Методическая разработка
методическая разработка

Никанорова Дарья Вартановна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                              детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

        

Составила:

Д.В Никанорова

2022 год

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Триумф воспитания и изучения ребят дошкольного возраста, как вобщем и всякого иного, во многом находится в зависимости от счастливого применения способов и способов. В связи с данным обратимся в предоставленном параграфе к обсуждению способов и форм изобразительной работы. Под способами изучения изобразительной работы и конструированию мы осознаем систему поступков воспитателя, организующего практическую и познавательную работа ребят, нацеленную на усвоение содержания программки.
На современном рубеже становления доктрине изучения и воспитания научные работники что правомерность существования всевозможных классификаций способов изучения.
Сообразно одной из классических классификаций способов
(И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин), на которой и остановимся подробней, отличаются надлежащие способы:
• Информационно-рецептивный.
• Репродуктивный.
• Эвристический
• Исследовательский.
• Метод проблемного изложения материала.

Как мы видим,  создатели представленной систематизации выделяют   5 способов изучения, все из коих не считая способа проблемного изложения материала, применяются при работе с дошкольниками.
Информационно-рецептивный (объяснительно- иллюстративный) способ преподаватель пользуется при организации исследований, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и картинок, несущих ребятам информацию о предметах или же явлениях.

В изобразительной деятельности  дети  отображают предметы и явления находящейся вокруг реальности или же содержание музыкальных, литературных произведений.

С этой целью педагог организует обследование предмета, как прием обучения. При этом воспитатель в требовательно   определенной последовательности выделяет стороны и характеристики предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения. Проведение обследования просит неплохой подготовительной работы: выбор объекта обследования, продумывание формулировки вопросов, которые будут направлены на те стороны объекта, которые нужны для изображения.  Беря во внимание неустойчивость внимания детей до 7 лет, их неумение надолго сосредоточится на обследуемом предмете, целенаправленно проводить короткие наблюдения, но возвращаться к объекту наблюдения несколько раз, чуть-чуть   расширяя знания малышей про это. При всем этом   проводить наблюдение нужно   живо, чувственно, подчеркивая красу   предмета и характеризующие его качества. Стоит отметить например, дав детям возможность рассмотреть кукол , педагог прибегает  к анализу, к выделению ее параметров: форма основной части, ее величина, форма, величина других долей и их расположение относительно к главный части строение предмета, его цвет. Ведь если в задачках занятия не стоит цель передачи цвета, то не стоит заострять на этом деле внимание.

После анализа составляющих частей предмета необходимо вернутся к мысли о красоте и эстетичности предмета.

К информационно-рецептивным методом можно отнести и такой прием как беседа.

Дети дошкольники не умеют выделять в предмете главное. В связи с этим педагог организует беседу, задает вопросы, а дети, отвечая на них называют части, цвет, форму предмета и т.д.

Беседа, как прием обучения чаще всего организуется с 4-7 летними детьми.

Продолжительность ее от 3 до 5 минут.

Еще один прием - указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. 
Обычно, педагог дает детям указания, разъясняя  поставленные учебные задачи. В младшей группе указания применяются редко, т.к. показ предмета изображения почти полностью сопровождается словом. В старшей группе у детей уже сформированы определенные умения и навыки, в связи с этим воспитатель уже почти не прибегает к показу, а чаще дает словесные указания. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
При обследовании предмета словесные указания сопровождаются  жестом: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур, обхватывает его руками, нажимает на места углублений, как бы вылепливая его. Затем, повторяя за педагогом, дети так же жестом показывают форму предмета, его высоту и т.п.

Заканчивая обследование, педагог спрашивает детей, с чего они начнут изображать предмет. Такой переход к началу изображения учит детей элементарно планировать свою работу. Уже со второй младшей группы воспитатель, показывая детям, последовательность этапов работы, приучает их действовать в определенном порядке. Во время индивидуальной работы он, используя различные вопросы, уточняет последовательность работы. Тогда к старшей и подготовительной группе дети овладеют умением самостоятельно планировать очередность действий.

 Также как предметы обследуется картинки и иллюстрации. Организованно должно проходить и обследования предметов декоративно - прикладного искусства, которое начинается с обследования элементов, составляющих узор, их расположения на предметной форме, цвета, цветосочетания. В декоративном рисовании в качестве образца выступают сами предметы декоративно - прикладного искусства, но иногда используется схема-образец при обучению детей, например расположению элементов узора на форме. Образец является примером того, как по-разному можно расположить элементы узора. Детям предлагается 3-4 схемы-образца, где элементы узора расположены по-разному, хотя форма одна и та же. Образец по материалу, технике должен быть близок к работам детей. Как только дети усвоят, как по-разному можно располагать элементы – схема-образец больше не используется.
Знакомство с новыми способами изображения происходит также с помощью информационно - рецептивного метода. При этом используется
прямой показ способа действия. В младшем  дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать изобразительной деятельностью и поэтому в работе с ним часто используется полный показ способа изображения. В младшей группе практически всегда показ используется, вместе со словесным объяснением. Постепенно, чем старше становятся дети, тем реже возникает потребность в полном показе.

 В старшем дошкольном возрасте чаще используется частичный показ. Часто детей затрудняет воспроизведение первой, основной части предмета – в этом случае возможен частичный показ, например показ пальчиком или сухой кистью в воздухе или сухой кистью на листе бумаги.

Позже к полному показу прибегает лишь в тех случаях, когда детям неизвестна последовательность действий, конструкция предмета или навык изображения еще только формируется. При этом воспитатель от начала и до конца показывает, как необходимо выполнять работу. Дети точно следуют плану, предложенного воспитателем.

При этом, педагог должен помнить, что показ способа изображения и используемый при этом материал, необходимо подбирать тот же что и у детей. 
Использование такого приема как показ жестом нацелено на разъяснения детям расположения предметов на листе. Жестом, в памяти ребенка, может быть воспроизведена, например, основная форма предмета. При этом жестом можно обрисовать лишь предметы, имеющие простую форму. 
Любое слово, применяемое в рамках информационно - рецептивного метода должно быть образным. С этой целью, в практике работы педагоги чаще всего используют эпитеты, художественное слово - стихи, песенки, различные формы устного народного творчества - потешки, загадки и т.п. Слово так же играет большую роль и при анализе детских работ, проводя который воспитатель подчеркивает достоинства работ детей, их оригинальные решения, параллельно формируя у них умение рассказывать о своих работах, обращая внимание на ошибки и исправлять их.

Рассмотрев организационно-рецептивный метод, выделив характерные особенности, перейдем к характеристике репродуктивного метода.
Данный метод применяется для закрепления путем упражнений, полученных знаний, выработки навыков и умений. 

Упражнения, как один из приемов, относящийся к репродуктивной группе методов, широко практикуется в работе с детьми дошкольного возраста и имеет место во всех группах детского сада. Однако в зависимости от возраста детей они носят различный характер.

В младших группах детского сада упражнения используются при создании изображения, с многократным повторением одинаковых действий. При организации с детьми занятий по лепке или рисованию важно предоставлять им возможность изображать много одинаковых предметов. Стремление младших дошкольников к многократному повторению вполне естественно и обусловлено особенностями возраста.

К старшему дошкольному возрасту у детей формируется понимание того, что необходимо научится определенным способам действий. Поэтому в течение 1-3 минут в начале занятия необходимо давать детям возможность поупражняться в этих действиях

 Например, в старшей группе детям полезно предлагать упражнения для усвоения движения руки при рисовании завитка предметов сложного контура при симметричном вырезании из бумаги, сложенной вдоль, вырезании по криволинейному контуру и др. Эти навыки сложные, формируются у детей на протяжении длительного времени и целесообразно в них поупражняться.
Продумывая систему упражнений и систему заданий, направленных на закрепление навыков и умений, необходимо постепенно усложнять задачу.
На занятиях по изобразительной деятельность помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью он использует специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично - поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении дошкольников используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи.
Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. Так, например, при необходимости отражения сюжета литературного произведения педагог активизирует накопленный изобразительный опыт детей, для того чтобы помочь им сформировать замысел. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает  к использованию частичного показа.

При возникновении необходимости показа изображения предмета в движении, педагог использует наблюдение за движениями людей, животных, игрушек с движущимися частями, рассматривание иллюстраций.

 При сюжетном рисованием, когда детям предлагается выразить связанное содержание важно научить их передавать не только движение, но и связь предметов между собой.

Педагог должен хорошо представлять себе с помощью чего, каких выразительных средств и материалов можно передать содержание изображения и продумывать в связи с этим подбор материалов. Поняв, что хочет изобразить ребенок, педагог с помощью вопросов и предложений должен помочь ему найти доступные средства и материалы для этого. Последний метод обучения из рассматриваемой нами классификации - метод проблемного изложения материала, рассматриваемой нами классификации используется при работе со школьниками, поэтому мы обращаться к ней не будем.

Возрастные особенности детей и специфика изобразительной деятельности дошкольников требуют выделения в отдельную группу игровых приемов обучения, использование которых повышает мотивацию детей, а следовательно и эффективность занятий.

 Игровые приемы для использования в работе с детьми младшей группы впервые были предложены Е.А. Флериной. В дальнейшем разрабатывались А.А. Волковой, Т.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой, Т.Н. Дороновой и др.
Игровые приемы могут использоваться и при реализации других методов. Например, при закреплении навыков - репродуктивный метод. 
Психологические и педагогические исследования (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Е.А. Флерина, Р.А. Жуковская, Т.С. Комарова, Т.Г. Григорьева и др.) показывают, что введение игровых приемов резко повышает эффективность обучения.

 Однако следует отметить, что до последнего времени не было научно - обоснованной системы использования игровых приемов. В дошкольной дидактике отсутствовало определение игровых приемов, не существовало их четкой классификации, недостаточно были изучены возможности и условия их эффективного использования.

Очевидно, эта недостаточная изученность вопроса и является одной из причин незначительного использования игровых приемов при обучении детей изобразительной деятельности. Вероятно поэтому среди воспитателей - практиков бытуют такие расплывчатые и нечеткие представления о возможностях использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности. Воспитатель часто использует игровой сюрпризный момент лишь для того, чтобы вызвать у детей интерес к теме изображения, организовать их внимание.

 Рассматривая игровые приемы только как эмоциональный момент, не влияющий на результат занятия, воспитатель редко прибегает к его детальному продумыванию. Очевидно поэтому к игровым приемам педагоги относят и другие приемы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик - песенку, загадку, обычное внесение игрушек и даже эмоционально построенное наблюдение. 
Игровые приемы, используемые в детском саду однообразны, чаще всего они содержат элемент сюрпризности - неожиданное появление игрушки или другого предмета.

 Ряд авторов употребляют термин «игровой метод», который имеет существенное отличие от игровых приемов.

Так, Т.Н. Доронова дает следующее определение игровых методов: игровой метод - способы организации обучения, в основе которых лежат игровые мотивы усвоение знаний, умений, навыков.

 М.М. Рубинштейн считает, что игровой метод должен представлять собой своеобразную модель игры, т.е. включать в себя ее основные черты: игровую задачу или игровую мотивацию и игровые действия.

А.В.Запорожец, З.М. Истомина, Я.З. Неверович в своих исследованиях особое значение придавали созданию на занятиях игровой мотивации, которая должна побуждать детей овладевать программным содержанием. 
Л.С. Славина, исследования которой посвящены изучению использования игровых приемов в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечает, что простое и краткое описание затруднительного положения, в которое по тем или иным причинам попал персонаж, вызывает у детей сочувствие и готовность оказать ему помощь.

Позиция единственного помощника и защитника персонажа является очень действенным мотивом деятельности. Такая позиция отвечает растущему стремлению детей к самостоятельности. Ребенок, чтобы помочь персонажу совершает определенные, вполне реальные действия - рисует, наклеивает, готовит угощения, и т.п. Таким образом, беды, в которые попадает персонаж вымышленные, но умения и усилия ребенка реальные - терпение и труд. Для того чтобы помочь персонажу он должен хорошо потрудится и выполнить определенные действия.

Например, по мнению Т.Н. Дороновой, С.Я. Якобсон для того чтобы игровой метод был эффективен необходимо создать игровую мотивацию, т.е. поставить ребенка в позицию единственного защитника или помощника. Поставив перед дошкольником игровую, а затем учебную задачи (которая подчинена игровой) следует показать ему способы решения учебной задачи. Авторы отмечают так же, что занятия на которых педагог использует игровой метод должны начинаться игрой (чтение письма с просьбой о помощи, диалоги с игрушками и т.д.) и заканчиваться игрой (ребенок совершает действия с персонажем). Все недоделки усовершенствования должны осуществляется не по указу взрослого, а по просьбе того персонажа, которому ребенок помогает. 

Список используемой литература

  • Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебн. Пособие для студ-ов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.
  • Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб.пособ. для учащихся пед. училищ / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  • Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  • Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия» 2002. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...