Обмен опытом ""Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
консультация

Кильдишева Елена Антонасо

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

 


                            Слайд №2     «Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Слайд№3

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач .

Слайд№4

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

           Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

          В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как  дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня социализации детей в дошкольном возрасте. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Патриотизм – важнейшее нравственное качество, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в

непосредственно образовательной деятельности, где решаются задачи, связанные с умственным развитием детей.

Слайд№5,№6,№7

 В мероприятиях, праздниках, в игре и в быту прививаются навыки коллективизма; в процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость.     Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Слайд№8,№9,10,11,12,13,14

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита,  оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка.

- Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.

- Развлечения.

- Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. 

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями?  Воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовали по принципу «от простого к сложному». Работа с детьми ведется систематически и последовательно.

Составлены и реализованы следующие проекты : «Я и моя семья». Цель которого - Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

«Человек труженик». Цель: Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

 «Родина моя – бескрайняя Россия».  Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

 «История страны». Мы проводили  много мероприятий, позволяющих формировать у детей  уважительное отношение к истории страны, её традициям.

Организуем работу по данному направлению с детьми через игровую, театрализованную, совместную и непосредственно образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Слайд№15

Также широко используем педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, диафильмы, слайды. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. В процессе отбора произведений руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

Слайд№16

Работу с детьми, ведем в непосредственном взаимодействии с родителями. Осуществляем консультативную поддержку родителям, разрабатываем и доводим до их сведения практические рекомендации, в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. По работе с родителями стараемся учитывать их социальный статус, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как: анкетирование, групповые традиции, тематические беседы, круглый стол, что способствует установлению доверительных отношений с родителями.

Слайд№17

В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности. Оборудование разместили по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: имеются материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. Большое внимание уделяем созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности: конструирования, рисования, лепки, создания разного рода поделок, макетов, что способствует организации содержательно образовательной деятельности и разностороннего развития ребенка.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но ее необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. В группе был создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.

Слайд№18

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается  злым  или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Гусев «Развитие нравственно- патриотических чувств дошкольников в процессе познавательной деятельности» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Кильдишева Елена Антоновна

Слайд 2

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…..?

Слайд 3

Воспитать патриотов России – это значит… воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране; формировать начала гражданственности у подрастающего поколения; формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны. обеспечить будущее завтра .

Слайд 4

Образовательная деятельность

Слайд 5

игра, трудовая деятельность

Слайд 6

выставки детских работ, проектная деятельность

Слайд 7

участие в конкурсах, экскурсии, тематические праздники

Слайд 8

Предметно - развивающая среда

Слайд 9

Сотрудничество с родителями

Слайд 10

«Я и моя семья»

Слайд 11

«Человек-труженик»

Слайд 12

Экологическое

Слайд 13

“Родина моя – бескрайняя Россия”

Слайд 14

Культурное

Слайд 15

История страны

Слайд 16

«Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. Лихачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Публичное представление инновационного педагогического опыта "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...