Программа по правам детей "Правознайка"
рабочая программа

Денисова Антонина Петровна

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoznayka_programma.docx279.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Для нашего общества существует  не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить, необходимости поиска новых подходов к воспитанию. С наступлением 21 века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе,  вне  зависимости от политического строя и религиозного вероисповедования, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации. Человечество пришло на помощь детям, приняв в 1989 году  Генеральной  Ассамблеей  ООН Конвенцию о правах ребёнка.  В качестве смысловой основы Конвенции о правах ребёнка выступает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка в 1990 году, и в конце 1997 года правительство представило Комитету по правам ребёнка первый периодический доклад о её реализации в России.

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.  

Законы и документы, регулирующие права  ребёнка:

Можно выделить три уровня законов.

1-й уровень – международный.

Декларация прав ребёнка (принята ООН в 1959 году).

Декларация-«провозглашение»: в отличие от конвенций, пактов носит не столько законодательный характер. Сколько «характер нравственного ориентира».

Конвенция о правах ребёнка ( принята ООН 20 ноября 1989 года).

Другие документы, принятые рядом стран.

2-й уровень.

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ (некоторые разделы, например раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

3-й уровень.

Федеральная программа «Дети России» в качестве президентской программы, в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одарённые дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.1994 года №1696  «О президентской программе «Дети России».

Федеральный закон от 28.06. 1995 года №98 «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

Федеральный закон  от 24.07.1998 года№ 127 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Нормативные документы ДОУ:

1.Устав образовательной организации.

2.Положение о родительском собрании.

3.Положение о постановке на учёт семей, оказавшихся в опасном положении.

4.Положение об общественном инспекторе.

Цель программы:  Формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи: 1.Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме  с основными документами по защите прав человека.

2.Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности.

3.Осознание детьми понятия «ЗОЖ» и его влияния на состояние здоровья.

4.Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

Система взаимодействия:

1. Организованное обучение.

2.Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

3.Самостоятельная деятельность детей.

 Организованные формы обучения:

1.Знакомство с правами человека.

2.Беседы на этические темы, мини-дискуссии.

3.Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

4.Физкультурно-оздоровительная деятельность.

5.Изобразительная, трудовая деятельность.

6.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

7.Проблемно-поисковая деятельность.

Самостоятельная деятельность детей:

1.Разные виды игр.

2.Работа с литературой.

3.Соэдание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений.

4.Продуктивные виды деятельности.

5.Двигательная активность.

Методические рекомендации по воспитанию правовой культуры дошкольников.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе. Самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников. Центром по правам человека в Женеве разработана серия упражнений для дошкольников.

В дошкольных учреждениях преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Поэтому личность педагога становится решающим фактором .

На дошкольном уровне и на первых ступенях начальной школы дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их,если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки. Такие рассказы можно взять из литературы для детей, узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже использовать свое собственное воображение. Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается. Детям полезно играть в специальные игры. Успех игры во многом зависит от того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры. Важно не группировать детей так, чтобы это усиливало имеющиеся между ними разногласия.  Педагогу нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а также пониманию того, что существование разногласий возможно и естественно.

 Дидактические игры и упражнения

«Признаки»

Ход игры. Дети садятся в круг. Один из них становится в середину круга. Он называет какой -либо признак. Например:

«Те, кто носит ремни». Те, кто подходит под это определение, должны поменяться местами с кемо еще на ком в этот момент также надет ремень. Тот, кто в середине, тоже должен найти себе место. Тот, кто остается без места, становится в середину и должен выбрать следующий признак.  Дети быстро начинают понимать, что они могут быть во многом схожи и различны.

Серия игр на развитие чувства индивидуальности

«Книга «Кто я?”»

Ход игры. Дети создают книгу о себе. Начинается она с автопортрета на обложке. В этой книге могут быть собраны их собственные рисунки, рассказы и стихи. По мере того как дети учатся писать, они могут и заносить туда подробности и вопросы о себе, а также ответы на них.

Можно завести одну книгу на всю группу, уделив в ней страницу или две каждому ребенку.

Круговая беседа

Ход игры. Дети садятся в круг; педагог и кто-либо из гостей тоже садятся в круг рядом с детьми. Взрослый говорит следующие фразы:

- Больше всего мне нравится в себе

- Я бы хотел быть

- Моя любимая игра -

- Я думаю, что мое имя означает

-Я бы хотел узнать о

- Я чувствую себя счастливым, когда

- Я чувствую печаль, когда

- Я хочу стать более

- Когда-нибудь я надеюсь

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени; очень важно выслушать все до конца (поэтому перебивать запрещено). Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают; каждый остается на своем месте до конца. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?».

«Нить жизни»

Ход игры. Каждый ребенок разматывает пить. Она воплощает в себе его или ее жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагается то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или в любом другом порядке, в каком захотят дети. Нить можно также протянуть и в будущее.

«Мой силуэт на стене»

Ход игры. Сделайте силуэт каждого ребенка на большом листе бумаги (лучше в лежачем положении). Пусть ребенок нарисует на нем физические подробности, а затем опишет свои личностные и физические качества (имя, рост, вес, что ребенок больше всего любит делать) на ярлыке, который затем можно прикрепить к бумаге. Прикрепите эти листы бумаги к стенам группы - это даст возможность всем детям лучше узнать друг друга,а также больше и о себе.

«Я и мои чувства»

Ход игры. Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:

- Слух помогает мне

- Зрение помогает мне

- Обоняние помогает мне

- Осязание помогает мне

- Пробуя пищу на вкус, я могу

Можно перестроить вопросы, приспосабливая их к потребностям детей с физическими недостатками. Например:

«Я не могу видеть (очень хорошо? совсем?), но все же это я, и я могу»

Пусть каждый ребенок придумает какое-то средство для того, чтобы улучшить обоняние или осязание. Пусть они опишут, нарисуют или изобразят его с помощью движений.

«Загадывание желаний»

Ход игры. Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

- Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть птицей, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть насекомым, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть цветком, то я ..,потому что

- Если бы я мог быть деревом, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы потому что

- Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы потому что

- Если бы я мог быть автомобилем, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть улицей, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть государством, то я бы.., потому что

- Если бы я был другой страной, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть игрой, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть пластинкой, то я бы потому что

-Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы потому что

- Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы.., потому что

- Если бы я мог быть пищей, то я быпотому что

- Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы потому что

Серия игр на развитие умения общаться

«Моя кукольная семья»

Ход игры. Каждый ребенок составляет из кукол семью, одна из кукол - он сам (она сама). Куклы могут быть совсем простыми. Например, их можно сделать из обрезков картона, раскрашенных и прикрепленных к палке,  или из глины. Фигуркам даются имена и описываются и объясняются их отношения. Затем каждый ребенок придумывает какой-либо обряд (например, свадьба) или праздник, который показывается остальным.

Кукольную семью можно расширить, включив в нее других людей, живущих по соседству. Дети могут разыграть сценки о том, что они обычно делают с этими людьми для того, чтобы свести их вместе. Расширьте этот вид работы, чтобы он включал людей из других стран мира.

«Воображаемый друг»

Ход игры. Пусть дети сядут или лягут, закрыв глаза и успокоятся. Скажите им, чтобы они сделали глубокий вдох, а затем медленно выдохнули. Повторите это еще два раза. Затем скажите им, чтобы они представили себе какое-то особое место, любимое место -  где-либо в мире (или даже в космосе). Скажите им, что они гуляют в этом месте - в своем воображении, чувствуя, слыша и видя, что там происходит. Введите их в дом, в здание, которое они могут мысленно себе представить , куда они входят, чтобы найти особую комнату. Комната имеет раздвижную дверь в одной стене, которая открывается, поднимаясь вверх.  Дверь медленно поднимается, и по мере этого появляется особый друг, которого они никогда раньше не встречали,-  сначала его ноги и, наконец, его лицо.

Этот друг может быть старым или молодым - каким угодно. Этот друг всегда там, и всякий раз, когда ребенку кто-то нужен, чтобы поговорить, к кому-то обратиться, он может прийти к нему или к ней снова, если захочет. Закройте дверь, уйдите из этого дома и возвращайтесь назад. Пусть дети обменяются впечатлениями о том, что они представили себе, - в круговой беседе, парами или группами.

Беседа

Задайте следующие вопросы:

- Больше всего в друзьях мне нравится

- Помощь другим важна, потому что

 Если бы я мог научить всех в мире одной вещи, то это

было бы

- Я отличаюсь от других, потому что

 Я — как и все другие, потому что

«Лунные люди»

Ход игры. Расскажите детям, что где-то на Луне живут «лунные люди». Поговорите о них с детьми, пофантазируйте:

как «лунные люди» носят «лунные брюки» («лунные платья» и т. д.), какие у них «лунные домашние животные» и т. д. дети подробно определяют сходства и обычно делают это с удовольствием.

Можно сопровождать рассказ разыгрыванием сценок, изготовлением поделок ,рисованием. «Перенесите» ситуацию на Землю: пофантазируйте в отношении «земных людей», «людей моря», «людей неба», «людей леса». Затем это же упражнение повторите на реалистическом материале - в отношении людей, живущих в других странах.

«Стиральная машина»

Ход игры. Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый, где это допустимо в условиях местной культуры, дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения.

В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

Основы правовых знаний

«Разрешено — запрещено»

Це л ь: закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено -запрещено»,выражать четко и ясно свою мысль.

Ход игры. Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т. д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т. д.).

детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.

«Придумай правовой конец сказки»

Ц е л ь: способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли,использовать полученные знания.

Ход игры.  Воспитатель читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например: 1. Кощей похитил Василису. Конец такой может быть:  пришел Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму отправит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису».

2. К сказке «Заюшкина избушка».

«В лесу был выбран совет справедливых животных, в котором были мудрая Сова, благородный Олень и гордый Орёл. Заяц пришел к ним и рассказал о своей беде. Сова,, Олень и Орёл хорошо знали законы лесной жизни. Они вызвали лису на совет и сказали, что она не имеет права выгонять зайца. Лиса поджала хвост и освободила дом зайца. Стала строить и себе лубяную избушку. А зайчик даже ей помогал». И т. п.

«Права детей и взрослых»

Ц е л ь: закрепить знания дошкольников о правах детей и взрослых, совершенствовать навыки классификации.

Ход игры. Воспитатель выкладывает картинки с изображением прав детей и взрослых. Детям предлагается разделить картинки по принципу «права детей» и «права взрослых». Некоторые права просят прокомментировать. Например, право на труд только у взрослых, так как детский труд запрещено использовать по Конвенции и декларации.

«Обязанности в вашей семье»

Ц е л ь: способствовать развитию логического мышления детей.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например,мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т. д.)

«Я имею право...»

Ц ел ь: дать правовые знания. 

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции  ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

Ход игры. Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен...»

Ц ел ь: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

О б о р у д о в а н и е: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми взаимоотношениями в системах «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - окружающий мир».

Ход игры. Дети раскладывают около шаблона «Я не должен» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

Безопасность

«Если чужой стучится в дверь»

Це л ь: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Х од игры. Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не впускает посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер хочет проверить сигнализацию;

- медсестра принесла лекарство для бабушки;

-мамина подруга пришла в гости;

- соседи просят йод для поранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

- женщине нужно срочно вызвать «скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

Адаптация в социальном мире

«Колобок»

Ц е л и: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, кому попадает мяч, должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок,, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не попался лисе».

После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.

«Поводырь»

Ц ел и: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы-препятствия: стулья, кубики,  обручи.

Ход игры. В комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.

«Помоги себе сам»

Ц е л ь: обучать детей приемам,  помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры. Воспитатель предлагает:

- медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;

- «занять делом» ступни ног - подбрасывать мяч или потанцевать;

- «занять делом» все тело - побегать, попрыгать,, понаклоняться, поприседать (выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии)

- «занять делом» голос:  поговорить, покричать , попеть.

Система работы по правовому воспитанию

Тема

Цель

Вид деятельности

Методический материал

Что такое право

Познакомить детей с понятиями «права»  и  «обязанности»

Занятия:  «О правах играя», «Я тоже имею право». Оформление панно «Наши права»

Е. Шабельник «Ваши права», А. Усачёв «Приключения маленького человечка»

Право на имя

Рассказать о происхождении имени, отчества, как на Руси давали имена и что они означали

Занятие «Ты и твоё имя», оформление альбома «Кто я», беседа «Имена вокруг нас»

Игры : «Обратись по имени», «Назови все мои имена», сказки «Три поросёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», С. Козлова «Мой мир»

Моя семья

Ввести понятие «семья». Познакомить с правом на любовь и заботу родителей. Дать представление о понятиях «род», «родословная», «генеалогическое древо»

Занятия «Дружная семейка», «Моя родословная», «Моя семья». Составление генеалогического дерева семьи. «Папа, мама и я- дужная семья»- спорт. праздник

Сказки: Ш. Перро «Золушка», «С. Маршак «12 месяцев», «Морозко». Игры: «Семья», «Дочки-матери», «Почему я их люблю», «Кем ты приходишься своим родным»

Мой дом

Раскрытие понятия «дом»- его функции. Познакомить с правом на неприкосновенность жилища

Занятия: «Придумай правовой конец сказки», «Играем в театр». Выставка рисунков «Мой дом»

Сказки «Зимовье», «Волк и семеро козлят». Игра «Заходи в гости»

Право на жизнь

Раскрыть понятие «жизнь». Объяснить, что во всех странах жизнь человека охраняется законом

Беседа «Кто я». Игры: «Нить жизни», «Придумай другой конец сказки «Гуси-лебеди»

М. Пришвин «Жаркий час», Б. Житков «На воде», сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Снегурочка». Д. Радович «Крокодиловы слёзы»

Право на здоровье

Раскрыть понятие «здоровье»- почему человеку важно заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих; почему важно заниматься физкультурой и закаливанием

Беседа «О пользе закаливания», занятие «К нам приехал Айболит», праздник здоровья, выставка рисунков «Как я закаливаюсь»

Инсценировка «Больница», с-р игра «Поликлиника», проведение мини-гимнастик (дыхательной, для глаз, после дневного сна), физкультминутки; «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», К.Чуковский «Мойдодыр»

Право на обучение

Ввести понятие «образование». Познакомить с правом на образование и обучение. Рассказать о преимуществе образования

Беседа о необходимости и значимости образования. Занятие «Как важно быть грамотным». Знакомство с пословицами и поговорками об учёбе и грамоте

А. Толстой «Золотой ключик». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». С. Маршак «Кот и лодырь». Составление ребусов и отгадывание загадок о школе. Праздник «Выпускной бал»

Право на отдых

Рассказать о праве на отдых и развлечения

Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках». Занятие «Я на солнышке лежу». Конкурс рисунков о семейном отдыхе

О. Высотская «В нашем детском саду». Г. Юдин «Букварёнок». Праздники: «Осенины», «Новый год», «День матери», «Весна-красна», «Здравствуй лето»

Право не подвергаться жестокому и небрежному обращению

Познакомить с правом на защиту от насилия и жестокости

Занятия:  «Как поступить правильно», «Право на любовь». Игра  «Я не должен». Семинар-практикум «Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения»

Сказки: «Лисичка- сестричка», В. Осеева «Волшебная палочка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Книга – наш друг

Познакомить с правом на получение информации. Развивать интерес к чтению, к книге

Беседа о книгах. Экскурсия в библиотеку.

Рисование «Обложка моей любимой книги»

Что значит быть свободным

Объяснить, что все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое право на человеческое достоинство

Занятие «Мы все разные – мы все равны». Игры: «Права детей и взрослых», «Если чужой стучится в дверь», «Сейчас узнаем»

« Каждый ребёнок имеет право» развлечение, посвящённое Дню защиты детей. Досуг «Кот Матроскин и другие» - на материале Конвенции о правах ребёнка

Мониторинг

Мониторинг проводится при помощи контрольно- проверочных занятий и бесед с целью выявления уровня усвоения программы. Результаты можно оценивать по следующей системе:

-полностью усвоил программу – 3балла – высокий уровень

- частично усвоил программу – 2 балла – средний уровень

- не усвоил программу – 1 балл – низкий уровень

Конспект контрольно-проверочного занятия

Тема «ВАШИ ПРАВА, ДЕТИ»

Цели: уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство уважения к другим людям.

Оборудование: кукла Радомир; детские портреты и рисунки-символы, выполненные детьми на занятиях; на каждого ребенка — клеевой карандаш; «волшебный» сундучок с предметами: сердце, вырезанное из бумаги, букварь, свидетельство о рождении, конверт, игрушечные утка и утенок , домик.

Ход Занятия

Воспитатель. Сегодня у нас опять в гостях наш друг Радомир. Значит, разговор пойдет о том, что является важным для всех людей, — о наших правах. Мы еще раз вспомним о том, для чего нужны права. Для начала сделаем небольшую разминку.

Игра « Все будет хорошо»

Дети встают в круг, берутся за руки, делают два-три глубоких вздоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

Дети.: В небе солнышко взошло

(поднимают руки — вдох)

И всем улыбнулось,

(опускают руки вы дох).

Нам вдруг стало хорошо

(поднимают руки — вдох)

И больше не взгрустнулось.

(опускают руки — выдох).

Конечно, все будет хорошо. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей.

Воспитатель раздает детям портреты, рисунки-символы прав, клеевые карандаши.

Игра « Волшебный сундучок»

Воспитатель:  У меня в руках «волшебный» сундучок.  Его подарил наш друг Радомир. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.

Свидетельство о рождении

Воспитатель: Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?

Дети: О праве на имя.

Воспитатель: Как вы изобразили это право? Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу? Как следует обращаться к взрослым людям?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Наклейте рисунок-символ рядом со своим портретом.

Сердечко

Воспитатель: Какое право может обозначать сердце?

Дети:  Право на любовь и заботу.

Воспитатель: Что означает забота7 Кто заботится о вас? О ком вы заботитесь?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Наклейте рисунок-символ рядом со своим портретом.

Домик

Воспитатель: Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве он напоминает?

Дети: О праве на имущество.

Воспитатель:  Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому? Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Наклейте рисунок- символ рядом со своим портретом.

Конверт

Воспитатель:  О чем вам напомнил этот конверт?

Дети:  Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Наклейте рисунок-символ рядом со своим портретом.

Букварь

Воспитатель:  Узнаёте эту книгу? О каком праве детей она напоминает?

Дети:  О праве на учебу.

Воспитатель:  Почему это право необходимо?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Наклейте рисунок-символ рядом со своим портретом.

Игрушечные утка и утенок

Воспитатель:  Как вы думаете, почему Радомир положил в сундучок эти игрушки? О чем они напоминают нам?

Дети:  О праве ребенка быть вместе с мамой.

Воспитатель:  Наклейте этот рисунок-символ рядом со своим портретом.

Давайте из получившихся работ сложим один большой круг. Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушили его права. Когда вы вырастете и будете взрослыми, помните, что все люди — и маленькие, и большие имеют права.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Цели: закрепить представления детей о законах, защищающих права человека; способствовать росту самосознания, возможности и желанию использовать права и пониманию необходимости следовать обязанностям.

Материал:  иллюстрации, политическая карта мира.

Ход беседы

Воспитатель: Посмотрите на карту, ребята, найдите нашу страну. Правильно. Помните, как называется наша страна? А сколько стран в мире? (Много.) Чтобы страны не ссорились между собой, что люди сделали?

Воспитатель:  Правильно, люди придумали законы, которые помогают устанавливать хорошие отношения.

Какой закон вы знаете?

Воспитатель:  Верно, декларация прав человека. Какие права человека вы знаете?

Дети рассказывают.

Воспитатель:  Как вы думаете, этими правами обладают все жители планеты?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Конечно, все. И не важно, в какой стране живет человек, какого цвета волосы и кожа у него.

А что произойдет, если Декларацию прав человека какая-то страна нарушит?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель обобщает.

Воспитатель:  Ни одна уважающая себя страна не станет нарушать закон. Ведь тогда другие страны не будут уважать, дружить со страной-нарушительницей.

А какими правами пользуются дети? Все детские права тоже записаны в специальном законе — Конвенции о правах ребенка. Выберите из предложенных иллюстраций свои права.

Дети отвечают.

Дети выбирают иллюстрации со своими правами, комментируют их.

Воспитатель:  Как вы думаете, а можно пользоваться правами, не выполняя обязанностей?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель обобщает.

Воспитатель:  Права и обязанности живут рядышком. Если есть права, есть и обязанности.

Беседу можно закончить сюжетно-ролевой игрой «Семья» или « Школа». При этом обратить внимание на взаимоотношения исполняющих роли.

Работа с родителями по защите прав и достоинств детей

    Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях.

Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. По данным статистики по стране, с Положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1 % родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58 %, но назвать свои права и обязанности смогли только 28 %. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне реальное явление.

Задача руководителя современной дошкольной организации — не оставаться равнодушным и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка, Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем педагогов с родителями и детьми.

Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Общее родительское собрание

«ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА»

Берегите семью: в семье опора народа и государства.

Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище.

В семейном счастье — защита от жизненных испытаний.

Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды.

Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью и обережете детей, то создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.

Из завещания великого чувашского Просветителя И Я. Яковлева (г. Симбирск, 4 августа 1921 года)

Предварительная работа. Для родителей оформляется выставка литературы по теме защиты прав и достоинств ребенка, выставка детских рисунков.

Ход собрания

Ведущий. Уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос:

Что такое семья? (Высказывания родителей.)

«Семья — группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); объединение людей, сплоченных общими интересами ». (Ожегов, С. И. Словарь русского языка /

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их — только через детей.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.

Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание. Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятым нормам международного права.

Семейный кодекс РФ (ст. 65) предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей — наше с вами будущее, наш завтрашний день.

Многие родители при негативном поведении ребенка используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей. Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе и свои возможности, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется прежде всего в семье.

Следует помнить, что можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не  ребенком в целом. Причем недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.

Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя.

Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви. Мы недооцениваем роль детских переживаний. Обследование большой группы лиц, осужденных за тяжелые преступления, сотрудниками в НИИ МВД показало, что 80—85 % преступников не имели эмоциональных контактов, то есть нормальных теплых отношений со своими родителями в детстве.

Можно ли считать это нарушением прав ребенка? (Мини-анкета для родителей.)

• Лишение свободы движения.

.. Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного кодекса РФ квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем).

• Применение физического насилия к ребенку.

• Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка — воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.

• Угрозы в адрес ребенка.

• Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

 • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

• Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

• Отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 65) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.

Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «право на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать мнение» и т. д.

В конце ХХ века состояние здоровья детей характеризовалось проявлением неблагоприятных тенденций по ряду позиций ост болезней, связанных с нарушением структуры питания, социально обусловленных заболеваний, распространение среди несовершеннолетних наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических соматических заболеваний). Анализ сложившейся ситуации показал, что здоровье детей находится в критическом состоянии.

Однако в дошкольном детстве профилактика и работа по сохранению и укреплению здоровья особенно эффективна, дает положительную динамику и хорошие результаты, которые достигаются при систематическом закаливании ребенка.

Что такое закаливание? (Высказывания родителей.)

Закаливание это система мероприятий, которая направлена на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам окружающей среды (изменение температуры, атмосферное давление, магнитные бури и т. д.). А закаленный ребенок — это тот, кто достаточно устойчиво переносит все изменения во внешней среде. Поэтому закаливание ребенка должно стать образом жизни каждой семьи. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, надо закаливать постоянно.

Конвенция о правах ребенка провозглашает право ребенка «на охрану здоровья, пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления» (ст. 24).

Мы должны помнить, что наше здоровье лишь на 20 % зависит от экологии и на 50 % — об образа жизни.

для чего мы завели ребенка? (Высказывания родителей.)

— Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

— Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. Собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации. — Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

— Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.

— Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучше, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

***

Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. «Нет времени» — эти слова не должны звучать из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. «Умел дитя родить, умей и научить», — гласит народная пословица.

Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

• Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

• Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.

• Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

• Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

• Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

• Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

 • Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

• Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

• Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

• Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Мать это самое дорогое и родное, что есть у ребенка. Далеко идущие последствия для умственного развития ребенка и формирования его личности имеет лишение его материнской любви в раннем детстве. Любовь и забота матери — источник развития ребенка. Прямое подтверждение этому — быстрое физическое, психическое и умственное развитие африканских детей по сравнению с европейскими детьми в первые два года жизни. Объясняется это их особой близостью с матерью, которая повсюду носит ребенка с собой в мешке и кормит грудью до двух лет. После 2 лет контакты обрываются, и как следствие — отставание в развитии от европейских детей в последующие годы. (Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды II Вопросы психологии. — 1967. — К 2.)

Отец и мать — самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.

«Люди, воспитанные без родительской любви, — часто искалеченные люди» — так считал А. С. Макаренко

«Любить детей, — писал А. М. Горький, — это и курица умеет. А вот уметь воспитать их — это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни».

Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений, А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему при этом. действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле:

смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю, для этого стиля характерно признание действенных (а часто мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

Отвержение (антипатия, неуважение, дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок неразвит, неумен, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.

Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула:

мой ребенок негодяй, и я докажу ему это! Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратился в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Формула: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений.

В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся. Как это сделать? (Высказывания родителей.)

А знает ли ребенок, что значит его имя? Почему его так назвали?

Скажите, сколько вариантов своего имени знает ребенок, употребляете ли вы их в обращении с ним?

А вот что говорят сами дети. (Высказывания детей в аудио

записи.)

Да, нам необходимо чаще ласково и нежно разговаривать с ребенком, осыпать его ласковыми и забавными прозвищами, не забывая при этом обращаться к нему по имени. Пусть в семье малыш хоть до свадьбы остается «котиком» или «лапушкой», но он твердо должен знать, что у него есть «взрослое» красивое имя. Важно, чтобы ребенок сам принял и полюбил свое имя, чтобы получал удовольствие от его звучания.

Имя — своеобразный жизненный код, как бы дополняющий информацию, передающуюся в ДНК. В этот код родители вкладывают свое послание новорождённому, свои добрые пожелания новому жителю планеты. И затем на протяжении жизни имя всегда играет определенную и весьма весомую роль:

Родителям также не следует скупиться на тактильный контакт: погладить по голове, обнять, прижать малыша к себе.

Сколько раз в день вы обнимаете своего малыша?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день.

И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Если вы заняты, и в данный момент не можете пообщаться с ребенком, как следует поступать?

Лучше всего доброжелательно сказать ребенку: «Извини, я сейчас очень занята и не могу это сделать, я стираю» и т. д. Следует внимательно относиться к детским вопросам, просьбам и жалобам, не отмахиваться от них, уметь успокоить, помочь ребенку решить его проблему.

Важно помнить, что ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что его не любят.

Если ребенок совершил плохой поступок, как следует поговорить с ним? (Ты поступил плохо. Но мы тебя любим и

надеемся, что ты сам поймешь, что это плохо, и не будешь

больше так поступать,)

Однако нельзя накапливать в ребенке отрицательные эмоции. Мы должны быть терпеливыми к действиям и поступкам малышей, при этом следует помнить, что дети имеют право на ошибку. Наша задача — отмечать и поддерживать любые успехи ребенка, уважать его интересы, предоставлять ему право выбора. Нельзя выдавать детские тайны, не следует подшучивать над ребенком, когда ему плохо, а также в присутствии взрослых и детей обсуждать его поведение.

Часто во многих капризах и шалостях мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.

для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (Высказывания родителей.)

Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, безумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

НЕ следует покупать, давать в игру и приносить в детский сад всевозможные чудовища, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх пистолетами (лучше если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Выставить перед родителями игрушки (человек-паук, Бэтмен, Каркуша, Карлсон) и предложить высказаться, какие игрушки какие чувства вызывают у них и в какие игры с ними возможно поиграть?

Призываем вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши» — Степашка и Филя.

Часто взрослые недооценивают роль игры, увлекаясь различными формами обучения, тем самым осуществляя недопустимую искусственную акселерацию развития ребенка, его «взросление».

Однако значение игры в жизни ребенка велико. Недаром ООН в декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Ответственность за соблюдение этого права также возложена на родителей. Игра — основная деятельность дошкольника. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами.

Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

Период дошкольного детства — это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно, обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребенком.

Родители должны всегда верить в лучшее, что есть в ребенке.

Так пусть же наши дети, которые родились на свет, живут радостно и счастливо!

Все доброе, хорошее человек черпает из природы. У природы мы с вами можем многому научиться. Она наш главный учитель, она наш главный помощник в воспитании детей. Желание жить в чистоте, красоте, мире и радости — вот чему мы должны учить наших детей.

Мир и Счастье нашего общего дома в наших с вами руках, только все вместе мы можем сохранить этот общий дом для каждого жителя Земли, для наших детей и внуков. Поэтому мы должны повернуться лицом к Природе, к ее проблемам. Каждый из нас должен взять на себя заботу об охране и чистоте нашего общего дома.

Ваши предложения: что каждый из вас в условиях города может сделать для охраны природы? (Высказывания родителей. Обсуждение.)

И в конце нашего собрания хочется пожелать вам светлого и ясного неба, чистой и бодрящей воды, доброго и удачного жизненного пути!

Решение общего родительского собрания:

1. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.

2. НЕ допускать нарушения прав ребенка в семье.З. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.

4. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Пять рецептов избавления от гнева:

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

• слушайте его;

• проводите с ним как можно больше времени;

• делитесь с ним своим опытом;

• рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:

• отложите или отмените совместные дела с ребенком;

• старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;

• выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.

З. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые помогут вызвать ваш гнев:

• не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

• не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь пред- чувствовать наступление срыва.

5. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть возможные варианты и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

• изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);

• если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита. Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому,

Поэтому начните заниматься самовоспитанием.

Три способа открыть ребенку свою любовь

Слово

Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы умных воспитателей и многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка.  Переласкать его, считают психологи, невозможно.

Взгляд.

Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотели.

Советы для родителей, не чувствующих любви к своему ребенку

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. Позвольте себе быть несовершенной — ведь ни один человек не способен постоянно любить или ненавидеть. В общении с ребенком нет и не может быть запрещенных эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребенок не может быть плохим, потому что он ребенок и потому что он ваш.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь, Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты — тюфяк ‘тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем, — лучше всего все равно что-нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!

3. Перестаньте шантажировать

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я вот лежу, болею, а ты...», «Я тебя расти- ла, а ты... ». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы 99 % детей? «А я тебя рожать меня не просил!».

4. Избегайте свидетелей

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно унести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так нельзя делать. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.

Главное — не забывать, что у всего должна быть мера.

Дискуссия

«ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ ОТ...»

Ведущий. Уважаемые родители! Рады видеть вас на дискуссии по проблеме «Защитим наших детей от...».

Вопрос. Кто знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?

Предполагаемые ответы, дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства.

Обобщения. Хорошо, если у ребенка любящие и заботливые родители. А если нет, кто защитит ребенка, его права и интересы? Вспомним даниила Хармса: «дети — нацменьшинство в империализме взрослых». Около 30 стран после принятия Конвенции создали службы уполномоченных по правам детей, рассмотрению их жалоб и контролю за соблюдением их прав. Наша страна только начинает заниматься этой проблемой.

Вопрос. Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?

Предполагаемые ответы. Обязательно, дети должны осознавать свои права. Тогда они вырастут свободными гражданами демократического государства.

Обобщения. Действительно, уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живу. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Обучение правам человека — процесс долгосрочный, и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Завтрашний день России во многом зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Главная направленность — признание человеческого достоинства, уважение прав, прежде всего на жизнь, и свобод человека, равенства ценностей, мира и согласия.

Ведущий. Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от...». Мы не будем говорить о тех правах, за осуществление которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка. Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители — гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы поговорим о

том, какие права имеет ваш ребенок.

 В жизни встречаются разные ситуации, иллюстрирующие наши взаимосвязи с детьми. Вот одна из них. Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест его с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик», — отвечает мальчик. «Я настаиваю! — продолжает бабушка. - Съешь его, он полезен для твоего организма!» «А я не хочу и не буду!» — протестует мальчик.

Вопрос. А у вас в жизни такие ситуации были? Как вы выходили из них?

Предполагаемые ответы. Пусть съест апельсин после сухаря. Можно найти компромисс. И т. д.

    А вот еще одна ситуация: каждое утро я собираю свою внучку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое платье, но я знаю, что в группе прохладно, и предлагаю надеть теплое платье. Внучка ни за что не соглашается. У нас каждое утро возникает конфликт. Я знаю, что если уступлю ей, то уже вечером у нее будет насморк и кашель.

Вопрос. Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию?

Предполагаемые ответы. Скажу: платье испачкалось — нужно его постирать. Или: если носить одно и то же платье все время, оно быстро износится и станет некрасивым.

Вопрос. •Кто из вас знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка? в детстве наказывали за то, что я не хотела надевать колючий костюмчик.

Обобщение. Порой из самых лучших побуждений взрослые забывают, что у ребенка есть чувство собственного достоинства, гордость, свое мнение, которое. он хочет отстаивать. А мы твердим, что это упрямство. Вместо того чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети — не солдаты. Ребенок обязательно должен понять, чего от него хотят, и должен чувствовать, что его мнение небезразлхчно, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение (ст. 13). А государства-участники уважают это право каждого ребенка (ст. 14).

Ведущий. Порой из лучших побуждений, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявления физического насилия или психологического оскорбления... Насилие или агрессия может носить скрытый характер.

Психолог. Вот еще одна ситуация. «Ира, — говорит мама, — иди немедленно завтракать! Сколько можно тебя ждать! Опоздаем в детский сад и на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаеiдься, ешь быстрее!»

Вопрос. Оцените стиль общения с пятилетней девочкой. Как вы думаете, с каким настроением придет она в садик?

Предполагаемые ответы. Мама может исправить положение по дороге в детский сад, попросить у ребенка прощения. В плохом настроении родители часто говорят детям неприятные вещи, и надо учиться просить прощения. Раздражение матери передается девочке и, скорее всего, проявится агрессией по отношению к детям в детском саду. Я всегда прошу прощения у своего ребенка.

Обобщение. Психологическое давление, оскорбления, унижения наносят ребенку больший вред, чем физическое наказание, хотя и оно есть унижение и оскорбление. В Конвенции о правах ребенка говорится: «Государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от любых форм посягательств: физического, психологического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения и эксплуатации... со стороны родителей ... опекунов» (ст, 18). В предложенных вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых.

Вопрос. Какой ребенок вызывает у вас положительный отклик? Как вы считаете: когда взрослый находится в разлраженном состояний, какая реакция может возникнуть у ребенка?

Предполагаемые ответы. Приятнее смотреть на счастливого, радостного ребенка. Если взрослый раздражен, ребенка надо успокоить, помочь ему обрести душевное равновесие.

Ведущий. Все мы любим наших детей, хотя понимание этого у всех различное. Мы приготовили тест, с помощью которого вы сможете оценить ваше отношение к ребенку.

Тест  «Цветок».

Родителям предлагается нарисовать в центре листа кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, которое соответствует качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка. Вопрос. Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств вы выписали. Каких больше? Выделите самое главное. Почему вы так считаете?

Ведущий. Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка, но в ней есть статьи, посвященные родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.

     В моей практике был такой случай. На родительском собрании в подготовительной группе выступал отец Алеши. Он заявил, что воспитанием ребенка должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Сказал, что ничего не смыслит в педагогике, да и времени на воспитание у него нет.

Вопрос. А вы как думаете: кто должен заниматься воспитанием детей — папа и мама или детский сад?

Предполагаемые ответы. Конечно, родители. Сыном должен заниматься отец, а дочерью — мать. В первую очередь родители, а потом уже бабушка и дедушка. У дедушки и бабушки позитивная роль. Наказывать должны родители. детский сад нужен для общения, познавательного развития.

Ведущий.  А вот еще один пример из жизни. Пятилетняя Катя хочет умыться теплой водой, как делала это всегда с мамой. Папа (по профессии врач) заметил: «Надо умываться холодной водой — это полезно для здоровья». Катя ответила: «Мама всегда умывает меня только теплой водой, холодной умываться нельзя, можно простудиться и заболеть». Мама неодобрительно посмотрела на отца: «О чем ты говоришь? Хочешь, чтобы ребенок действительно простудился? Катя и так у нас слабенькая, ее надо беречь». — «Катя совсем не слабенькая, ее рост и вес соответствуют возрасту. Ребенка надо не нежить, а закалять». — «У нас с тобой разные мнения на этот счет». — «Ты, наверно, забыла, что я врач, а ты с медициной не знакома». — «Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим»...

Вопрос. Кто из родителей прав? Почему отец не проявлял свои знания раньше?

Предполагаемые ответы. Все не правы. Обсуждать проблему нужно без ребенка. В принципе, скорее прав отец, но он, видимо, совсем не занимается ребенком: сначала надо подготовить его морально, убедить, а потом менять что-то устоявшееся. Воспитанием детей надо заниматься постоянно, а не от случая к случаю. Очень плохо, что у родителей нет согласия по

вопросам воспитания. -

Обобщение. Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаясь ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения.

Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что сможет добиться своего, играя чувствами других людей.

Вопрос. Если возникает ситуация развода, кто встает на защиту прав ребенка?

Предполагаемые ответы, И мать, и отец имеют право воспитывать ребенка. Мать может запрещать встречи с отцом, заботясь об интересах ребенка.

 Ведущий. В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.

Прежде чем встретиться с вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, ваш стиль общения с детьми. (Подводятся итоги анкетирования и тестирования родителей и детей; формулируются выявленные проблемы.)

Ведущий. Этой встречей с вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной личностью, признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей.

Надеемся на ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать ваше мнение о нашей встрече и обо всей работе, проводимой в ДОУ по изучению Конвенции о правах ребенка.

Литература

1.Антонов В. «Изучаем права человека», М. Вита. 1997г.

2. Борисова О. «Правовое образование дошкольников», Ребёнок в детском саду. – 2002 -№ 4.

3. Всеобщая декларация прав человека. – М. Права человека, 2006.

4. Доронова Т.Н. 2Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном учреждении и в семье». Дошкольное воспитание, - 2001, №8.

5. Доронова Т.Н. «Право на защиту». Дошкольное воспитание, 2001, №11.

6. Конвенция о правах ребёнка. М. РИОР, 2011.

7. Конституция Российской Федерации – М, Феникс, 2016.

8. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М. ТЦ «Сфера», 2006.

9. Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ. – федеральный закон – М. Омега-Л, 2015.

10. Петрова О. Практикум по правовому воспитанию. Ребёнок в детском саду. -2002 - №4.

11. Права ребёнка: нормативные правовые документы –М. ТЦ «Сфера» - 2007.

12. Проява Л.В. Система работы по реализации прав ребёнка в образовательном учреждении. Управление ДОУ, - 2005, №3.

13. Семейный кодекс РФ. – М. КноРус, 2016.

14. Соловьёва Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. – М. АРКТИ, 2004.

15. Шабельник Е.С. Права ребёнка – М. Вита-Пресс, 1998.

16.Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Волгоград, «Учитель», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно - игровая программа"Правила дорожные - правила надежные"

Музыкальная   познавательная   программа  предполагает  участие  в  ней   детей  и  их  родителей. Направлена  на  совместное  обучение  правилам  дорожного  движения, включает стихи, веселые  игры , ...

Игротека - дополнительное развивающее пространство, место для развивающих занятий, игр, программ реабилитации. Программа, Правила посещения, расписание

Утверждаю:______________Директор МКУСО «СРЦН»ПОЛОЖЕНИЕо дополнительном развивающем пространстве – ИгротекеI ОБЩЕЕ   ПОЛОЖЕНИЕ 1.1. Игротека – развивающее  пространство, место ...

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста...

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

      1.1. Пояснительная записка       Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. ...

Рабочая программа "Наши права"

Программа по правовому воспитанию для подготовительной группы....

Право на образование – профилактическое занятие из авторской программы «Маленьким детям – большие права и обязанности».

Право на образование – профилактическое занятие из авторской программы «Маленьким детям – большие права и обязанности» Цель: Ознакомление детей с правом на образование. Фо...