
  1. Подбор по слуху малознакомой попевки
  1. – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
  2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
  3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Тест 1. Попросить ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажать на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков.  Затем нажать две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажать те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросить, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно.

Тест 3. Спеть ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросить ребенка повторить. Затем спеть ноту Ля первой октавы и снова попросить повторить. Если ребенку трудно петь в этом диапазоне, спеть ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробовать разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно петь без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном.   Звук фортепиано «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить.

Тест 5. Попросить ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют проверить:

•          музыкальный слух ребенка;

•          музыкальную память;

•        «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу);

•          диапазон голоса ребенка;

•          может ли ребенок интонировать (петь «чисто»);

Если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый.

Определение чувство ритма

Тест 1. Простучать (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросить ребенка повторить. Повторить тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности.

Тест 2. Попросить ребенка маршировать на месте под музыку. Исполнить или поставить запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Тест 3. Попросить ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграть или поставить запись любой ритмичной детской музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче.

Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

 

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут – это план мероприятий, предназначенный для обучения одного конкретного воспитанника, направленный на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. 

Ф.И. ребенка__________________________________________

Возраст______________________________________________

Музыкальная деятельность (развитие вокальных способностей)

Месяц

Параметры                  

  1. Самостоятельная музыкально-певческая деятельность
  2. Музыкальный слух
  3. Чувство ритма
  4. Эмоциональность/Артистизм

 

Рекомендации___________________________________________________________

 

 

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Автор методики: Радынова О.П.

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель:

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1.Внимание

Ладовое чувство

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2.Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

  1. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт музыкальное произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

  1. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания ( страх, радость, восторг, тревога), а так же сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

  1. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

  1. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

  1. - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания.
  1. Определение окончания мелодии
  1. – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

  1. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

  1. – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

  1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
  1. – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

  1. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

  1. - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
  1. Подбор по слуху малознакомой попевки
  1. – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
  2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
  3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Определение уровня развития ладового чувства

Параметры

  • Ф. И.ребёнка
  • Внимание
  • Просьба повторить
  • Любимые произведения
  • Внешние проявления (эмоциональные)
  • Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)
  • Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
  • Определение окончания мелодии
  • Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Итог

Вывод: Высокий -

Средний Низкий

Определение уровня развития чувства ритма

  • Ф. И. ребёнка
  • Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка
  • мелодии из 3-4 звуков
  • Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.
  • Соответствие ритма движений ритму музыки
  • Итог

Вывод: Высокий -

Средний Низкий

Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей

  • Ф. И. ребёнка
  • Ладовое чувство
  • Музыкально – слуховые представления
  • Чувство ритма
  • Итог

Вывод: Высокий

Средний Низкий

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкально- образовательная деятельность.

Цель: Формировать основы музыкально- эстетического сознания детей.

Задачи: Развивать основы музыкального вкуса дошкольников.Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей.Содействовать проявлению склонности к музицированию. Продолжать развивать музыкальные способности детей.Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека.Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен.Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии.Совершенствовать навыки правильного дыхания.Добиваться правильной дикции и артикуляции.Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него.Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных движений.Совершенствовать технику ритмичности движений.Формировать простейшие ансамблевые навыки.Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы.Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности.Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос.Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении.Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная).Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов.Познакомить с понятием «Народная музыка»Расширять словарь эмоционально- образного содержания музыки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкально- образовательная деятельность

Цель: Формировать основы музыкальной культуры детей.

Задачи: Продолжать накапливать интонационно- слуховой и интонационно- пластический опыт. Углублять развитие музыкальности, пластичности, как компонент муз. культуры.

Расширять использование инструментального музицирования, для выполнения детьми творческих заданий. Развивать основы худож.-муз. вкуса.Добиваться понимания детьми ключевого понятия «Жанр». Способствовать развитию умения адекватного определения средств выразительности.Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без.Совершенствовать выразительное пение.Содействовать навыку оценивания пения других детей.Отрабатывать технику основных видов движений, добиваться легкости, пружинности танцевальных движений.Учить классическому выражению музыкальных образов.Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах.Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты.Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности.Способствовать продуктивному музыкальному творчеству.Продолжать развивать музыкально- творческое воображение.Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, жанрами и композиторами.Познакомить с понятиями«Вокальная музыка»«Инструментальная музыка».Расширять эмоционально- образный словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Раннее развитие музыкальных способностей".

В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, по...

Выявление музыкальных способностей у детей.

Материал будет полезен родителям и педагогам ДОУ...

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...

Диагностические игровые ситуации по выявлению музыкальных способностей

Диагностические игровые ситуации по выявлению музыкальных способностей...

Выступление на тему: «Пропедевтика раннего развития музыкальных способностей детей от 1 года до 4 лет с помощью игрового пособия «Музыкальные классики»»

Цель: познакомить участников семинара игровым приёмам светозвукового комплекса «Музыкальные классики». Задачи:формировать у детей раннего возраста музыкальные способности в доступной ...

План и система работы по выявлению музыкальных способностей детей

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников. Из многолетнего опыта работы я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальност...