Сборник проектов фольклорных
проект

Логинова Ирина Владиславовна

Сборник проектов фольклорных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_proektov_folklornyh.docx316.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

ПРОЕКТ

«Русская матрёшка»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8831bc0a5060150f2025f0e35986f739&n=13

Автор

Логинова И.В.

2021 г.

Проект

«Русская матрешка»

Россия наша славится

Расписными ложками

Да еще гордится

Русскими матрешками

Участники проекта: воспитанники от 3 до 7 лет МА ДОУ №29 г. Краснотурьинска свердловской области.

  • Автор: Логинова Ирина Владиславовна -  музыкальный руководитель МА ДОУ №29
  • Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Тип проекта: познавательно-игровой

Продолжительность проекта: краткосрочный 

По количеству участников: групповой (1-2 младшая)

Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Цель: познакомить дошкольников с русской матрешкой, с росписью игрушки, прививать любовь к Родине, своему народу, уважать и прославлять русские традиции. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.

Задачи проекта:

  • дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
  • познакомить детей с различными играми с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество).
  • развивать сенсорные навыки;
  • показать связь мира природы с миром человека;
  • развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
  • поддерживать естественный интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей;
  • учить получать радость от узнавания нового

Для родителей:

  • вызвать интерес к русской народной игрушке
  • приобщать к истокам русской народной культуры
  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

  • способствовать творческой активности детей
  • создать условия для формирования у детей познавательных умений
  • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс
  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Участники: воспитатели, родители, дети младшей группы

Актуальность

     Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен в беседах с детьми.

Этапы проекта:

Подготовительный

  • консультации для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы
  • разучивание стихов, загадок, потешек, прибауток, частушек про матрешек
  • приобретение русской народной игрушки «Матрешка»

Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей:

  • Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка – матрёшка»«О цветовой гамме матрёшек»«Из чего сделана матрёшка».
  • Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршака «О матрёшках», В. Берестова «Матрешкины потешки», Владимира Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова.
  • создание альбома «Матрёшки»
  • д/и «Расставь по росту», «Спрячь матрёшку»
  • разучивание русской народной песенки «Как у нашей, у Матрёшеньки».

  • Физ. минутка «Игрушки»
  • Пальч. игра «Матрешки»

Заключительный:

  • создание альбома «Матрешки»
  • пополнение предметно-пространственной среды в группе

Интегрируемая образовательная область

Художественная литература -прослушивание стихотворений В.Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю»

  • отгадывание загадок о «Матрешках»
  • чтение прибауток с договариванием
  • рассматривание иллюстраций с матрешками

Здоровье - Физ. минутка «Игрушки»

  • Пальч. игра «Матрешки»
  • Гимнастика для глаз «Где матрешка?»
  • Дыхательное упражнение «Дуем на горячий чай»
  • Проговаривание чистоговорки: «У крошки Матрешки пропали Сережки»

Безопасность - беседа с детьми на тему о бережном отношении к игрушкам

Труд

  • выполнение трудовых поручений в группе и дома
  • рассматривание кукол –матрёшек

Художественное творчество -лепка: «сарафан для матрешки»

  • аппликация: «шла по ягоду Матрёшка»
  • рисование: «у меня платок в горошек»

Музыка

  • танец «Матрёшки».
  • песенка с движениями «Мы веселые Матрёшки, ладушки, ладушки»
  • знакомство с частушками

Познание

  • знакомство с народной игрушкой через фольклорные произведения (загадки, пословицы, поговорки, потешки)
  • Формирование элементарных математических представлений «Матрёшки в гостях у ребят».

Физическое развитие

  • НООД «Матрешки с платочками»

КОНЕЦ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

ПРОЕКТ

«Приобщение детей к сказке»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bad0214f0d50ec91633142213baca034&n=13

Автор

Логинова И.В.

2021 г.

Проект

«Приобщение детей к сказке»

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

Участники проекта: воспитанники от 3 до 7 лет МА ДОУ №29 г. Краснотурьинска свердловской области.

  • Автор: Логинова Ирина Владиславовна -  музыкальный руководитель МА ДОУ №29
  • Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Актуальность проекта.

      В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства детей имеется компьютер, подключение к сети Интернет. Все крупные литературные произведения можно найти в экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к обеднению словарного запаса детей, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять рассуждения по каким-либо проблемам. Задача детского сада сводится к тому, чтобы помимо простого ознакомления дошкольников со сказками привить им любовь к различным литературным жанрам, научить анализировать поступки героев, уметь высказывать свое отношение к ним. Кроме того, изучение именно сказок позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство дошкольников воспринимают как игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на другие виды литературных текстов.

     Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло, или перевоспитать главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с детьми по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий.

Цель проекта: Развитие творческой личности детей, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями и структурой сказок.
  • Формировать у детей интерес к чтению сказок.
  • Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.
  • Привлекать интерес к творчеству. На примере сказок показать, что добро побеждает зло.
  • Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театров.

Задачи обучения:

  • побуждать интерес к предполагаемой деятельности.
  • приобщать детей к процессу познания.
  • формировать представление о сказках.
  • привлекать к воспроизведению образов.

Продукт детской деятельности:

  • создание кукол совместно с детьми и родителями.
  • дидактические игры — викторины по сказкам.
  • практическая мастерская: летим героев сказок.
  • показ сказки «Теремок»«Репка».
  • драматизация сказки «Кот, петух и лиса»«Колобок».
  • выставка детских поделок «В гостях у сказки».

Продолжительность проекта: 3 года.

Оборудование: художественная литература, пластилин, краски, бумага, материал, кукольный театр, пальчиковый театр, флданелеграф.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Образовательная область: «Познавательное развитие»:

  • слушание сказок.
  • рассматривание иллюстраций книг.
  • тематические занятия, беседы.
  • пересказ сказок.

В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:

  • «Гуси — лебеди»
  • «Маша и Медведь»
  • «Волк и семеро козлят»

Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»:

  • игровая деятельность: конкурсы, викторины.
  • игры драматизации
  • использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
  • вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»:

  • тематические занятия.
  • лепка героев сказок.
  • раскрашивание иллюстрации по сказкам.
  • работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок.
  • музыкальный концерт «В гостях у сказки»
  • разучивание песен из сказок: «Песня колобка»«Песня петушка»

Образовательная область: «Физическое развитие»:

  • образное имитирование героев сказок.
  • подвижная игра «У медведя во бору».
  • использование спортивного инвентаря: обруч — домик, скакалка — ручеек, мяч — волшебный клубок и т.д.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Знакомство и чтение сказок:

  • «Лисичка сестричка и волк»
  • «Зимовье»
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • «Лисичка со скалочкой»
  • «Петушок и бобовое зернышко»

Заключительный этап.

  • подведение итогов.
  • Праздник «Ходят сказочки по свету» (викторина «лучший знаток сказок» драматизация сказки)

КОНЕЦ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»

ПРОЕКТ

Использование малых фольклорных форм в первой младшей группе

https://b1.culture.ru/c/705436.jpg

Автор

Логинова И.В.

2020 г.

ПРОЕКТ

Использование малых фольклорных форм

в младшей группе

Участники проекта: воспитанники от 1,5 до 3 лет МА ДОУ №29 г. Краснотурьинска свердловской области.

  • Автор: Логинова Ирина Владиславовна -  музыкальный руководитель МА ДОУ №29
  • Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

         Я работаю с самыми маленькими посетителями детского сада, самыми очаровательными. Многие, придя в детский сад, плохо говорят, а кто – то и вовсе молчит, поэтому самым главным в своей работе считаю развитие речи малышей. Ни для никого ни секрет, что развитие ребенка во многом зависит от наших усилий, стараний. Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух.

         Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Надо как можно больше разговаривать с ребенком, каждое наше действие должно сопровождаться словом, будь то сборы на прогулку, игры, умывание, неплохо, если в течении дня ребенок будет слышать короткие стишки, потешки, песенки, прибаутки. Стихи являются тем объектом, помощью которого можно пополнять словарный запас крохи, давать новые знания о той или иной вещи, так к примеру, стихотворение об овошах поможет познакомить с дарами природы, а стих про вкусную кашку, поможет накормить кроху без каприз.

Каждое утро мы начинаем с приветствия не только друг другу, но и солнышку за окошком.

Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы живем!

 

 ****

Потягуни – потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянимся – потянимся,
Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.

  ****

Знаем, знаем – да – да – да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!

Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пенится
И грязь куда – то денется!

      ****

Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.

 ****

Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

 ****

Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.

       Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -
Забодает, забодает, забодает.
Чтоб веселее одевалось на прогулку, повторяем:

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.

А уж сколько на прогулке всего интересного и на все есть свои стихи и песенки. Важно разнообразить прогулку.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко нарядись,
Красное покажись!

Ждут тебя детки, ждут малолетки.

 ****

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!

 ****

Дождик, дождик,
Кап – кап – кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.

 ****

Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

 ****

Обедаем с аппетитом, если услышим знакомые стишки.
Я обед съедаю сам. Открываю рот и — ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет — он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: 
«сыт, сыт, сыт, сыт».

 ****

Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,

Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

При помощи потешек знакомимся с собой.
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать – моргать,
Ручки – все хватать – хватать.

 ****

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи – ка язычок,
Пощекочим твой бочек,
Пощекочим твой бочек.

       В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо — закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише — деревцо все выше, выше.

****

Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик — он промок,

Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.

****

Хомка, хомка, хомячок — полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять — Хомка хочет сильным стать.

Чтобы дружно собрать разбросанные игрушки, повторяем любимый стишок.

Мы с тобой построим дом

И игрушки соберем,

Ты поставь их в шкафчик рядом,

Чтоб на полке был порядок.

Завтра с ними ты опять

Будешь весело играть.

Во время укладывания на сон:

Баю-бай, баю-бай!

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули.

Моих деток не буди!

****

Спать пора. Уснул Бычок — лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон — он Слонихе шлет поклон.

****

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю

Придет серенький Волчок и укусит за бочок.

****

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

В волшебном мешочке у нас тоже живут зверята, рассматривая их, тоже читаю любимые стихи.

У козы растет ребенок –

Белый маленький козленок.

Пьет козленок молоко

И не бродит далеко,

Не окрепли ножки, не пробились рожки.

****

Наши уточки с утра кря – кря – кря,

Наши гуси у пруда га – га – га,

Наш индюк среди двора бал – бал – да,

Наши курочки в окно ко – ко – ко,

А как Петя – петушок

Рано – рано по утру

Нам споет ку – ка – ре – ку!!!

****

Приятно хрюшке – маме

Смотреть на поросят,

Как землю пятачками

Они в саду рыхлят,

А после моют носик,

Пыхтя ка паровозики.

****

Хорошо ягненку с мамой,

С самой доброй,

С теплой самой,

К ней бочком прижмется он

И увидит теплый сон.

Сон в колечках шерстяных,

Теплых, маминых, родных.

       Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, пестушки.

       Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

       Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!

КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Фольклорные праздники Уральской земли»

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые; молодое поколение забывает русскую народную культуру, нар...

Педагогический проект "Фольклорный фестиваль"

Данный материал позволяет познакомить детей дошкольного возраста с русским народным фольклором, используя метод проекта....

Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества

Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества»....

Проект фольклорного праздника "Весна"

Проект фольклорного праздника "Весна"...

«Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества».

Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышом (с его пальцами,руками, ногами).Хорошо использовать различные потешки во время адаптационногопериода. Правильно подобранная потешка порой по...

Сборник малых фольклорных форм в ДОУ

Цель: позволяют развить речь ребенка, воспитывают любовь к родному краю и дают представление о культуре русского народа....