Занятие по исследовательской деятельности в группе 4-5 лет «Как воздух плавать помогает»
план-конспект занятия (средняя группа)

Бетина Любовь Николаевна

 

Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Продолжить формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем)
  2. Повторить свойства воздуха(легкий, не имеет запаха и цвета)
  3. Обнаружить и увидеть в воздух в воде – пузырьки воздуха
  4. Определить в ходе эксперимента, что воздух помогает предметам плавать.
  5. Продолжать работу над речью детей, учить их отвечать полными вопросами
  6. Учить детей делать предположения и выводы

Предшествующая работа:

Опыты на обнаружение воздуха, по выявлению свойств воздуха: легкий(практически невесомый), не имеет цвета и запаха. Беседа об органах дыхания с демонстрацией изображений.

Материалы и оборудование:

Емкость с водой, пустая капсула от киндер-сюрприза, предметы из разных материалов(стеклянный шарик, металлическая крышка от банки, пластиковая пробка, гвоздь, мяч для пинг-понга, ключ, кусочек пластилина и прочие предметы), салфетки, положки для работы с пластилином.

Ход занятия

Педагог: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Педагог: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами снова поговорим о воздухе. Скажите, что вы уже о нем знаете?

Дети: Воздух – это смесь газов. У воздуха нет цвета, он невидимый. У воздуха нет запаха.

Педагог: Молодцы, всё верно. А вы любите сюрпризы?

Дети: Да!

Педагог: Отлично, у меня для вас тоже есть сюрприз! Посмотрите, что это?

Дети: Капсула от киндер-сюрприза.

Педагог: Что обычно в ней лежит?

Дети: Игрушка!

Педагог: Хотите узнать, что там? Тогда подходите ко мне парами и посмотрите. Только пока ничего не говорите, что увидели.(Все дети подходят по двое к педагогу и заглядывают в капсулу, в капсуле ничего нет.

Педагог: Что же за сюрприз я вам приготовила?

Дети: Но в капсуле ничего нет, там пусто!(Возможно, кто-то из детей догадается сказать, что в капсуле есть воздух)

Педагог: А чтобы убедиться есть там что-то или нет, нам нужно провести опыт! Нам потребуется ёмкость с водой, мы будем отправлять нашу капсулу в наводное и подводное плавание!

 

Опыт 1. Обнаружение воздуха в воде.

Педагог: Итак, предлагаю Маше спустить нашу капсулу на воду, но перед этим ответьте на вопрос, что произойдёт с капсулой? Она утонет или будет плавать?

Ответы детей.

Педагог: Хорошо, проверим! Маша, опускай капсулу. Что произошло?

Дети: Капсула плавает и не тонет!

Педагог: Да, верно. А теперь Миша попробует погрузить капсулу под воду. Что произошло?

Дети: Капсула вынырнула из воды!

Педагог: Верно. А теперь я попробую её погрузить, но только открою под водой, и мы увидим, что в ней находится!

Педагог погружает капсулу под воду и медленно её открывает, из неё выходят пузырьки воздуха.

Педагог: Ой, ребята, а что это такое выходит из капсулы?

Дети: Из неё входят пузырьки!

Педагог: А что это за пузырьки?

Дети: Это пузырьки воздуха!

Педагог: Правильно! Так что же было в капсуле?

Дети: В капсуле был воздух!

Педагог: Ой, ребята смотрите, а что случилось с нашей капсулой?

Дети: Она утонула, потому что заполнилась водой.

Педагог: Так что же помогало плавать нашей капсуле и выныривать из воды?

Дети: Ей помогал воздух!

Педагог: Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод, что воздух помогает предметам плавать.

Педагог: Правильно, вы большие молодцы, а воздух действительно помогает предметам и людям удерживаться на воде. А теперь сядем за стол, перед каждым из вас лежит по предмету, они нам понадобятся для следующего опыта.

Опыт 2. Плавает или тонет?

Педагог: Ваша задача назвать предмет, попытаться назвать материал, из которого он сделан и предположить, утонет ли он в воде или будет плавать.

Дети по очереди называют предмет, материал из которого он сделан и предполагают утонет он или нет, а затем отправляют его в емкость с водой. Делают вывод, почему одни предметы тонут, а другие нет: Например, металлический ключ утонул, потому что тяжелый, а воздуха в нем нет, а металлическая крышка плавает, потому что в ней есть место для воздуха и воздух помогает ей держаться на воде, стеклянный шарик тонет, в нем нет воздуха, а мячик для пинг-понга плавает, потому что внутри у него есть воздух. Все дети предполагают и комментирую полученный результат, делают вывод.

Педагог: Молодцы, ребята! Но я хотела вы вернуться к кусочку пластилина. Можно ли изменить его форму?

Дети: Да, потому что из него можно лепить.

Педагог: А можно ли научить пластилин плавать?

Дети: Да, если сделать такую форму, в которой будет воздух.

Педагог: Что же можно сделать из пластилина такое, что может плавать по воде?

Дети: Можно сделать кораблик или лодочку!

Опыт 3. Воздух помогает плавать

 

Педагог: Отличная идея! Я предлагаю каждому взять по кусочку пластилина и вылепить лодочку, если у кого-то возникнут трудности, можете попросить помощь.

Дети лепят из пластилина лодочки, педагог помогает им, если есть необходимость.

Педагог: А теперь по очереди отправим ваши лодочки на воду.

Дети по очереди отправляют лодочки из пластилина на воду, и делают вывод, что если из пластилина сделать форму, которую заполнит воздух, то пластилин будет держаться на воде.

Педагог: Как здорово получилось! Воздух помог пластилину плавать. А что нам помогает держаться на воде, если мы не умеем плавать?

Дети: Нам помогают держаться на воде круги для плавания, матрасы, нарукавники, жилеты.

Педагог: А чем наполнены все эти предметы?

Дети: Они наполнены воздухом.

Педагог: Верно! Значит воздух и наш помощник, она помогает нам плавать!

А вы большие молодцы, справились со всеми заданиями! Мне очень понравилось как вы работали, а что вам понравилось?

Ответы детей.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по исследовательской деятельности в группе 4-5 лет «Как воздух плавать помогает»

Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Продолжить формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем)
  2. Повторить свойства воздуха(легкий, не имеет запаха и цвета)
  3. Обнаружить и увидеть в воздух в воде – пузырьки воздуха
  4. Определить в ходе эксперимента, что воздух помогает предметам плавать.
  5. Продолжать работу над речью детей, учить их отвечать полными вопросами
  6. Учить детей делать предположения и выводы

Предшествующая работа:

Опыты на обнаружение воздуха, по выявлению свойств воздуха: легкий(практически невесомый), не имеет цвета и запаха. Беседа об органах дыхания с демонстрацией изображений.

Материалы и оборудование:

Емкость с водой, пустая капсула от киндер-сюрприза, предметы из разных материалов(стеклянный шарик, металлическая крышка от банки, пластиковая пробка, гвоздь, мяч для пинг-понга, ключ, кусочек пластилина и прочие предметы), салфетки, положки для работы с пластилином.

Ход занятия

Педагог: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Педагог: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами снова поговорим о воздухе. Скажите, что вы уже о нем знаете?

Дети: Воздух – это смесь газов. У воздуха нет цвета, он невидимый. У воздуха нет запаха.

Педагог: Молодцы, всё верно. А вы любите сюрпризы?

Дети: Да!

Педагог: Отлично, у меня для вас тоже есть сюрприз! Посмотрите, что это?

Дети: Капсула от киндер-сюрприза.

Педагог: Что обычно в ней лежит?

Дети: Игрушка!

Педагог: Хотите узнать, что там? Тогда подходите ко мне парами и посмотрите. Только пока ничего не говорите, что увидели.(Все дети подходят по двое к педагогу и заглядывают в капсулу, в капсуле ничего нет.

Педагог: Что же за сюрприз я вам приготовила?

Дети: Но в капсуле ничего нет, там пусто!(Возможно, кто-то из детей догадается сказать, что в капсуле есть воздух)

Педагог: А чтобы убедиться есть там что-то или нет, нам нужно провести опыт! Нам потребуется ёмкость с водой, мы будем отправлять нашу капсулу в наводное и подводное плавание!

Опыт 1. Обнаружение воздуха в воде.

Педагог: Итак, предлагаю Маше спустить нашу капсулу на воду, но перед этим ответьте на вопрос, что произойдёт с капсулой? Она утонет или будет плавать?

Ответы детей.

Педагог: Хорошо, проверим! Маша, опускай капсулу. Что произошло?

Дети: Капсула плавает и не тонет!

Педагог: Да, верно. А теперь Миша попробует погрузить капсулу под воду. Что произошло?

Дети: Капсула вынырнула из воды!

Педагог: Верно. А теперь я попробую её погрузить, но только открою под водой, и мы увидим, что в ней находится!

Педагог погружает капсулу под воду и медленно её открывает, из неё выходят пузырьки воздуха.

Педагог: Ой, ребята, а что это такое выходит из капсулы?

Дети: Из неё входят пузырьки!

Педагог: А что это за пузырьки?

Дети: Это пузырьки воздуха!

Педагог: Правильно! Так что же было в капсуле?

Дети: В капсуле был воздух!

Педагог: Ой, ребята смотрите, а что случилось с нашей капсулой?

Дети: Она утонула, потому что заполнилась водой.

Педагог: Так что же помогало плавать нашей капсуле и выныривать из воды?

Дети: Ей помогал воздух!

Педагог: Какой вывод можно сделать?

Дети: Можно сделать вывод, что воздух помогает предметам плавать.

Педагог: Правильно, вы большие молодцы, а воздух действительно помогает предметам и людям удерживаться на воде. А теперь сядем за стол, перед каждым из вас лежит по предмету, они нам понадобятся для следующего опыта.

Опыт 2. Плавает или тонет?

Педагог: Ваша задача назвать предмет, попытаться назвать материал, из которого он сделан и предположить, утонет ли он в воде или будет плавать.

Дети по очереди называют предмет, материал из которого он сделан и предполагают утонет он или нет, а затем отправляют его в емкость с водой. Делают вывод, почему одни предметы тонут, а другие нет: Например, металлический ключ утонул, потому что тяжелый, а воздуха в нем нет, а металлическая крышка плавает, потому что в ней есть место для воздуха и воздух помогает ей держаться на воде, стеклянный шарик тонет, в нем нет воздуха, а мячик для пинг-понга плавает, потому что внутри у него есть воздух. Все дети предполагают и комментирую полученный результат, делают вывод.

Педагог: Молодцы, ребята! Но я хотела вы вернуться к кусочку пластилина. Можно ли изменить его форму?

Дети: Да, потому что из него можно лепить.

Педагог: А можно ли научить пластилин плавать?

Дети: Да, если сделать такую форму, в которой будет воздух.

Педагог: Что же можно сделать из пластилина такое, что может плавать по воде?

Дети: Можно сделать кораблик или лодочку!

Опыт 3. Воздух помогает плавать

Педагог: Отличная идея! Я предлагаю каждому взять по кусочку пластилина и вылепить лодочку, если у кого-то возникнут трудности, можете попросить помощь.

Дети лепят из пластилина лодочки, педагог помогает им, если есть необходимость.

Педагог: А теперь по очереди отправим ваши лодочки на воду.

Дети по очереди отправляют лодочки из пластилина на воду, и делают вывод, что если из пластилина сделать форму, которую заполнит воздух, то пластилин будет держаться на воде.

Педагог: Как здорово получилось! Воздух помог пластилину плавать. А что нам помогает держаться на воде, если мы не умеем плавать?

Дети: Нам помогают держаться на воде круги для плавания, матрасы, нарукавники, жилеты.

Педагог: А чем наполнены все эти предметы?

Дети: Они наполнены воздухом.

Педагог: Верно! Значит воздух и наш помощник, она помогает нам плавать!

А вы большие молодцы, справились со всеми заданиями! Мне очень понравилось как вы работали, а что вам понравилось?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа) Ознакомление детей с понятием «воздух»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)Ознакомление детей  с понятием «воздух» Тема: «Поможем Винни-Пуху».Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возд...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему:"Свойства воздуха".

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности на тему Свойства воздуха".Цель: формирование представлений о свойствах воздуха.Задачи:-развивать умение детей решать проблемные задач...

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".

Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...

Занятие Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Воздух»

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи д...

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"

Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории....