Реализация преемственности музыкального образования ДОУ и начальной школы
методическая разработка

Реализация преемственности музыкального образования дошкольного образовательного учреждения и начальной школы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация преемственности музыкального образования

ДОУ и начальной школы.

      У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полёта, а также служить средством общения. Музыка является исключительно важным фактором социально – личностного развития ребёнка. Именно музыка, музыкальное воспитание, может оказать большую помощь в полноценном развитии наших детей. Наша главная задача -  заинтересовать детей музыкой. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок. Наша задача помочь детям не только смотреть внимательно, но и слушать. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка , идя по которой ребёнок развивает свои силы.

Музыкальное воспитание подрастающего поколения начинается с самого раннего возраста – в яслях, детском саду и продолжается в школе. За период пребывания в дошкольном учреждении дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития. Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее музыкально – эстетическое воспитание детей.

Говоря о преемственности дошкольного и школьного музыкального образования мы обратились к основам музыкального образования – его целям, задачам, содержанию музыкальных программ. И учитель музыки, и я, музыкальный руководитель детского сада, планируем свой урок или музыкальное занятие, исходя из следующих целей задач. Их вы видите на экране.

     Цель музыкального воспитания в дошкольном учреждении – это развитие музыкально – творческих способностей детей, формирование музыкальной культуры.

Задачи:

  1. Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, формировать основы музыкальной культуры.
  2. Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности ( восприятие, исполнительство, творчество).
  3. Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
  4. Заложить основы для будущего профессионального обучения музыкально – одарённым детям.

Цель музыкального воспитания и обучения в школе – сформировать основы музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Задачи.

  1. Сформировать у школьников общественно ценное отношение к музыке, способности, умение эмоционально откликаться на музыку, формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству.
  2. Воспитывать у детей потребность в музыке, «…сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения.
  3. Развивать у учащихся музыкальные способности, расширять исполнительскую деятельность школьников, развивать навыки коллективного музицирования (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, простейшие импровизации и др.)

Сравнивая задачи дошкольного и школьного музыкального образования, можно заметить, что задачи школьной программы дублируются, развиваются и усложняются в соответствии с возрастом детей.

      Я хочу поделиться своим опытом и предложить следующие направления в работе по осуществлению преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. образовательная деятельность;
  2. диагностика;
  3. предметно-развивающая среда;
  4. формы совместной деятельности детей детского сада и начальной школы.

       В образовательную деятельность входят подбор программ, обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами и введение в образовательный процесс разных видов детского творчества.

Первым шагом к решению проблемы преемственности является согласованность в содержании обучения, выборе программ и учебных пособий, которые естественным образом переходили бы от дошкольника к младшему школьнику. Изучив наиболее распространенные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, мы остановили свой выбор на программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Так как по своему содержанию, принципам и используемым методам она не противоречит программе по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка 1-4» классы, по которой занимаются школьники, и поможет осуществить преемственность в целях, задачах и содержании программ по предмету «Музыка» в начальной школе.

В центре программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» – развитие «слушания» музыки, которое побуждает детей к различным проявлениям творчества. Главной содержательной установкой программы является художественная ценность рекомендуемого репертуара мировой музыкальной классики и народных искусств.

      Необходимо обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами. Переход ребенка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную, но это не означает, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестает быть для него желанной. Поэтому, чтобы первоклассники как можно быстрее адаптировались в школе, нужно обогащать уроки музыки игровыми элементами, такими как:

  • пластическое интонирование;
  • музыкально-ритмические движения;
  • свободное дирижирование;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • разыгрывание и инсценирование стихов и музыки;
  • пальчиковые игры, игры со звуком по системе К. Орфа.

      Для установления преемственности в музыкальном воспитании, образовании, и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества. Это музыкальные, танцевальные и ритмические импровизации, экспериментирования, театрализованная деятельность и т.д.      

  Осуществлять преемственность в музыкальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста невозможно без диагностики комплекса музыкальных способностей каждого ребенка, что помогает учителю проследить динамику развития на каждом возрастном этапе и скорректировать свою работу по отношению к каждому ребенку.  

Сюда входят оценка музыкального развития детей: музыкальное мышление, музыкальные способности; оценка уровня развития в видах музыкальной деятельности: восприятие музыки, ритмические движения, импровизация, музыкально-игровое творчество и др.

     Обязательным условием в осуществлении преемственности является создание предметно-развивающей среды. Чтобы ребенок общался с миром музыки не только на уроках и занятиях, а и в свободной деятельности, что обеспечивает самостоятельное приобретение практического музыкального опыта. Дети используют в своей игре многие виды музыкальной деятельности, - с которыми познакомились на занятиях.

     Выявление  музыкально - одаренных детей и  дальнейшее углубленное развитие их  музыкальных способностей является одной из приоритетных  задач  в работе музыкального руководителя детского сада школы. Возникла необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми:

участия детей  в различных утренниках детского сада, концертах школы, творческих заданиях и театрализованных постановках.

     Таким образом, все это способствует музыкальному развитию детей и помогает осуществить преемственность в музыкальном воспитании детей дошкольного и школьного возраста.

      Еще одним важным моментом в осуществлении преемственности является нахождение форм совместной деятельности детей детского сада и школы. Мы осуществляем следующие формы совместной деятельности:

-совместные досуги и праздники;

-проведение музыкальных занятий в детском саду с участием младших школьников;

-«Музыкальные гостиные» для дошкольников, где ведущими этого мероприятия и артистами являются школьники;

-посещение уроков музыки дошкольниками;

-проведение урока музыки в 1 классе совместно с детьми подготовительной группы;

      И последним важным моментом осуществления преемственности является роль учителя и музыкального руководителя. Учитель музыки должен быть не только музыкантом-профессионалом, знать психолого-физиологические особенности каждого ученика или воспитанника, быть в состоянии увлечь его своим предметом и знать методику музыкального воспитания, но и иметь «духовную связь» – любовь к детям. Ребенок, уходя из дома в школу или детский сад, не должен быть потерянным и одиноким.  И, следовательно, педагог не должен быть для него чужим и безразличным человеком!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование по осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы

Данный материал поможет в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям детей старшего дошкольного возраста....

Спортивное развлечение по преемственности между детским садом и начальной школой "Путешествие в страну Спортландию"

Спортивное развлечение для дошкольников (6-7 лет) , первоклассников и их родителей. В развлечении используются: эстафеты, игры, танцы....

"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса....

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между специалистами ДОУ и начальной школой».

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...