Статья на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраст"
статья (подготовительная группа)

Касимова Геябике Агильевна

статья 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Выбор темы исследования, посвященной проблеме использования нетрадиционных техник рисования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу, что детям не хватало творческого проявления, воображения, самостоятельности.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему работы, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, изучение методической литературы, привели меня к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, которые создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. 

Важно отметить, что занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. ФГОС ДО в реализации образовательной области Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, изложенные во ФГОСДО предполагают, что ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

Творческие способности в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

В программе большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, нетрадиционной. Однако опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Творческие способности – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, они делают его богаче, полнее, радостнее, пробуждают фантазию, учат мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально.

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников изучила и использую в работе методическую литературу:

«Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной,

«Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина,

Т. С. Комарова, «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

«Цель, задачи педагогической деятельности»

Анализ психологической, педагогической, методической литературы и передового педагогического опыта по данной проблеме позволил мне определить цель, задачи, методы и приемы, а также формы организации занятий.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Сформировать у детей умение использовать в рисовании нетрадиционные материалы, формировать технические навыки изодеятельности;

Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

Создавать развивающую предметно-пространственную среду для развития творческих способностей дошкольников;

Повышать теоретический уровень и практические навыки родителей по проблеме использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.

РППС (развивающая предметно-пространственная среда)

Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий. Организация РППС в группе строится с учетом ФГОС, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Дети знакомятся со свойствами и качеством изобразительных материалов. Поэтому любой новый материал ребёнок должен апробировать.

Многое привлекает внимание детей. В данном случае мне помогает коробка «1000 мелочей», где собран бросовый материал, который в дальнейшем используется для рисования, например, как штампы, Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на листе бумаги разными предметами и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.). «Центр изодеятельности» располагается в освещённом месте, весь материал, все иллюстрации, располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и пользоваться им; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах. В обогащающейся развивающей среде ребенок получает и закрепляет практические навыки, полученные на занятиях. Также дети имеют возможность самостоятельно выбирать материал для рисования и реализовывать себя в творчестве, обогащают свой сенсорный опыт.

Работа по нетрадиционному рисованию велась подгруппами, фронтально и индивидуально.

Индивидуальная.  Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.

Фронтально - индивидуальная. - Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.

Фронтально - коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища.

Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

Условия успешной реализации

Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

•Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;

• Новизна обстановки;

• Необычное начало работы;

• Красивые и разнообразные материалы;

• Интересные для детей неповторяющиеся задания;

• Возможность выбора;

• Рисования с помощью бросового материала.

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников по нетрадиционному рисованию велась как на занятиях, так и в режимные моменты.

(Рассматривание картин и книжных иллюстраций, чтение и обсуждение художественных произведений, дидактические игры, динамические игры оформление выставок.)

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание»

В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно - эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.  Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности.

Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет. Совместная работа родителей и детей.

Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.

Проанализировав, я отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку старшего дошкольного возраста.

Основные техники, используемые в старшем возрасте:

- рисование пальчиками;

- ладошками;

- рисование тычками из поролона;

- ватными палочками, жёсткой полусухой кистью;

- печатание штампами;

- рисование листьями деревьев….

Из своего опыта я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

            Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной д...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Формирование творческой личности – одна из  важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Проблема развития творческих способностей вызывала  большое  вниман...

Проект Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Этот материал может быть использован педагогами для работы с детьми, родителями, а также с педагогами....

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон   Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...