Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"
материал

Малышева Вера Петровна

Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

 Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович  Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Григорий Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».                                                                                        

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное  приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Патриотизм –  любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.                                                Дошкольное детство является периодом открытости различным социально — нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. В этом возрасте,  формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально — познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотами и богатствами  возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

Работа осуществляется по «Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года»  по программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, адаптированной для наших детей

Моя работа  - это попытка движения от воспитания простых чувств,  к достижению наивысшей цели – воспитанию  чувств,  гражданских и  патриотических, любви и гордости за свою Родину .                                                                                       Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданских и патриотических  чувств. 

Нам педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами  начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Начиная работу по гражданскому и патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором  будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.  

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Методы и приёмы патриотического воспитания мною используются самые разнообразные, но обязательно я учитываются психологические возможности ребёнка. Воспитательная работа связывается с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими доступными объектами, которые окружают его. 

Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников — это   воспитание любви к родному дому,  семье, детскому саду,  городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации. А также  толерантному отношению к представителям других национальностей,   воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда,  родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, героизму за край в котором мы живём, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, свою республику «Калмыкию», любовь к родному городу Городовиковску, уважение традиций к тем местам, где мы проживаем. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа, большой и малой Родины.

Ориентиром в гражданско-патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческая и продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Дети должны знать.

  • домашний адрес.
  • место работы родителей;
  • место проживания: город, республика; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и республики;;
  • свою нацию, язык, традиции ; столицу нашей Родины — Москву. Столицу нашей республики – Элисту (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

Так же проводится работа с родителями  по гражданско - патриотическому воспитанию:

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко -  нравственную личность, настоящего гражданина и патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной  войны. Поэтому успех в гражданском и патриотическом воспитании зависит  от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет  родителей,  равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

В своей работе я использую такие форма работы с родителями:

  • составление родословной  « Пишем родословную своей семьи»;
  • спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной  войне;
  • « Загляните в семейный альбом»;
  • родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке героизм и патриотизм»;
  • конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
  • проведение совместных игр «А ну-ка, мальчики!»;
  • встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».
  • Приглашение ветеранов ВОВ на праздник «Этих дней - не смолкнет слава».

Таким образом, гражданское и патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа, научится ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным». Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданского и патриотического  воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодёжи неоднократно говорилось в Посланиях Президента Р.Ф. В.В. Путина Федеральному собранию Р.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Обмен опытом ""Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...