Система гражданского и патриотического воспитания в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)

Липчинская Мария Валентиновна

Миссией воспитания и развития личности гражданина России, а так же и Крыма выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, Крыму, Алуште, согражданам, обществу, настоящему и будущему «малой Родины», Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система гражданского и патриотического

воспитания в ДОУ

Под гражданским и патриотическим воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование   у   обучающихся   чувства   патриотизма,   гражданственности,   уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

В Рабочей программе воспитания учтен целевой ориентир Концепции воспитания и социализации обучающихся Республики Крым – развитие современной системы воспитания и социализации детей и молодежи Республики Крым на основе базовых российских ценностей, региональных культурных и духовных традиций Республики Крым.

Миссией воспитания и развития личности гражданина России, а так же и Крыма выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, Крыму, Алуште, согражданам, обществу, настоящему и будущему «малой Родины», Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

Формирование личностных качеств гражданина, необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим поколениям это:

‒ безусловное уважение к жизни во всех ее проявлениях, признание ее наивысшей ценностью;

‒ осознание ценности здоровья, установка на активное здоровьесбережение человека;

‒ любовь к Отечеству, осознание себя гражданином России, Крыма – продолжателем традиций предков, защитником Земли, на которой родился и вырос; осознание личной ответственности за Россию, Крым, Алушта;

‒ признание ценности жизни и личности другого человека, его прав и свобод, признание за другим человеком права иметь свое мнение;

‒ готовность к рефлексии своих действий, высказываний и оценке их влияния на других людей;

‒ внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека;

‒ субъектность, активная жизненная позиция;

‒ правовое самосознание, законопослушность; готовность в полной мере выполнять законы России, Крыма; уважение к чужой собственности, месту постоянного проживания;

‒ осознание себя гражданином многонациональной России, Крыма, частью народа, который создал культуру; интерес и уважение к культуре, русскому языку и языкам предков;

‒ готовность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны и развитии новых культурных направлений;

‒ принятие и сохранение традиционных семейных ценностей народов России, Крыма;

‒ забота о природе, окружающей среде; экологическое самосознание и мышление; осознание себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии;

‒ забота о слабых членах общества, готовность деятельно участвовать в оказании помощи социально-незащищенным гражданам;

‒ осознание ценности образования всех участников образовательных отношений; уважение к педагогу; готовность учиться на протяжении всей жизни; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех сферах жизни;

‒ свобода выбора и самостоятельность в принятии решений; социальная активность и мобильность; активная гражданская позиция;

‒ уважение к труду, осознание его ценности для жизни и самореализации; трудовая и  экономическая активность.

Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения).

Культура поведения взрослых в детском саду  - основа воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель соблюдает нормы профессиональной этики и поведения:

‒ педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

‒ улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

‒ педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;

‒ педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

‒ тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

‒ уважительное отношение к личности воспитанника;

‒ умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

‒ умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

‒ уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

‒ умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

‒ умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

‒ умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

‒ соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада;

‒ знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагог имеет право выстраивать работу с учетом пожеланий родителей, но обязательно с учетом возрастной психологии и педагогики.

Воспитывающая среда в ДОУ

Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность.

Педагоги – участники общности, придерживаются следующих принципов:

‒ быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

‒ мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

‒ поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала направленность;

‒ заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

‒ содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

‒ воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

‒ учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

‒ воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

        Для педагогов важно интегрировать семейное и дошкольное воспитание, активнее привлекать семьи к участию в жизни дошкольного учреждения. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду.

С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, применяются средства наглядной информации (родительские уголки, тематические и информационные стенды, выставки), по возможности родители привлекаются к проведению праздников, развлечений и другим мероприятиям.

Приоритеты воспитания для детей дошкольного возраста

по итогам работы в подготовительной группе:

‒ Стремиться быть любящим, заботливым, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи. Стремиться быть вежливым и опрятным, приветливым и доброжелательным. Соблюдает правила личной гигиены, режим дня, ведёт здоровый образ жизни.

‒ Выполняет посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим, быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, ценить его.

‒ Знает и любит свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну, испытывать чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, знать героические страницы истории своей страны, своего города, своей семьи, гордиться культурным наследием своей страны.

‒ Стремиться принимать участие в проектах значимых для страны, города, дошкольного учреждения, семьи; Стремиться самостоятельно организовывать мероприятия, связанные с традициями семьи и группы.

‒ Бережёт и охраняет природу (ухаживать за комнатными растениями в детском саду или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы). Знает о необходимости экономии природных ресурсов.

‒ Проявляет миролюбие — не затевать ссор и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе, стараться быть дружелюбным.

‒ Проявляет позитивный интерес к новому, проявляет любознательность, ценит знания.

‒ Уверен в себе (подкрепляя свою уверенность правилами и нормами социального поведения), открыт и общителен, не стесняется быть в чём-то непохожим на других ребят, понимая и принимая индивидуальность себя и каждого.

‒ Уважительно относится к людям иной национальной принадлежности, культуре, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья.

‒ Умеет сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, стремится оказать посильную помощь, устанавливать хорошие отношения с другими людьми.

‒ Уметь ставить перед собой посильные цели и проявлять инициативу, действовать самостоятельно, без помощи старших.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Серебряное копытце» города Алушта СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ» Воспитатель: Липчинская Мария Валентиновна

Слайд 2

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

Слайд 3

Под гражданским и патриотическим воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Слайд 4

Формирование личностных качеств гражданина, необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим поколениям это: ‒ безусловное уважение к жизни во всех ее проявлениях, признание ее наивысшей ценностью; ‒ осознание ценности здоровья, установка на активное здоровьесбережение человека ‒ любовь к Отечеству, осознание себя гражданином России, Крыма – продолжателем традиций предков, защитником Земли, на которой родился и вырос; осознание личной ответственности за Россию, Крым, Алушта; ‒ признание ценности жизни и личности другого человека, его прав и свобод, признание за другим человеком права иметь свое мнение; ‒ готовность к рефлексии своих действий, высказываний и оценке их влияния на других людей; ‒ внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека; ‒ субъектность , активная жизненная позиция; ‒ правовое самосознание, законопослушность; готовность в полной мере выполнять законы России, Крыма; уважение к чужой собственности, месту постоянного проживания;

Слайд 5

‒ принятие и сохранение традиционных семейных ценностей народов России, Крыма; ‒ забота о природе, окружающей среде; экологическое самосознание и мышление; осознание себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии; ‒ забота о слабых членах общества, готовность деятельно участвовать в оказании помощи социально-незащищенным гражданам; ‒ осознание ценности образования всех участников образовательных отношений; уважение к педагогу; готовность учиться на протяжении всей жизни; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех сферах жизни; ‒ свобода выбора и самостоятельность в принятии решений; социальная активность и мобильность; активная гражданская позиция; ‒ уважение к труду, осознание его ценности для жизни и самореализации; трудовая и экономическая активность. Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения).

Слайд 6

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников РЕБЕНОК СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНОЙ ГОРОД РОДНАЯ СТРАНА

Слайд 7

Культура поведения взрослых в детском саду - основа воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель соблюдает нормы профессиональной этики и поведения: ‒ педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; ‒ улыбка – всегда обязательная часть приветствия; ‒ педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки; ‒ педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; ‒ тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; ‒ уважительное отношение к личности воспитанника; ‒ умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; ‒ умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; ‒ уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; ‒ умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; ‒ умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; ‒ умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; ‒ соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада; ‒ знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Педагог имеет право выстраивать работу с учетом пожеланий родителей, но обязательно с учетом возрастной психологии и педагогики.

Слайд 8

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников ДОСУГИ, проведение патриотических праздников СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ занятия ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ ЭКСКУРСИИ ДЕТСКИЕ ПРОЕКТЫ Формы работы

Слайд 9

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях" с выступлением по данной теме на международной научно-практической конференци 6.12.12. ИППО МГПУ.

Тема доклада: Театрализованная  деятельность в воспитании любви к Родине у старших дошкольников     В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос в то...

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гражданское и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Реализация гражданского и патриотического воспитания детей 5-7 лет через цикл мероприятий, посвященных 70-летию Победы

   Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны...

Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в ДОО.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ДОО...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «ДЕТСТВО БЕЗ ВОЙНЫ» Номинация: «Гражданское и патриотическое воспитание»

В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Всё, чтосовершается в стране, через вашу душу ивашу мысль должно приходить к детям.А.С.МакаренкоПатриотическое воспитание дошкольн...

Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"

Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"...