Главные вкладки

    Формирование основы музыкальной культуры детей при взаимодействии семьи и МБДОУ в процессе культурно - досуговой деятельности.
    статья по теме

    В статье идет речь об  определении путей оптимизации ,использования  инновационных технологий работы с семьей в процессе формирования основ музыкальной культуры.
    Объект исследования взаимодействие семьи и ДОУ при формировании музыкальной культуры ребенка.
    Предмет исследования культурно – досуговая  деятельность    как средство музыкального развития ребенка.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_v_mgpu.doc122.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                Е.П.Мешалкина

    Формирование основы музыкальной культуры детей при взаимодействии семьи и ДОУ в процессе культурно - досуговой деятельности.

       Семья и дошкольное образовательное учреждение -  два важных института социализации детства. Их воспитательные функции различны , но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Ребенок не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

     Современная семья переживает серьезный кризис: это и  ослабление внимания к духовным ценностям. Материальные ценности зачастую доминируют  над духовными, поэтому у детей искажаются  представления о  доброте, милосердии, толерантности, гражданственности, патриотизме.

     Ослабление культурных традиций ослабление связи времен и поколений, основанные на гражданских позициях, на принципах органического соединения семейного и общественного воспитания.                        

     И отсутствие  у молодых родителей осознанного отношения к их  роли в воспитании  музыкальной культуры. При том ,  что  дошкольный возраст  - важнейший этап в развитии музыкальной культуры личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения  его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов , миром природы и собственным внутренним миром [1; 5].

    Наиболее актуальным в работе по теме является:

    *  Преодоление разрыва культурных традиций поколений.

    * Преодоление нетерпимости и непонимания различных оценок восприятия жизни.

      *  Расширение и насыщение процесса образования в культурно – досуговой  деятельности.

    Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. По мнению Л.С. Выготского,  Н.В. Запорожца, Н.Н Поддъякова, С.Л.Рубинштейна творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего, природного и социального мира.

    Отечественные психологи и педагоги Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский  , Н.Н. Поддъяков доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности.

     Новые образовательные программы и технологии обусловлены современными тенденциями развития социокультурной ситуации в стране, которые порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности  справедливо указывали Л.С. Выготский ,  А.В. Запорожец  «лишь согласованное функционирование двух сфер, интеллектуальной и эмоциональной , их единства способны обеспечить полноценное развитие ребенка».

    Специфика развития дошкольника связана с присвоением элементов человеческой культуры, что происходит в особых условиях – условиях социальной ситуации развития, создающей  зону ближайшего развития ребенка. А.В.Запорожец  ввел понятие «амплификации развития», что подразумевает максимальное расширение и насыщение процесса образования различными видами детских деятельностей и расширение способов взаимодействия ребенка дошкольника со взрослыми. Насытить жизнь ребенка различными видами «формами активности», сделать жизнь ребенка эмоционально насыщенной , привлекательной и интересной, что возможно только во взаимодействии с семьей, создании и внедрении системы  направленного сотрудничества с семьей.

    Вовлечение родителей в разные формы технологий взаимодействия : детский сад - семья ,Семья и семья , созданию детско-взрослого сообщества «дети – родители-педагоги».Технологии взаимодействия с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка.

    «Концепция дошкольного воспитания», «Национальная доктрина образования в РФ» раскрывает различные аспекты работы по изучению семьи, работы с семьей , бережное отношение к семье в методах работы: установление атмосферы доверия и сотрудничества, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи, и детского сада.

    Познание мира, основ музыкальной культуры, развитие творческих способностей ребенка осуществляется эмоционально - практическим путем взаимодействия со взрослыми в естественных для ребенка видах деятельности : игре, общении ,речевой, театрализованной, культурно -досуговой  деятельности. Эта работа требует совершенствования содержания и поиска эффективных инновационных технологий взаимодействия с  семьей, требует знакомства с программами и технологиями, которые используются в работе с детьми ,вовлекая родителей в  воспитательно - образовательный процесс, ибо от того «как прошло детство ,кто вел за руку в детские годы ,что вошло в разум и сердце ребенка от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»[5; 7]

      Такие компоненты музыкальной культуры как музыкальное восприятие, музыкальные интересы ,чувства, суждения доступны детям дошкольного возраста и формируются в повседневной жизни и от занятия к занятию.  Развитие восприятия является центральным : слушать, видеть, ощущать ; дети впитывают и познают мир телом , мыслью и сердцем. Технологии взаимодействия взрослых (родителей - педагогов) раскрывает индивидуальности каждого ребенка, позволяет интегрировать различные виды музыкально – художественной деятельности, воспитывать искренний интерес к настоящему искусству.

    Цель исследования состоит в определении путей оптимизации ,использования  инновационных технологий работы с семьей в процессе формирования основ музыкальной культуры.

    Объект исследования взаимодействие семьи и ДОУ при формировании музыкальной культуры ребенка.

    Предмет исследования культурно – досуговая  деятельность    как средство музыкального развития ребенка.

    Гипотеза исследования:

    - культурно – досуговая деятельность будет выступать как средство творческого развития ребенка в том случае если:

              1. ее содержание опирается на опыт ребенка, взаимодействие с родителями в практической и игровой деятельности;

             2. в процессе интеграции  музыкальной культуры с другими видами художественно – творческой деятельности;

             3. постоянного пополнения впечатлений ребенка семьей  педагогами – в театрах , музеях, студиях, общении с творческими людьми.

    Методы психолого-педагогического исследования:

    - анализ и синтез научной литературы;

    - экспериментально-эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетный опрос родителей.

     Решение поставленных задач потребовало  проведения трех этапов исследования:

    1 этап  - теоретический, посвящен изучению и анализу научной психолого – педагогической и научно – методической литературы по проблеме исследования;

    2 этап – практический, посвящен разработке комплекса мероприятий с целью углубления и систематизации работы по формированию музыкальной культуры ребенка.

    3 этап – обобщающий ,направлен на анализ изучения, обобщения результатов исследования ,формулировку общих выводов.

    Практическая значимость состоит в возможности использования результатов работы в практике работы педагогов с семьей по использованию инновационных технологий взаимодействия:

     - включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ посредством культурно-досуговой  деятельности,

    - консультативно – рекомендательные, практические занятия с родителями ,

    - семинары практикумы, дни открытых дверей, совместные занятия  ,праздники ,развлечения для родителей и детей,

    - презентация досуговой  деятельности за год,

    -  участие в игровых и музыкальных семейных конкурсах.

    Авторская программа Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» - это программа по ритмической пластике, это технология, в основе которой лежит музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности ребенка, предполагает вариативные игровые формы организации  педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

    Практические семинары с родителями позволяют использовать ритмические композиции на вечерах досуга, повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке. Они являются эффективной психогимнастикой. Пользуясь предложенной фонограммой ,родители используют игровые ,танцевальные композиции в качестве физкультминуток, бодрящей гимнастики, что позволяет повысить настроение детей. С этой целью рекомендованы композиции «Птички и Ворона», «Едем к бабушке в деревню», «Птичий двор», «Красный сарафан».

    Авторская программа «Ладушки» Каплуновой И.М. ,  Новоскольцевой И.Н. превращает каждое занятие в маленький праздник.

    Девиз программы: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!». Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости , вырастает более устойчивым и менее подвержен стрессам и разочарованиям.

               Положительно себя зарекомендовали себя родительские «семейные» клубы. Вся работа клуба направлена на результативность встреч, на объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка и дает возможность родителям общаться, делиться опытом семейного воспитания. Тематический план работы клуба «Веселинка», строится на принципах личной заинтересованности и взаимоуважения:

    «Семья сильна своими традициями  », «Из истории песен », «Сядем рядком да поговорим ладком», «Праздничная суматоха».

               Работа клуба направлена на формирование желания активно участвовать, формирует потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности вместе с детьми.

               Представляется актуальным в работе родительского клуба «Веселинка » обращение к опыту народной педагогики. Пестушки ,   потешки передавались на уровне эмоционального взаимодействия с ребенком в процессе игры. Так пальчики превращаются в дружную семейку ,где у каждого свои обязанности. Жанры фольклора , содержащие в себе пословицы и поговорки, задиристые дразнилки, остроумные частушки, поучительные притчи несут информацию о чертах характера народа, его нравственных ценностях, дают представления о добре, красоте ,правде . Родители и дети – участники сезонных музыкально-игровых праздников: «Ярмарка», «Именины березки», «Встреча птиц». Особое внимание обращаем на подготовку праздника: знакомимся с предметами народно – прикладного искусства, народным костюмом, народными играми, хороводами. Родители – участники продуктивной деятельности детей в изделиях из пластилина, бумаги, картона, творя совместные маленькие «произведения», оформляем выставки «Мастера- умельцы»,

    Собираем мини-музей «Бабушкин сундучок» - это путешествие в прошлое семьи, рода. На выставку собираются экспонаты совместной деятельности бабушек , дедушек ,родителей и детей. «Предпраздничные  посиделки» в работе клуба знакомят родителей с новыми хороводами, песнями, шутками и правилами гостеприимства народа.

                 Формы взаимодействия наполнились новым содержанием:  «Музей одной картины» дает возможность выставлять семейные рисунки о совместных праздниках и развлечениях. Фотовыставки «Новогодние и рождественские праздники» ,«Ух ты, Масленица!», «Мама, папа, я – музыкальная семья» способствует установлению доброжелательных отношений. «Именинная гостиная», показ веселых концертов с участием детей и взрослых, создание мини – музеев в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции - положительно влияют на развитие детско-родительских отношений.

    Практические семинары позволяют родителям освоить организацию игр  ,  интересных сюрпризов ,используемых на развлечениях «Вот какая бабушка»,  «Ладушки в гостях у бабушки» ,  «Масленица».

    Совместная деятельность играет положительную роль в развитии  детско-родительских отношений, координирует подходы  к воспитанию в семье и ДОУ.

    За основу изучения были взяты данные комплексной «Программы воспитания обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой». Это послужило основой для всестороннего развития психических и физических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями по формированию базовой культуры личности,

    Общей и музыкальной культуры. При взаимодействии с родителями дети хорошо ориентируются в правилах культуры поведения, занимаются интересной, насыщенной положительными эмоциями игровой и культурно-досуговой  деятельностью. Отличаются активностью, понимают эмоциональное состояние других.

              Совершенствуя знания , умения ,навыки дети повышают уровень исполнительства(в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах).

      Сравнительный анализ полученных исследовательских данных показал эффективность технологии взаимодействия, партнерства педагогов – родителей по обеспечению детям психологического комфорта, а согласованность действий взрослых позволила детям интегрировать музыкальный материал в различные виды деятельности, способствующие творческому самовыражению.

    эмоциональная оценка, включение родителей в воспитательно- образовательный процесс.

    начало года

    окончание

    Посещение родительских собраний

    80%

    95%

    Участие родителей в культурно – досуговой

    10%

           15%

    Оказание помощи в подготовке к праздникам, развлечениям

    70%

    75%

    Мониторинг результатов работы по выполнению программы музыкального воспитания, формированию основ музыкальной культуры, развитию основ музыкальной культуры , развитию музыкальных, двигательных , творческих , певческих способностей детей говорят о положительном результате.

    ПЕНИЕ                                МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ    ДВИЖЕНИЯ

            

    Принцип взаимодействия позволил преодолеть разрыв культурных традиций, нетерпимость и непонимание различных оценок восприятия жизни, конфликты между людьми разных поколений и разных жизненных установок.

    Технология взаимодействия позволила, созданной взрослыми развивающей среде, способствовать творческому мышлению, воображению, фантазии детей. Партнерство семьи и ДОУ воспитывает потребность вести постоянный творческий поиск. Вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства: фольклора, который несет информацию о чертах характера народа, семьи , ее нравственных ценностях, дает представления о добре и зле, красоте , классического искусства, постоянно заниматься  в творческих группах ,студиях, родительских клубах.

      Можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза: культурно-досуговая деятельность – средство творческого развития ребенка ,при выполнении инновационных технологий взаимодействия семьи и ДОУ ,способствует успешному осуществлению развития музыкальной культуры подтвердилось.

                                            Литература

    1. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольника в процессе музыкальных игр. – М.,1958.
    2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,Магистр,1993.
    3. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1999.
    4. Петрушин В.И.  Музыкальная психология. – М.,Владос, 1997.
    5. Сергеева А.А.     Музыкальная психология и психология музыкального образования. – Мурманск,2004.
    6. Буренина А.И.   Ритмическая мозаика. –СПб.,2000
    7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.Н.  Ладушки – СПб.,2001  

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование основ музыкальной культуры детей младшего дошкольного возраста»

    Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одни...

    Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

    Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

    Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

    В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

    «Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»

    «Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...

    «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

    Проблема познавательной деятельности детей этого воз­раста чрезвычайно важна для системы дошкольного образова­ния. Необходимость компетентно ориентироваться в возраста­ющем объёме знаний предъявляет н...

    Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах

    В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деяте...