Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Нос - орган обоняния"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Веприкова Светлана Анатольевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 257

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской

деятельности в подготовительной группе

«Почемучки»

Тема «Нос – орган обоняния»

 

ЦЕЛЬ. Формировать представление у детей о носе, как органе обоняния. Дать понятие об основных функциях носа (очищение, согревание воздуха, улавливатель запаха).  Закрепить правила гигиены и ухода за носом. Продолжать учить определять по запаху продукты. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Совершенствовать умения обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА:

"Может ли человек дышать без помощи носа?"

Материалы и оборудование: баночки с ароматами: апельсина, банана, мяты (аромамасло), огурец, лук, чеснок. Картинки: схема строения носа, русская печка. Два листа картона. Клей ПВА. Песок сухой. Живые цветы или духи. Зеркала маленькие на каждого ребенка.

Загадка про нос.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

Воспитатель: Сегодня, на познавательно-исследовательском занятии мы и поговорим о наших носиках. Давайте рассмотрим на себе внешнее строение носа (переносица, спинка носа, кончик носа (помассировать), крылья носа, ноздри). А теперь заглянем вглубь человеческого организма, используя схему строения носа.

- Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).

- Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливают эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).

Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.

Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.

Опыт 1

Воспитатель:  У меня есть два картона, поверхность одного картона намазана кремом, так как стенки нашего носа покрывает слизистая оболочка. А другой картон чистый (посыпаю сверху на оба картона сухой песок переворачиваю.) Вот посмотрите, что изменилось с картоном, который намазан кремом.

Дети: К нему прилип песок.

Воспитатель: а к другому картону песок прилип?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так вот и в наших носиках происходит тоже самое, вся пыль и микробы прилипают к слизи, которая находится в наших носиках. Вот поэтому наши носики называют маленькими пылесосами, так как они задерживают попавшую туда из воздуха пыль. Если же в нос попала всё- таки соринка, она раздражает слизистую оболочку, и начинает щекотать в носу. А как вы думаете, что мы делаем, если у нас щекочет в носу?

Дети: Чихаем.

Воспитатель: Правильно, с помощью чихания, мы освобождаем наш нос от соринки.

А еще наш нос называют печкой. (картинка печки)

Как вы думаете почему (кто догадался почему наши носы сравнивают с печкой). А зачем в доме печь?

Дети: Чтобы было дома тепло.

Воспитатель: зачем согревать воздух?

Дети: что бы было тепло!

Воспитатель: Когда воздух проходит через нос он согревается и поступает в легкие уже теплый, чтобы не заболеть. Поэтому так важно следить за своим здоровьем, не перемерзать, долго не дышать холодным воздухом зимой.

Опыт 2

С зеркалом. Подносим зеркало к носу. На поверхности зеркало запотевает.

При выдохе теплового воздуха из носа на более холодное зеркало из выдыхаемого воздуха конденсируется (переходит из газообразного в жидкое состояние) водяной пар в виде маленьких капелек воды, равномерно распределенных по поверхности и создающих так называемый эффект "запотевания". 

 

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите шесть-восемь раз. 

Опыт 3

Какое свойство есть еще у носа? Вот посмотрите, я нюхаю цветы (духи) и, что я почувствовала?

Дети: Запах.

Воспитатель: Значит следующая функция носа какая?

Дети: Чувствовать запахи (картинка запахов)

Воспитатель: Вот сейчас я и проверю ваши носики, умеют ли они у вас определять запахи.

Есть у меня волшебные баночки с запахами (достаю баночки в них находятся ароматы: апельсина, бананы, мята (аромамасло), огурец, лук, чеснок) подношу баночки к носикам детей. Понравилось ли как пахнет? А чем пахнет?

Дети: Нет. Пахнет Луком (чесноком)

Воспитатель: Да, бывают еще и неприятные запахи.

Вот смотрите, оказывается какой нос полезный: дышит, согревает воздух, чувствует запахи, очищает воздух.

ВЫВОД: Главная функция носа - это дыхание, нос помогает нам дышать, согревать воздух, чувствовать запахи.

Воспитатель: А сейчас вам предстоит выполнить задание. Надо раскрасить те предметы, которые можно понюхать.

 

Рефлексия.

Использованы материалы журнала «Собери и познай человеческое тело»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskraska.docx210.04 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...