Практикум с педагогами ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания. Способы саморегуляции»
методическая разработка

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, многие педагоги буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пепел».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_s_pedagogami_dou.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум с педагогами ДОУ:

«Профилактика эмоционального выгорания. Способы саморегуляции»

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с методами саморегуляции в различных обстоятельствах.

Задачи:

  1. Снижение уровня эмоционального выгорания.
  2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива ДОУ.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, многие педагоги буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пепел».

Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Сегодня мы попробуем понять и уменьшить эту проблему. Научимся саморегуляции.

В.В.Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

  • переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
  • недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
  • «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
  • тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:

  • Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
  • Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
  • Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
  • Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

  • Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
  • Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
  • Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
  • Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы: (спрашиваем педагогов, что они знают об этом, только потом выдаем ответы).

  • усталость, истощение;
  • недовольство собой, нежелание работать;
  • нарушение сна;
  • плохое настроение и различные негативные чувства, и эмоции;
  • агрессивные чувства;
  • негативная самооценка;
  • снижение энтузиазма;
  • отсутствие удовлетворения от работы;
  • негативное отношение к людям, частые конфликты;
  • стремление к уединению;
  • чувство вины;
  • потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
  • снижение аппетита или переедание.

Причины возникновения СЭВ у педагогов: (спрашиваем педагогов, что они знают об этом, только потом выдаем ответы).

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
  • несоответствие результатов затраченным силам;
  • ограниченность времени для реализации поставленных целей
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • большие нагрузки;
  • ответственность перед начальством, родителями;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ: (спрашиваем педагогов, что они знают об этом, только потом выдаем ответы).

  • начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
  • проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результат не принес соответствующего удовлетворения;
  • окончание учебного года.

Спасибо за ответы, ну а сейчас приступим к самому интересному, это способы саморегуляции и что же означает понятие «саморегуляция».

Саморегуляция (в переводе с латинского «приводить в порядок», «налаживать») – целесообразное, соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом.

Мы все живем под своеобразным «стрессовым колпаком», который порождает в нас склонность к постоянной раздражительности, нервозности и иногда к неадекватным реакциям. Теперь на практике попробуем на себе различные приемы для снятия напряжения.

Методика быстрой релаксации

(упражнения, с помощью которых можно расслабиться за 10 минут):

  1. Сядьте в кресло и расслабьтесь, используя методику образной визуализации. (Человек вызывает у себя приятное воспоминание: место, время, звуки, запахи. Некоторое время «вживается» в это состояние, запоминает его и потом использует в трудных ситуациях) – это упражнение берем для примера.
  2. Заварите себе чай. Растяните чаепитие как минимум минут на 10 и старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.
  3. Включите магнитофон, послушайте свою любимую музыку. Постарайтесь полностью погрузиться в нее.
  4. Если ваши близкие дома, попейте с ними чай, кофе, спокойно побеседуйте о чем-нибудь постороннем. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости это очень трудно.
  5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней.
  6. Погуляйте на свежем воздухе.

          Антистрессовое дыхание

Этот способ известен человеку с глубокой древности.  Эти дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно.

Дыхательное упражнение во многих случаях быстро снимающие стрессовое состояние:

https://fsd.videouroki.net/html/2018/11/04/v_5bdebfbf2fc27/99722605_1.png      Примите удобную позу, располагающую к отдыху;

https://fsd.videouroki.net/html/2018/11/04/v_5bdebfbf2fc27/99722605_1.png      Расположите ладони параллельно друг другу на небольшом расстоянии, примерно около сантиметра;

https://fsd.videouroki.net/html/2018/11/04/v_5bdebfbf2fc27/99722605_1.png      Наблюдайте за тем, как ощущения в ладонях изменяются вместе с дыханием (обычно они меняются при вдохе в одну сторону, а при выдохе в противоположную);

https://fsd.videouroki.net/html/2018/11/04/v_5bdebfbf2fc27/99722605_1.png      Дышите животом (диафрагмой), глубоко и медленно, мысленно направляя дыхание в кисти рук;

https://fsd.videouroki.net/html/2018/11/04/v_5bdebfbf2fc27/99722605_1.png      Убедитесь, что тепло в ладонях и пальцах растет;

https://fsd.videouroki.net/html/2018/11/04/v_5bdebfbf2fc27/99722605_1.png      Продолжайте дышать, таким образом, не менее пяти минут;

      Добейтесь устойчивого и интенсивного ощущения тепла.

Вы молодцы, чувствуете, как вам становится легче!?

А теперь рассмотрим еще одну методику стирания стрессовой информации из памяти (визуализация), которая может вам помочь справится с негативными эмоциями после тяжелого рабочего дня.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Закончить нашу встречу я хочу притчей: «Дерево»

У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался- подумал, что это стоит поджидающий его полицейский. Прошел мимо влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидел дерево и расплакался: ему показалось, что это-привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Всем большое спасибо, за те положительные эмоции, которые вы проявили. Надеюсь те, способы саморегуляции, которые мы попробовали, вы обязательно будете использовать в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГАТЕМА: «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Подготовил...

Семинар- практикум: «Практические упражнения по профилактике эмоционального выгорания педагогов»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.Тема «Профилактика эмоционального выгорания педагога» для всех нас близка и знакома.«Психологическая профессия педагога предъявляе...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоров...