"Окружающий мир чувств, эмоций и образов - как основа музыкального развития детей".
статья

Жаркова Лариса Витальевна

Тема самообразования.

Методическая система музыкального руководителя Жарковой Ларисы Витальевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx22.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая система

музыкального руководителя

МБОУ «Бутовская СОШ № 1»

Жарковой Ларисы Витальевны.

   Уровень развития ребенка, его творческий потенциал, иногда настолько не богатый, что он не может выразить свои чувства, эмоции, мысли.

   Музыка обладает несравнимыми, ни с каким другим видом искусства возможностями. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Поэтому, основная задача музыкального руководителя активировать, повысить творческий потенциал ребенка, через музыкальный процесс.

   Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством».

Получается, что так же как и Человек, музыка связана с эмоциональным состоянием.

   Музыкальная игра занимает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Именно в игре ребенок наиболее активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Она положительно влияет на физическое развитие детей, является важным средством становления движений у детей раннего возраста, развивает умение слушать музыку, действовать согласно с ней.

  В занятиях с детьми третьего года жизни начинают использоваться сюжетно-ролевые игры, где они изображают кого-либо (зайчиков, птичек и т.д.). В игре солистом может быть не только руководитель («мама-зайка» или «мишка»), но и ребенок, если он охотно, радостно и без напряжения «играет роль». Наблюдая за игровым процессом видно, что с каждым годом детей с эмоционально-волевыми нарушениями развития, приходящих в дошкольную группу, становится все больше. Дети не умеют удивляться, восхищаться, не способны к сопереживанию. Они имеют весьма ограниченные интересы и однообразные игры. Необходимо иметь ввиду, что воспитание гармоничной личности возможно только при условии равноценного развития обеих основных сфер психики – интеллектуальной и эмоциональной.

Л.С. Выготский говорил об этом процессе как о «единстве интеллекта и аффекта».

Поэтому, темой самообразования я выбрала: «Окружающий мир чувств, эмоций и образов - как основа музыкального развития детей».

 Как известно человек в жизни встречается с положительными и отрицательными  чувствами, эмоциями и образами.

Как известно чувства отображаются у нас на лице, чувства дают толчок к тем или иным эмоциям. Мы познаём окружающий мир, благодаря пяти чувствам: зрению, слуху, вкусу, обонянию, осязанию. Музыкальную деятельность мы познаём в первую очередь, через чувство слуха, но если подключить чувство зрение, то возникает образное представление, а образы иногда возникают как фантомы в нашей голове или же это может быть наглядный пример, например картина, игрушка, предмет и т.д

  С этой целью допустимо применение методов и приемов музыкального воспитания, способствующих развитию детей и активизирующих проявления разных форм двигательной, речевой, эстетической активности. К таким методам можно отнести наглядно-слуховой материал, используемый при исполнении музыкального произведения. Применение в работе с младшими дошкольниками музыкальных игр, упражнений, методик, различных видов музыкальных занятий, способствует улучшению показателей музыкальных способностей, оказывает положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости. Понимание сущности и смысла значения музыки в современном мире приводит к признанию ее важным средством воспитания. Проведенный теоретический анализ позволяет сделать выводы о том, что применение средств музыки, внедрение в образовательный процесс музыкального воспитания органы чувств, мы способствуем не только развитию его природной музыкальности, но и формированию эстетических чувств, приобщению к культурным ценностям, развитию эмоциональной сферы детей.

   Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. 

  Одним из источников возникновения музыкальных чувств, образов являются реальные звучания природы и человеческой речи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главную же основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».

  Музыка – это искусство, центром которого является человек и окружающий его мир. Дети осваивают элементы музыкального языка в увлекательных и разнообразных формах учебно-практической деятельности, слуховое восприятие может сопровождаться двигательной импровизацией. Движение в момент восприятия становится специальным педагогическим приемом и рассматривается как способ его уточнения, обогащения и развития. На занятиях дети слушают, эмоционально откликаются, реагируют на музыкальный материал в пластике и словесно. Такие занятия подводят к осмыслению собственных переживаний, используя диалог, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия.

  Поэтому, темой своего самообразования я выбрала: «Познание музыкального искусства, через окружающий мир чувств и образов, для повышения творческого потенциала каждого ребенка».

   В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

  • снижение или отсутствие интереса к музыке;
  • высокий уровень тревожности у детей;
  • низкий уровень эстетического воспитания.

Для решения данных проблем, в своей работе я ставлю следующие цели и задачи:

Цели:

  • оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности и все методы деятельности;
  • формирование положительной мотивации на занятиях;
  • повышение своего методического уровня;

Задачи:

  • развивать творческой потенциала ребенка через наглядный, словесный и практический метод деятельности;
  • формировать элементарные  представления об окружающем мире, по средствам музыки;
  • воспитывать любовь и интерес к музыке; 
  • создание фонда собственных впечатлений;  
  • развитие потребности в музыкально-художественной деятельности на основе сформированных навыков;  
  • развитие певческих умений и навыков, музыкальной памяти, слуха, ассоциативно-образного мышления, интереса к музыкальной деятельности;  
  • создание ситуаций творческого общения, способствующих развитию коммуникативных качеств детей.

Источники самообразования:

  Специализированная литература (методическая, научно – популярная, публицистическая, художественная), интернет сайты, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности городских методических объединений музыкальных руководителей, через участие в жизни детского сада.

Пути реализации.

  Работаю в МБОУ «Бутовская СОШ №1» Ленинского гор.округа, Московской области, где обучаю детей дошкольного возраста, общее количество 162 ребенка. Занятия проводятся в музыкальном зале, оснащенном всем необходимым оборудованием для проведения музыкальных занятий с соблюдением САНПИН. Также необходимые музыкальные инструменты для музицирования,  кукольный театр для театральных постановок и игровых моментов на занятиях, а так же наглядный и дидактический материал.

  На музыкальных занятиях используется методика А.И. Бурениной а так же музыкально – ритмическое, и элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой.

Для организации общеобразовательной деятельности по выстраиванию новых знаний разработаны занятия в соответствии с ФГОС планом и требованиям дошкольного образования по методике Н.А. Ветлугиной, например:

  1. «В гостях у бабушки»;
  2. «Звуки весны»;
  3. «Осенняя история»;
  4. «В гостях у гномика»;
  5. «Первый снег» и т.д.

Результативность:

  При использовании мной ориентированного подхода, на познание музыкального искусства, через окружающий мир чувств и образов, для повышения творческого потенциала каждого ребенка, были выявлены следующие результаты:

  • Повышается интерес к музыке у детей;
  • Каждый ребенок может показать свои творческие способности на мероприятиях и праздниках;
  • Увеличивается эффективность восприятия материала;
  • Повышается жизненный тонус, т.е. ребенок становится бодрым, радостным, что благоприятно сказывается на состояние организма в целом;
  • Стабильность и повышение результативности дошкольников по программе музыкального воспитания.

Используя познание музыкального искусства, через окружающий мир чувств и образов на музыкальных занятиях увеличивается продуктивность моей работы.

Данный материал размещен в СМИ        

Ссылка: https://infourok.ru/okruzhayushij-mir-chuvstv-emocij-i-obrazov-kak-osnova-muzykalnogo-razvitiya-detej-6314062.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основы музыкальной культуры детей при взаимодействии семьи и МБДОУ в процессе культурно - досуговой деятельности.

В статье идет речь об  определении путей оптимизации ,использования  инновационных технологий работы с семьей в процессе формирования основ музыкальной культуры. Объект исследования взаимод...

"Формирование образа "Я" как основа морального развития детей 3 - 5 лет"

Опыт работы по формированию образа "Я" (программа "Радуга")...

Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

Памятка "Основы музыкального развития детей дошкольного возраста"

       Если у Вашего ребенка нет явно выраженных способностей к музыке, то не стоит отчаиваться, в данной памятке Вы найдете рекомендации  как можно  самим развить...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей от 5 до 7 лет "Образ осени прекрасен в проявлениях своих...!

Конспектинтегрированной организованной образовательной деятельностипо музыкальному развитию детей от 5 до 7 лет«Образ осени прекрасен в проявлениях своих...»...