«Маленькие волшебники»
план-конспект занятия (старшая группа)

Захарова Елена Сергеевна

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применение

Задачи:

Образовательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

 Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:  Воспитывать интерес к соли, к её значимости для человека. В результате занятия у детей появится интерес к исследованиям, они получат первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zaharycha_gotovoe_raspechatat.docx104.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 32»

Конспект образовательной деятельности (занятия)

Образовательная область

(Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

                                   Тема: «Маленькие волшебники»

                                     ( дошкольный возраст 5-6 лет)

https://celes.club/uploads/posts/2022-05/thumbs/1653661186_70-celes-club-p-fon-dlya-prezentatsii-opiti-krasivie-74.jpg

                                                                                                                                   Подготовила:

Захарова Е. С.

Воспитатель первой категории

МДОАУ № 32

        Оренбург, 2022 год

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применение

Задачи: 

Образовательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

 Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:  Воспитывать интерес к соли, к её значимости для человека. В результате занятия у детей появится интерес к исследованиям, они получат первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: беседа, герой.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание игровой ситуации, вывод.

3.Приемы организации практической деятельности детей: рисование солью.

4.Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций.

5.Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, физическая культура, подбор картинок по теме, продуктивная деятельность.

Планируемые результаты: имеет представление о соли и её  значимости, умело применяет свои знания, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Критерии оценки деятельности детей в ОД (занятии):

1.Ребенок любознательный, активный

2.Проявляет самостоятельность

3.Владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

4.Способен решать интеллектуальные и личностные задачи

5.Проявляет эмоциональную отзывчивость

6.Доводит начатое дело до конца

Предварительная работа: Просмотр презентаций о соли, беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок, рассматривание альбома «Соль- Илецк» Оренбургской области, беседа с детьми «мы знаем о соли и ее свойствах?»

Материалы и оборудование: соль (крупного и мелкого помола), чайные ложечки; контейнеры, 2 яйца; разноцветная соль; ватман; сундучок; салфетки; кисти; клей ПВА; свеча, пробирки; емкость с водой.

                                                        Ход НОД:

Дети с воспитателем заходят в зал под музыку, везде мелькают огоньки

Воспитатель: Ребята, что это за волшебство? Кругом огоньки мигают… Да это значит, что мы попали в удивительный, волшебный кабинет. А вы как думаете? …

Ребята, мои дорогие! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Давайте познакомимся и поздороваемся с нашими гостями! Я – Елена Сергеевна. А как же вас зовут? Сейчас мы узнаем! Я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

Полина, Софья, Даня – покажись руки выше

Камилла, Гоша,  – улыбнись!

Илья и Дана – поклонись!

Ангелина, Маша – ну – ка помяукайте!

Кирилл, Арсений – ну – ка все похрюкайте!

Про кого я не сказала, и сегодня промолчала,

Как единая семья дружно крикнем громко: «Я!»

( имена)

Теперь все знают ваши имена. И у нас всех поднялось настроение! А вы знаете? Сегодня я жду в гости своего давнего знакомого Профессора Пробиркина, но что – то он опаздывает…. Давайте ему позвоним? (нажимаются клавиши телефона) Алло! Добрый день Профессор Пробиркин. Ты где?

Профессор Пробиркин отвечает в голос: Здравствуйте Елена Сергеевна, здравствуйте ребята! Кажется я что то напутал в своих опытах и изобретениях. Все пошло не так. Нужно срочно все исправить, поэтому начинайте без меня, а я скоро буду!

Воспитатель: Конечно, сейчас мы с ребятами что–нибудь придумаем…

- Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Давайте отправимся в научную лабораторию и поможем Профессору Пробиркину?

Путь нам предстоит неблизкий, поэтому давайте споем с вами веселую песенку

« Если с другом вышел в путь»

Вот мы с вами пришли в нашу лабораторию- поудобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь (дети садятся на стульчики)

- Ребята, смотрите на нашем столе стоит красивая коробочка, а что в ней лежит, я сейчас посмотрю, но чтобы отгадать вам, надо будет собрать пазлы и тогда вы узнаете, что же там лежит

Верно (воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. В нашей Оренбургской области, есть город, который назван в честь соли. Подумайте, как он называется и чем славится?- Для чего нужна соль? ( Соль необходима для жизни и здоровья человека; недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани;

- Где люди используют соль? (Для приготовления пищи, промывания носа, солью посыпают дорожки, в быту она может помочь при стирке). (сделать картинки)

- Для кого еще соль нужна в природе? (Соль нужна для животных).

- где и как добывают соль? (Из морской воды; В соляных шахтах; выпаривают морскую воду до тех пор, пока на ее поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины).

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Физминутка

Я прошу в круг всех встать

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Все в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое. И вот наступил долгожданный момент, я приглашаю вас в лабораторию именно для этого я прошу вас надеть защитные костюмы.

Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов. И прежде чем начать исследования, давайте вспомним правила проведения опытов:

Соблюдайте тишину в лаборатории!

Не толкайте соседа во время работы!

Сначала посмотри, потом повтори!

Выполнил, на место положи!

Будь осторожен!

Важно помнить!

- не трогать руками глаза;

- если есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них (сделать картинки)

Давайте мы немного отдохнём и сделаем гимнастику для наших глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Опыт № 1. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо . Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Опыт№ 2: «Как вернуть соль из воды»

Воспитатель: Как вы думаете, возможно вернуть соль из воды? (Высказывания детей.) Попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Что происходит? Что остаётся в ложке после выпаривания воды? Какой вывод?

Вывод: соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.

Опыт № 3. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Игра: «Соленый – несоленый»

Я буду вам перечислять продукты и если его можно солить – вы приседаете.

Банан,

капуста,

 конфета,

огурец,

помидор,

клубника,

суп,

груша,

рыба,

хлеб,

сыр,

- Ребята, вот мы с вами провели несколько опытов с солью, но это еще не все, оказывается солью можно еще и рисовать. И предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли выполнить рисунок, который будет называться «Наша планета». Но перед тем как рисовать пришла пора нам поиграть,

- Отдохнули, сил набрались и к столу для рисования поднялись.

У нас на столе лежит лист ватмана. В середине нарисован большой круг с контурами. Ваша задача нанести на рисунок кисточкой клей и посыпать тонким слоем цветной солью, которую мы заранее с вами приготовили. Вспомните, когда мы рассматривали глобус. Каким цветом на нем обозначены вода, земля, лес? Представьте, что на ватмане наша планета, какой ее видят космонавты. Подумайте, что вы будете раскрашивать сначала, а что потом. Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку.(Самостоятельная работа детей под музыку)

Пока рисунок подсыхает

- Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок? (Рисунок стал красивым, волшебным, сказочным….)

- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (Рисование солью)

- А сейчас я вам предлагаю, от рисунка отойти и за мною всем пройти (дети с воспитателем отходят немного в сторонку, в это время звучит гимн науке и входит Профессор Пробиркин).

Профессор Пробиркин: Здравствуйте ребята! Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я – Профессор Пробиркин. Спасибо, что помогли мне добраться до моей подруги Елены Сергеевны. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. Я наблюдал в камеру за вами.

Проф.Проб.: Ребята, благодаря исследовательской деятельности, вы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. И мы с Королевой Науки считаем, что вы достойны быть нашими помощниками!

До новых встреч! Уходит

Воспитатель: Мои юные ученые, вот и подошло к концу наше путешествие. И очень скоро мы с вами отправимся в другое волшебство. А сейчас я хочу, чтобы вы превратились снова в детей гр. «Почемучки» Сможете?

Вокруг себя вы повернитесь,

Снова детками вы в группе окажитесь.

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня быть волшебниками и отгадывать секреты волшебства, то давайте похлопаем, а если нет, то потопаем. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

"Маленькие волшебники"

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...

Гимнастика маленьких волшебников

Данная игра является фрагментом  комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем....

Самомассаж "Маленькие волшебники"

Массаж всех частей тела. Дети могут делать его сами....

Маленькие волшебники

Авторская рограмма ИЗО дополнительного образования детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет. В работе использованы нетрадиционные техники рисования....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" на 2012-2013 учебный год.

Перед Вами перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" ,в котором вы можете ознакомится с целью и тематикой кружковой работы с детьми  среднего дошкольного возрастана 2012-2013 уче...