Лэпбук, как современное средство в экологическом образовании дошкольников.
статья

Красильникова Оксана Викторовна

Использование Лэпбука в экологическом образовании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_krasilnikova.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук, как современное средство в экологическом образовании дошкольников.

Экологическое воспитание и образование дошкольников является в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии ‒ главные задачи экологической работы в ДОУ.

Как отмечает С.Н. Николаева, в современных условиях, когда информация быстро устаревает, необходимо уходить от методов, способствующих усвоению большого объема информации, а использовать методы, нацеленные на развитие способностей ребенка думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

В теории и практике дошкольного образования накоплено немало современных средств экологического образования. Особенно важно использовать в работе с детьми такие современные средства экологического образования, которые предполагают вовлечение детей в различные виды деятельности, а также могут использоваться в разных организационных формах. Одним из таких средств является лэпбук.

Лэпбук - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это пособие, котороеудобно располагать на коленях для просмотра ее содержимого.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. 

Важно отметить, что лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО

он информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме;

 полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, может использоваться одновременно группой детей;

обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность все детей.

С помощью данного дидактического пособия, я решаю следующие задачи:

- развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления

- расширение и обобщение знаний о природе

-воспитание интереса к объектам природы, формирование самостоятельности в исследовательской деятельности.

-повышение компетентности у родителей по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания лэпбуков, самореализация.

В нашей группе для ознакомления детей с природой совместно с родителями были изготовлены лэпбуки по временам года (осень, зима, весна). Используя пособие, дети знакомятся с признаками времен года, отгадывают загадки о явлениях природы. Можно почитать стихи, а также представлены дидактические игры экологического содержания: «С какой ветки детки», «Исправь ошибки художника», «Найди чья тень» и другие. Дети с интересом рассказывают по картинкам о временах года. В пособия входят также раскраски, что детям очень нравится. Данные пособия обобщают, закрепляют и систематизируют знания детей о временах года 

По ознакомлению дошкольником с миром животных был создан лэпбук «Домашние животные».  Он включает в себя самый разнообразный материал. Это и рассказы о домашних животных, загадки, дидактические игры: «Чья шубка?», «Кто чем питается, где живет?», «Польза для человека». Пособие основано на том, как ухаживать за животными, как их кормить, где они живут, прививает стремление с малых лет заботиться о братьях наших меньших и об объектах живой и неживой природы в целом.

В результате работы подтвердилось, что лэпбук – это отличный способ

получения, расширения и закрепления представлений о растительном и животном мире. У детей расширяется не только кругозор, но и форормируются экологические представления, обогащается словарь, развивается связная речь, совершенствуется  мыслительная деятельность.

Таким образом, лэпбук- это современное и эффективное средство сотрудничества детей и взрослых в рамках экологического образования дошкольников.

Литература:

Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга»  Журнал "Обруч "№ 4 2015 год.

Носова Н.Ю. Федотова Т.В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста //Молодой ученый. -2017, -№15

Пироженко Т. Статья Лэпбук Золотая осень, Дошкольное образование, №12, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"

Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....

ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько мыслить. Размышляя о природе, дошкольник обогащает свои зн...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Проектная деятельность "Лэпбук "Экология", как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ж...