Проект "Моя родословная"
проект (средняя группа)

ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К СЕМЬЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodoslovnaya.docx259.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Проект

 «Моя родословная»

                                                                                   

Подготовила воспитатель:

                                                                                                    Курыляк Е. Н.

«Родословная моей семьи»

Неуважение к своим предкам есть первый признак дикости и безнравственности.

А.С. Пушкин

Актуальность:

В настоящее время отмечается значительный рост интереса наших современников, живущих в разных странах, к истории своей семьи и родоведению в целом. Особую важность данная проблема приобретает в связи с приобщением детей к семейным ценностям и традициям в контексте патриотического воспитания подрастающего поколения.

Так, например, в своих трудах отец Павел Флоренский называет генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи», он призвал к активному познанию своего рода, его задач, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач. А на фоне всего этого – познание своего места в роде.

В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше.

Выбор темы проекта связан с историей семьи, ее родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Родословное древо человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне дошкольного возраста. С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная».

Тип проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 01.10.2022 по 30.10.2022 гг.

Цель: Закрепление интереса к своей семье, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, развитие партнерских отношений с семьей.

Задачи:

  • Формировать у детей представления о семье;
  • Формировать представления о родственных отношениях;
  • Закреплять знания имен, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
  • Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
  • Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.

Этапы работы над проектом

1 этап подготовительный

  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов;
  • Опрос детей на тему «Что я знаю о семье?»;
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
  • Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье;
  • Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»;
  • Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка»;
  • Разработка сюжетно – ролевых игр;
  • Создание предметно – развивающей среды в группе;
  • Обсуждение с родителями проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
  • Подбор полезной информации по теме проекта: памятки, анкеты.

2 этап основной

  • Сюжетно-ролевые игры  «Бабушка приехала», «Мама пришла с работы»;
  • Инсценировка «Дружная семья»; 
  • Настольный театр «Репка», «Волк и семеро козлят»;
  • Дидактические игры «Скажи ласково», «Ателье», «Если ты заболел», «Мама, папа, я»;
  • Изготовление мебели для кукольного домика;
  • Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Мой домашний питомец»;
  • Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!» и др.;
  • Беседы «Моя мама»;
  • Конструирование «Построим дом, гараж», «Семейный автомобиль»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пение

 «Папа может»;

  • Танцевальная разминка «У бабушки Наташи».
  • Чтение рассказа Л. Квитко «Бабушкины руки»;
  • Чтение басни Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», «Липунюшка»;
  • Чтение сказок «Гуси-лебеди»,
  • Пословицы и поговорки о семье.  
  • Развлечение «Мой папа – защитник».
  • Консультация для родителей «Как создать родословную своей семьи»;
  • Анкетирование «Ваша семья и ее традиции»;
  • Изготовление семейного дерева.

3 этап заключительный

  • Презентация работ «Генеалогическое дерево моей семьи»;
  • Подведение итогов реализации проекта;
  • Оформление результатов проекта.

Предполагаемые  результаты:

  • У детей сформированы интегративные качества: - проявляют интерес к проектной деятельности, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности; - делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, о профессиях и увлечениях членов своей семьи, называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы, стихи о своей семье; - имеют представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях.
  • Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о своей родословной, истории семьи, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи, гордости за принадлежность к своему роду.

Список литературы

1. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной».

2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду».

3. Интернет-ресурсы:

Приложение 1

Сюжетно – ролевые игры

Бабушка приехала

Методика проведения. Дети играют в дочки – матери. Воспитатель вводит в игру новый персонаж.

Воспитатель. Кажется, я слышу звонок в дверь! Кто это? Это же бабушка! (Воспитатель надевает шаль и предстает в роли бабушки.) Здравствуйте, внучата! Я к вам в гости! (Дети здороваются.) Ехала так долго. Очень устала, присесть бы мне… (Дети усаживают бабушку.) Вот спасибо, милые внучата. Я и не знала, что вы такие отзывчивые, добрые. Любите свою бабушку? Дайте я посмотрю на вас. Какой ты, Миша, стал большой. Ходишь в детский сад? Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ребенок рассказывает.) А ты, Кристина, что сейчас делаешь? Рисуешь? Покажи, пожалуйста, что ты нарисовала. Очень красиво. Дети, я так долго ехала, что проголодалась. (Воспитатель ждет, пока дети догадаются предложить еду. Если они молчат, то побуждает их к этому.) Кристина, а чем это так вкусно пахнет? Что у тебя в кастрюльке? Суп? А какой, гороховый или перловый? Перловый? Я люблю перловый суп. Налей попробовать. Очень вкусно. Ты, Кристина, хорошая хозяйка. А ты, Миша, что сварил? Что у тебя в сковороде? Котлеты? Давайте вместе пообедаем. (Все садятся за стол).

Мама пришла с работы

Методика проведения. Воспитатель играет роль мамы. Мама приходит с работы и видит, что ее никто не встречает.

Воспитатель. Ох, как много сегодня было работы! Наконец – то я дома. Зашла по дороге в магазин, купила продукты. Сумка тяжелая – тяжелая. (Поднимает сумку.) Где мои дети? Вот если бы они меня встретили, то не так тяжело мне было бы. (Если никто из детей не подходит, то воспитатель вовлекает их в игру прямым обращением.) Ребята! Кто мне поможет? Вот Лёшенька – сыночек пришел. Поможешь мне? (Дает ему сумку.) Вот Лиза – дочка пришла, помогай братику, вынимай продукты. Я купила капусту, хотела щи сварить, но не знаю, может, лучше солянку сделать, как вы думаете? Солянку? Тогда давайте будем рубить капусту ножом. Лиза, клади порубленную капусту на сковороду, будем ее тушить. Закрыла крышкой? А у меня еще тесто есть. Кто мне вареники поможет делать? Оля? Иди, будем лепить вареники. Какие вареники вы любите, дети? (С вишнями.) Я тоже с вишнями люблю. Кладите побольше ягод. Получилось? Вареники готовы? Попробуй, Оля, только не обожгись. Теперь можно нести посуду. Пора за стол! (Все усаживаются за стол, обедают.) Солянка хороша! А вареники вкусные? Молодцы, мои детки, всей семьей приготовили обед.

Папа – хороший хозяин

Методика проведения. Дети играют в дочки – матери, но не принимают в игру мальчиков.

Воспитатель. (Обращается к девочке – маме.) Мама, я твоя старшая дочка. А ты моя мама? Мама, дай мне, пожалуйста, поесть. (Мама кормит дочку.) Мама, у нас сломался кран. Вода льется. Что делать? Мастера нельзя вызывать – сегодня выходной день. А где наш папа? Может, он починит кран? (Показывает на стоящего рядом мальчика.) Папа, помоги нам. (Если мальчик охотно вовлекается в игру, то он и становится папой. Если нет, то воспитатель привлекает другого мальчика.) А, ты не папа? А кто? Летчик? Тогда извини. А нам нужен папа. Вот наша папа. (Другому мальчику.) Папа, пойдем, почини, пожалуйста, кран. Ты умеешь? (Маме.) Мама, у папы есть слесарный набор: гаечный ключ, болты, насадки. Сейчас папа починит кран. Папа, ты чинишь? Что это у тебя? Вот и починил. Молодец, быстро справился.

Пойду спрошу сестренку. Лиза, у нас больше ничего не сломалось? Сломался стул. Лиза, ты знаешь. Какой у нас папа молодец, он все может починить. Попроси его, и он починит. Папа, а мой братик тоже будущий мужчина, и он будет у тебя учиться. Сережа, иди помоги папе стул отремонтировать.

Вот молодцы. Настоящие мастера. Мама, что ты скажешь? Мастеров надо покормить. Они заслужили.

Приложение 2

Инсценировка «Дружная семья»

(по сказке Ц. Петрова «Дружная семья»)

Ведущий: На опушке леса стоял маленький домик-рукавичка, и там жили… Как вы думаете, ребята, кто? (Ответ: пальчики). Правильно, там живут пальчики:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – я.

Все они вместе – дружная семья

(поднимает кисть руки).

Ведущий повторяет эту потешку еще раз и выясняет с детьми, какой пальчик мама, папа, дедушка, бабушка и я.

Ведущий: Рано утром встала мама (показывает вместе с детьми большой палец) и говорит: «Надо печку топить, кашу варить, семью кормить. Пошлю-ка я папу – Среднего пальчика за шишками в лес. Он самый большой из всех нас и самый сильный. Папа – Средний пальчик, в лес иди и домой шишек принеси!»

Папа – Средний пальчик: Я самый сильный! Я самый ловкий! Сейчас в лес пойду, тебе шишек принесу

Ведущий: Побежал папа – Средний пальчик в лес, а там шишек много-много.

Папа – Средний пальчик: Сейчас их соберу, быстро печку истоплю.

Ведущий: Нагнулся папа – Средний пальчик за шишками, а поднять-то их не может

Папа – Средний пальчик: Позову-ка дедушку – Безымянного пальчика. Он мне поможет поднять шишку. Дедушка – Безымянный пальчик, иди, набрать шишек помоги!

Ведущий: Пришел на помощь дедушка – Безымянный пальчик.

Папа – Средний пальчик: Дедушка – Безымянчик!

Будь как герой:

Помоги мне шишку отнести домой!

Ведущий: Долго они поднимали шишку, а поднять не могли

Дедушка – Безымянный пальчик: Позови-ка бабушку – Указательный пальчик. Бабушка! Бабушка, иди, поднять шишку помоги.

Ведущий: Пришла бабушка – Указательный пальчик, нагнулись они втроем. Долго поднимали шишку, а поднять-то не могли

Бабушка – Указательный пальчик: Ты, мой внук, Мизинчик малый, дай совет, с этой шишкой сладу нет.

Ведущий: Прибежал Мизинчик-внук,

Хоть и мал он, да удал,

Лишь на шишку он взглянул,

Сразу деду подмигнул:

Для умелой руки –

Это, мол, пустяки!

Бабушка – Указательный пальчик: Ты у нас совсем в отца, нет проворней молодца.

Ведущий: Стали они вчетвером поднимать шишку, долго-долго поднимали, целых десять раз подряд, но так и не принесли ее в дом.

Пальчик – Мизинчик: Давайте позовем маму – Большой пальчик, она все умеет делать. Мама-мамочка, приди, шишку поднять нам помоги!

Мама – Большой пальчик: Ну-ка, семья, смело

Берись за дело!

Папа, возьмись за этот край,

Бабушка, отсюда нажимай,

Ты, сынок, отсюда, дедушка – оттуда…

А я сейчас возьму и всем вам помогу.

Раз, два, три, приподнимай!

Ведущий: Все они вместе

Шишку несут,

Все они вместе

Песню поют.

Что такое в жизни значит

Дружная семья,

Подсказала вам, ребята,

Сказочка моя!

Ведущий: Ребята! У каждого человека есть мама, папа, бабушка, дедушка. У многих людей есть дети, братья, сестры. Все они вместе составляют семью. Как важно, чтобы все в семье жили дружно, друг другу помогали. Поодиночке очень сложно справляться с различными трудностями. Если вместе мы дружны, значит, вместе мы сильны!

Приложение 3

Дидактические игры

«Скажи ласково»

(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Дидактическое пособие «Ателье»
Предназначено для детей 4-7 лет.

Цели и задачи: Познакомить с профессией модельер – дизайнер. Учить подобрать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани.
Игра способствует эстетическому и сенсорному развитию ребенка. 

Описание: Пособие состоит из карточек с моделями одежды и набором карточек - вкладышей с тканью разной расцветки и фактурой, от легких тканей до драпа и меха. 
Детям предлагается подобрать материал к данной модели одежды. При этом необходимо учитывать не только цвет, но и фактуру ткани. 

Дидактическая игра «Если ты заболел»

Задачи:

Научить детей основным приемам ухода за больным;

• Развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление, связную речь;

• Воспитывать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.

Игровой материал:

http://www.maam.ru/upload/blogs/ab0f4a2f55c1e0fafc899b6483000f97.png.jpgРазрезные картинки.

http://www.maam.ru/upload/blogs/588ae470b83d87787820b9c471d9a043.png.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/c5855799a887a29d592e68f041963d0d.png.jpg

Игровое задание:

• Сложить картинку из частей

• Назвать что на ней изображено

• Объяснить, как с помощью данного предмета можно лечить или предотвратить простуду

Усложнение:

Составить рассказ по картинкам (правильная последовательность действий)

Дидактическая игра « Мама, папа, я»

Цель: Закрепить знания детей о животных и их детенышах.

Материал: Картинки с изображением животных

Пример:  Воспитатель называет животного ребенок называет детеныша.

ПЕС-СОБАКА-ЩЕНОК

КОТ-КОШКА-КОТЕНОК

КОНЬ-ЛОШАДЬ-ЖЕРЕБЕНОК

БАРАН-ОВЦА-ЯГНЕНОК

БЫК-КОРОВА-ТЕЛЕНОК

ХРЯК-СВИНЬЯ-ПОРОСЕНОК

КОЗЕЛ-КОЗА-КОЗЛЕНОК

ОСЕЛ-ОСЛИЦА-ОСЛЕНОК

«Если кто-то заболел»

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал: телефон

Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы

«Таня простудилась»

Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал:  носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

Приложение 4

О. Чусовитина

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может книжку мне читать,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой!

Л. Квитко

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней,

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Е. Благинина

«Посидим в тишине»

Мама спит, она устала... 
Ну, и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
Я уселась и сижу. 
Не шумят мои игрушки, 
Тихо в комнате пустой. 
А по маминой подушке 
Луч крадется золотой. 
И сказала я лучу: 
- Я тоже двигаться хочу! 
Я бы многого хотела: 
Вслух читать и мяч катать, 
Я бы песенку пропела, 
Я б могла похохотать, 
Да мало ль я чего хочу! 
Но, мама спит, и я молчу. 
Луч метнулся по стене, 
А потом скользнул ко мне. 
- Ничего, шептал он будто,- 
Посидим и в тишине!...

Приложение 5

Этическая беседа «Моя мама»

Задача. Дать детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Ход беседы

1. Чтение рассказа М. Зощенко «Показательный ребенок».

«Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. . и была бабушка. И вдобавок в их квартире жили кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут».

 2. Вопросы к беседе. Подвести детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек.

-        Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада)? (Домой).

-        Кто каждое утро будет вас, помогает собираться в детский сад?

-        Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

-        Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?

-        Кто вам покупает все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки…)

3. Рассказать о том, что о маме написано много стихотворений, существует не мало пословиц. Предложить послушать некоторые из этих произведений:

Мама

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

Я. Аким

Моя мама

Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее, мама –

Солнышко мое.

Я. Аким

4. Предложить детям (с помощью педагога) объяснить пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».

5. Дидактическая игра «Скажи ласково».

За что вы любите своих мам? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы вместе играем, гуляем, и т.д.).

А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля…).

6. Чтение рассказа одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):

Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому  она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.

7. После беседы предложить детям нарисовать маму, подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

Отгадывание загадок о семье

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша … (Бабушка)

На его лице морщины,

В волосах видны седины.

Этот домоседушка –

Наш любимый … (Дедушка)

Про нее вам скажут дети –

Лучшая она на свете.

Кулинар, портниха, дама,

А для нас с братишкой - … (Мама)

Вот ведь дело-то какое… 
Нас не семеро, а трое: 
Папа, Мамочка и я, 

Но все вместе мы — … (семья)

 

Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат, 

Для меня он — старший … (брат)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Приложение 6

Образовательно-игровая ситуация по конструированию

«Построение дома».

Цели и задачи:

- развивать интерес к конструированию;

- учить анализировать образцы конструкций под руководством педагога;

- продолжать работу по выделению и называнию геометрических форм;

- формировать умение ориентироваться в пространстве;

- воспитывать бережное отношение к постройке;

- учить обыгрывать постройки, сопровождая речевыми высказываниями.

Материал:

- строительный набор;

- матрешки;

- грузовая машина;

- елочки

Этапы занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в игровую ситуацию
  3. Анализ постройки, называние геометрических форм
  4. Построение
  5. Обыгрывание
  6. Итог

Ход ОИС:

1. Организационный момент.

Дети входят в группу. Что мы будем делать?

2. Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?  Какая  она? У нее сегодня праздник. Она получила новую квартиру – дом. У нее – новоселье. Посмотрите, какой у матрешки дом!

3. Анализ постройки.

- Вам нравится дом? Из чего его построили? Как называется эта форма? Что мы построили из нее? Что это? Для чего построено крылечко? Что мы выберем? Какого цвета крыша? Какая она по размеру?

      - Для чего нам нужна в доме дверь? Окно? Крыша? Стены?

       - Найдите и покажите мне брусок. Какого он размера, цвета?

       - Что это за звук? Кто сигналит нам?

      - Ребята, это приехала машина. Она привезла материала для сбора домов для        матрешек. Давайте построим им дома.

4. Построение.

Дети раскрывают мешочки со строительным материалом и по готовому образцу собирают дом. Во время занятия оказывается индивидуальная помощь более слабым детям,  сильные – помогают слабым.

Молодцы.  Все построили такие красивые дома. Расскажите мне и матрешке, из чего вы собрали их.

5. Обыгрывание.

- Кирилл, расскажи, пожалуйста, про свой дом. Покажи стены, дверь, окно, крышу.

- Из чего ты строил стены, крылечко?

- Спроси у матрешки, что ей понравилось больше всего?

Все матрешки идут в гости к Саше, который рассказывает и показывает свою постройку.

Приезжает грузовая машина. Она привезла деревья (елочки) для посадки.

Дети «сажают» елки «по словесной» инструкции педагога.

Саша – около дома. Кирилл – за домом. Андрей – около крылечка и т.д.

6. Итог.

Ребята, матрешкам понравились дома? Вы можете показать остальным детям, помочь им построить такие же.

А теперь мы должны разобрать дом аккуратно, чтобы в следующий раз построить улицу для кукол.

Дети разбирают постройки и уходят в группу.

Приложение 7

Песня «Папа может»

(В. Шаинский, М. Танич)

Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной,
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной!

Припев:
Папа может, папа может все, что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить!
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть!

Папа дома - и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
Папа в доме, конечно, главный,
Если мамы случайно нет!

Припев

И с задачкою трудной самой
Папа справится - дайте срок!
Мы потом уж решаем с мамой
Все, что папа решить не смог!

Песня «В гости к бабушке»

В гости к бабушке, бабуле
Мы спешим опять.
Будет вкусными блинами
Деток угощать.

Припев:

Ах, бабуля - бабушка,
Испеки оладушки.
Вкусные, да пышные,
Даже золотистые.

А потом она раскроет
Свой большой секрет.
Скажет: "Для меня дороже, вас, внучата нет".
Припев.

Танцевальная разминка «У бабушки Наташи»

У бабушки Натальи было 7 гусят,  

у бабушки Натальи было 7 гусят.

- Га-га, га-га-га! - так они кричат.

Га-га, га-га-га! - так они кричат!

У бабушки Натальи было 7 утят,  

у бабушки Натальи было 7 утят.

- Кря-кря, кря-кря-кря! - так они кричат. –

Кря-кря, кря-кря-кря! - так они кричат!

У бабушки Натальи было 7 цыплят,  

у бабушки Натальи было 7 цыплят.

- Пи-пи, пи-пи-пи! - так они кричат.  

Пи-пи, пи-пи-пи! - так они кричат!

У бабушки Натальи было 7 козлят,  

у бабушки Натальи было 7 козлят.

- Ме-ме, ме-ме-ме! - так они кричат.  

Ме-ме, ме-ме-ме! - так они кричат!

У бабушки Натальи было 7 щенят,  

у бабушки Натальи было 7 щенят.

- Гав-гав, гав-гав-гав! - так они кричат.  

Гав-гав, гав-гав-гав! - так они кричат!

У бабушки Натальи было 7 котят,  

у бабушки Натальи было 7 котят.

- Мяу-мяу! - так они кричат.  

Мяу-мяу! - так они кричат!

Приложение 8

Чтение художественной литературы

Толстой Л.Н.

«Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: 

- Сломайте! 

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. 

Они легко переломали прутья поодиночке. 

Отец и говорит: 

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

Толстой Л.Н.

Липунюшка

Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать. А старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:

– Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнёс; а теперь с кем я пошлю?

Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит:

– Здравствуй, матушка!

А старуха и говорит:

– Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?

А сыночек и говорит:

– Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек: я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке.

Старуха и говорит:

– Ты донесёшь ли, Липунюшка?

– Донесу, матушка...

Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узелок и побежал в поле.

В поле попалась ему на дороге кочка, он и кричит:

– Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принёс.

Старик услыхал с поля – кто-то его зовёт, пошёл к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит:

– Откуда ты, сынок?

А мальчик говорит:

– Я, батюшка, в хлопочке вывелся, – и подал отцу блинов.

Старик сел завтракать, а мальчик говорит:

– Дай, батюшка, я буду пахать.

А старик говорит:

– У тебя силы недостанет пахать.

А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поёт.

Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику:

– Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?

А старик говорит:

– У меня там мальчик пашет, он и песни поёт.

Барин подошёл ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.

Барин и говорит:

– Старик! Продай мне мальчика.

А старик говорит:

– Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть.

А Липунюшка говорит старику:

– Продай, батюшка, я убегу от него.

Мужик и продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене:

– Я тебе радость привёз.

А жена говорит:

– Покажи, что такое?

Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.

Гуси – лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся...

Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся...

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка...

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

— Яблоня, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

— Сестрица Аленушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!

— Не пей, братец, теленочком станешь!

Братец послушался, пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, жеребеночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком...

Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду.

Купец ей говорит:

— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.

Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на нее, привязала Алёнушке на шею камень и бросила в воду.

А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.

Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет:

— Алёнушка, сестрица моя!..

Выплынь, выплынь на бережок...

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа — зарежь да зарежь козлёнка...

Купцу жалко было козленочка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:

— Ну, зарежь его...

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.

Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

— Ну, сходи.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнехонько закричал:

— Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Аленушка из реки ему отвечает:

— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козленочка, не может найти и посылает слугу:

— Пойди найди козленка, приведи его ко мне.

Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнехонько зовет:

— Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А из реки ему отвечают:

— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.

А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.

Пословицы и поговорки про семью

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семейное согласие всего дороже.

В недружной семье добра не бывает.

В родной семье и каша гуще.

В семье дружат — живут не тужат.

В семье разлад, так и дому не рад.

Семейный горшок всегда кипит.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Где любовь и совет, там и горя нет.

Муж без жены – что гусь без воды.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Слава сына – отцу отрада.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Молитва матери со дна моря вынимает.

Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.

 

Приложение 10

Пальчиковые игры

«Помощник»
- Топором дрова колю 
(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)
- А потом пилой пилю.
(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)
- Отнесу их бабушке,
(показать ладоши)
- Чтоб испечь оладушки.
(похлопать ладонями друг о друга)

«Дом»
- Молоточком я стучу,
(постукивать кулачками друг о друга)
- Дом построить я хочу.
(соединить кончики пальцев обеих рук)
- Строю я высокий дом,
(поднять выпрямленные ладони вверх)
- Буду жить я в доме том.
(похлопать ладонями)

«Бабушка и внуки»

Бабушка очки надела         

(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки)

И внучаток разглядела.      

(отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в

«очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого

и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз,

делая «очки» из разных пальцев.)

Приложение 11

Сценарий праздника «Мой папа – защитник»

Ведущий: Внимание, внимание! Говорит и показывает Москва. Наши телекамеры установлены на Красной площади! Войска, равняйсь! Смирно! Торжественным маршем по Красной площади проходит парадный полк Военно – морского флота. В парадном строю будущие морские офицеры. Им предстоит достойно нести Андреевский флаг по всем морям и океанам. Мимо трибун проходят отважные представители военно-воздушных сил, многократно покорившие воздушные просторы. Торжественное шествие войск продолжает отряд специального назначения. Военнослужащие идут в специальном обмундировании не имеющем аналогов в мире. Завершает праздничное шествие медицинский батальон. Отважные, смелые медицинские сестры, готовые первыми прийти на помощь, не смотря на подстерегающую их опасность. Торжественное шествие войск возглавляет командующий парадом воспитатель средней группы Татьяна Викторовна Трофимова.

Принимающий парад: Здравствуйте, товарищи военные! (Здравствуйте!) Поздравляю Вас с Днем защитников Отечества. (Ура!)

Командующий парадом: Войска для проведения праздничного парада построены. Командующий парадом воспитатель средней группы Татьяна Викторовна Трофимова.

Принимающий парад: Парад принял … (звание) Алексей Борисович Лазарев.

Парад

Ведущий: Нашей армии российской

День рожденья в феврале!

Слава ей, непобедимой,

Слава миру на земле!

Трубы громкие поют,

Нашей армии … Салют!

В космос корабли плывут,

Нашей армии… Салют!

На планете мир и труд

Нашей армии… Салют!

Песня «Наша армия сильна»

Ведущий: Внимание! Внимание!

Начинаем соревнование!

Очень сложное испытание!

Слушайте внимательно задание!

Вот фигуры всем известные,

Сделаем из них картинки интересные!

Игра «Собери картинку»

Ведущий: В день защитника отечества

Папам мы хотим сказать,

Что героя лучшего

Для дочек не сыскать!

«Частушки»

  1. Я папулечку люблю,

Как конфетку сладкую,

Его ничем не заменю,

Даже шоколадкою!

  1. Если папа загрустит,

У меня печальный вид.

Ну, а если улыбнется,

Сердце радостно забьется!

  1. А мой папа всех добрей,

Любит всех моих друзей,

Кашу манную мне сварит,

Мыть посуду не заставит.

  1. Лучше папы человека

В целом мире не сыскать.

Гвоздик он забить сумеет,

И белье прополаскать.

  1. А мой папа всех умнее,

А мой папа всех сильнее,

Знает сколько пять плюс пять,

Штангу может поднимать.

  1. Милые папулечки,

Наши дорогулечки,

От души вас поздравляем,

Всего лучшего желаем!

Ведущий: Чтобы нести службу с честью, нужно готовиться к этому с детства. Представьте себе, что вы служите в армии и в вашей части объявили учения. Ваша задача как можно быстрее надеть каску на голову и преодолеть полосу препятствий.

Игра «Боевая тревога»

Ведущий: Золотой микрофон,

Он заглянет в каждый дом.

И узнают все друзья,

Какой папа у меня!

Игра «Золотой микрофон» 

Ведущий: Какие отважные солдаты в нашей армии мы уже увидели, и с ними совсем не страшно будет оказаться в настоящем бою, но иногда даже на учениях может случиться беда. И тогда на помощь приходит медицинский батальон.

Игра «Переправа» 

Ведущий: Ребята, а не пора ли нашим папам подарить подарки? А как же мы до них доберемся? Нам нужен самолет! А помогут нам пилоты. (строят самолет, берут подарки, садятся)

Ведущий: Ну что ж, экипаж на месте, просим пассажиров занять свои места. Полетели!!!!!

Песня «Самолет» 

Подарки

Ведущий: Папам все мы пожелаем,

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь!

Милые, хорошие,

Откроем Вам секрет,

Лучше вас на свете

Никого, конечно, нет!

Побыстрее все вставайте,

Веселый танец начинайте,

И не стойте, не скучайте,

За детьми все повторяйте! Дискотека

Приложение 12

Консультация для родителей

«Как создать родословную своей семьи»

Немного истории.

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.

Термин «родословие» использовался в России с ХI века и до начала XX века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». 

В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

Ведением родословных книг занималось государство ещё в ХV веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной. Терминология.

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий «род» и «фамилия».

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.

При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков. Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.

Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины.

Родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках.

Род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка.

Предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения.

Поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста.

Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.

Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?".

Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества.

Творите и получайте удовольствие от результата!

Приложение 13

Анкета для родителей «Ваша семья и ее традиции»

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции Вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной».

  1. Генеалогия

1.1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?

1.2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?

1.3. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

1.4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

1.5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?

  1. Семейные рассказы

2.1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

2.2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?

2.3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?

2.4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

2.5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказывают детям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?

2.6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?

2.7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?

2.8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?

2.9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?

  1. Наследственность и связи родственников

3.1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?

3.2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?

3.3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

3.4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?

3.5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?

3.6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?

  1. История взаимоотношений

4.1. Можно ли назвать Вашу семью дружной?

4.2. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты? Если можно, охарактеризуйте их.

4.3. Бывали ли ситуации непонимания, ссор, размолвок между детьми и родителями?

4.4 Есть ли мачехи, отчимы, сводные братья и сестры; как складываются с ними отношения?

4.5. Каковы Ваши отношения с сестрами, братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?

4.6. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?

4.7. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?

4.8. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?

4.9. Приходилось ли принимать в семью нового человека?

  1. События жизни семьи

5.1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

5.2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?

5.3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

5.4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

5.5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?

5.6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?

  1. Семейные реликвии

6.1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?

6.2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?

6.3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

6.4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?

6.5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?

6.6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

6.7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?

6.8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?

6.9. Есть ли в семейном архиве мемуары, дневники членов семьи?

  1. Дом

7.1. Какое место Вы считаете Родиной?

7.2. Что для Вас «родной дом»?

7.3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?

7.4. Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поездок, путешествий?

7.5. Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас (Ваших детей) самое любимое и почему?

7.6. Где и когда семья собирается вместе?

7.7. Где и когда собираются вместе родственники?

  1. Праздники

8.1. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?

8.2. Как вы отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?

8.3. Отмечаете ли именины, дни ангела членов семьи?

8.4. Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?

8.5. Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, связанные с подготовкой к празднику, самим празднованием?

8.6. Отмечаете ли государственные праздники?

8.7. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?

8.8. Отмечаются ли годовщины свадеб?

8.9. Отмечаются ли профессиональные праздники?

8.10. Расскажите о праздновании юбилеев?

8.11. Какие формы поздравлений приняты в Вашей семье?

8.12. Есть ли (сохраняются ли) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания т. п.)?

8.13. Кто в доме обычно руководит праздничным обедом, застольем?

  1. Повседневное общение

9.1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

9.2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?

9.3. Какие формы напутствий в дорогу при любом расставании приняты в Вашей семье?

9.4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»?

9.5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?

9.6. Какими формами обращений, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?

9.7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?

9.8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным?

9.9.Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? Как они появились?

9.10. Есть ли в Вашей семье привычка как-то по-особому называть, характеризовать предметы, явления, людей? Приведите примеры таких характеристик и названий.

9.11. Используются ли в Вашей семье особые слова или формы упреков в случае размолвки; слова для примирения?

  1. Ребенок в семье

10.1. Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что Вам пели и рассказывали в детстве? Чем заменяли пение и рассказывание?

10.2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в Вашей семье? Если можно - расскажите.

10.3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т. п.?

10.4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут или плохо учатся? 10.5. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений? Кого обычно приводят детям в пример?

10.6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время...» (у разных членов семьи)?

10.7. Что Вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?

10.8. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

10.9.Что считается в Вашей семье признаком взрослости?

10.10. Ваш «образ семьи» в любом исполнении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

занятие"Семейная родословная"

«Семейная родословная»Занятие.  Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....