Картотека "Путешествие в мой организм"
картотека (старшая группа)

Соколова Наталья Ивановна

С помощью данного материала воспитатель в игровой форме сможет познакомить детей со своим организмом, научить заботиться о нём, следить за собой, беречься, чтобы не нанести вред своему телу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_moy_organizm.docx594.26 КБ

Предварительный просмотр:

https://bookhole.by/wp-content/uploads/2015/12/Moe-telo.jpg

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Логоритмическое упражнение.

8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

9. Речевые игры.

10. Подвижные игры.

ФИЗМИНУТКА

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!

(Прыжки на месте)
Наклонился правый бок.

(Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки

(Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку,

(Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку,

(Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли

(Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали

(Движения головой)
И все дружно вместе встали.

(Встали, шаг, выпад вперёд)
Будем чаще улыбаться, 

(Повороты в стороны, улыбаются друг другу).
А не ссориться и драться! 

(Обнимаются друг с другом)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)

Постучали,
(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)

Повертели (круговые вращения кистью)

И работать захотели.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1.Упражнение на дыхание «Каша кипит»

И. п.: сидя на стуле, одна рука – на животе, другая – на спине. Втягиваем живот и набираем воздух в легкие, опускаем грудь и выдыхаем воздух, произнося звук «ф-ф-ф-ф».

2.Упражнения для мышц шеи «Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков о, у.

3.Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц «Жуем твёрдую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

4.Упражнения для губ и щек «Кофейник и чайник»

Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

«Горячий чай»

Надувать обе щеки одновременно. Затем – сдуть обе щеки.

hello_html_64f03c99.jpg

5.Упражнение для языка

«Блинчик»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Подержать в таком положении на счет до 5-6.

«Рулет»

Рот открыт, губы в улыбке. Приподнять узкий язычок посередине. Подержать в таком положении на счет до 5-6.

«Пирожок»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «чашечку».

«Рожок»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

«Делаем отбивные»

Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д».

«Включили электромясорубку»

 Губы в улыбке, чистый пальчик – под  язычок, произносить: «Др-р-р-р».

«Чистим зубки»

(Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  поочередно нижние и верхние зубы)

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
Ведь они у нас не лишние.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Носик» 

Смотрит носик вправо-влево,

(Резко перемещают взгляд вправо и влево)

Смотрит носик вверх и вниз

(Резко перемещают взгляд вверх и вниз).

Что увидел хитрый носик? Ну, куда мы забрались?

(Мягко проводят указательными пальцами по векам).

«Солнечный зайчик»         

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

(Дети вытягивают вперед ладошку)

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(Ставят на ладонь указательный палец другой руки.

Прослеживают взглядом движение пальца,

которым медленно прикасаются сначала к носу,

вновь отводят вперед, затем последовательно

дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча,

каждый раз отводя палец перед собой)

Вот закрыли мы глаза,

(Закрывают глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Греем руки»

И.п.: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу. Вдох. Длительный выдох на руки. (Повторить 4-5 раз).

«Погреемся»

И.п. – стоя.

Представим, что зимой долго гуляли по лесу и сильно замёрзли. Вдруг видим – костёр. Давайте погреемся около него! Разводим руки в стороны и быстро скрещиваем их перед грудью, обнимая себя за плечи. Произносим:  «ух-ух» и энергично хлопаем себя ладонями по плечам. (Повторить 8 раз).

Очень холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Мы замёрзли и пора

Нам погреться у костра.

Мы протянем две руки

Пусть нас греют огоньки.

«Смешинка»

И.п. – произвольное.

Представим, что нам в рот залетела настоящая смешинка, и нам всем вдруг стало весело-весело. Прищуриваем глаза, растягиваем губы в радостной улыбке и, нажав указательным пальцем  на «хохотательную точку» на кончике носа, начинаем смеяться, произнося: «ха-ха-ха», «хе-хе-хе», «хо-хо-хо», «ху-ху-ху».

Залетела в рот смешинка,

Засмеялась я: «Ха-ха!»

Ах, смешинка, ты пушинка,

До чего же ты легка!

До чего ж с тобой легко,

«Хи-хи-хи!» и «Хо-хо-хо!»

Я хихикаю: «Хе-хе!»

Я у меня на языке

Тает, словно льдинка,

Вкусная смешинка!

https://i.pinimg.com/originals/17/ba/0e/17ba0ef9196daf76b3ace34c49b946d6.png

ПСИХОГИМНАСТИКА

Упражнение на взаимодействие «Мы все вместе сядем в круг» 

Ход задания:

1. Образуйте с детьми круг. Попросите их бережно взять друг друга за руки и вместе с вами повторять нараспев:

Руки вместе, станем в круг

(соединяют руки).

Руки вместе, станем в круг.

Мы все вместе в этом круге

(руки соединены).

Мы все вместе в этом круге.

В нашей группе, в нашей группе.

Держимся мы все за руки.

2. Образуйте более тесный круг и сядьте. Достаньте любую игрушку или круглый предмет  и скажите детям, что вы будете медленно перекатывать (передавать) его друг другу. Когда предмет попадает в руки к одному из детей, все хором должны произнести его имя. Затем этот ребенок передает предмет к другому, пока имена всех детей не будут названы. После того, как имена всех детей уже названы, можно все повторить сначала.

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«Это я»

Это глазки. Вот. Вот.               

 (Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз).

Это ушки. Вот. Вот.                  

(Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое).

Это нос. Это рот.                       

(Левой рукой показывают на нос, правой – на рот).

Там спинка. Тут живот.         

(Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот).

Это ручки. Хлоп, хлоп.       

(Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают).

Это ножки. Топ, топ.                

(Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами).

Ой, устали. Вытрем лоб.         

(Правой ладонью проводят по лбу). Н. Нищева

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJzgvRXxR8H62sUhGIH7Ujlvjcf4E2511Gye0x_o=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ

«Руки могут все достать…»

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать,

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек,

Кошку гладить, обнимать

Или маме помогать. (С. Волков)

«Сами и само»

Ничто никогда не выходит само.

Само не приходит к нам  на дом письмо.

Само не способно смолоться зерно.

Само стать костюмом не может сукно.

Само не умеет вариться варенье.

Само не напишется стихотворенье.

Мы делать обязаны сами –

Своей головой и своими руками! (В. Лунин)

ЗАГАДКИ

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек)

  

Горшочек умен,

Семь дырочек в нем. (Голова человека)

Пятёрка братьев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы рук)

 

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут не за стеной –

День и ночь со мной:

Их десяток – верных ребяток! (Пальцы рук)

Две ходули, два махала,

Два смотрела, одно кивало. (Человек)

 

Твои помощники – взгляни

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый… (пальчик)

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)

Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)

У Алёшки – копной,
У Алёнки – волной.
(Волосы)

Рассыпались песчинки
На щёчках у Маринки.
(Веснушки)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Два близнеца – два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги – за ушами.
(Глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

В гнезде  яйцо,
На яйце
 птица,
Птица яйцо
Крылом укрывает,
От ветра и дождя
Охраняет.
(Веки)

Всю жизнь друг друга догоняют,
А обогнать не могут.
(Ноги)

Полон хлев Белых овец. (Рот и зубы)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)

ПОСЛОВИЦЫ

Боязливому по ухо смелому по колено.

Велик телом, да мал делом.

Борода по колена, а дров ни полена.

После драки кулаками не машут.

На чужой рот пуговицы не нашьёшь.

Свалился, как снег на голову.

Близок локоть, а не укусишь.

Вырос с осину, а ума с волосину.

Если, да кабы да росли во рту бобы, то был бы не рот, а был бы огород.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 «Что у меня внутри?»

Цель: Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о расположении внутренних органов в организме человека (сердце, желудок, печень, почки, легкие).

Оборудование: Валеологический фартук.

Ход игры: 

Необходимо заранее подготовить валеологичсекий фартук, на котором разместить органы в соответствии с их размещением в организме человека. Следует рассказать детям о функциональном содержании того или иного органа, например: легкие предназначены для фильтрации воздуха, которым мы дышим. Дети по очереди надевают на себя фартук, прикладывая атрибуты органов, тем самым формируя представления об их расположении.

«Познакомимся с собой»

Цель: Сформировать представления детей об основных частях тела человека.

Оборудование: Зеркало.

Ход игры: 

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам предложить познакомиться со строением тела человека. Конечно, каждый из вас знает, как в целом устроено туловище человека, но для того, чтобы закрепить эти знания, я предлагаю разучить стих с движениями

«Познакомимся с собой»:
Быть у каждого должна
Очень «умной» голова (необходимо поднести руки к голове, покачать ею)
Я верчу ей как умею,
Голова сидит на шее (погладить шею сверху вниз три раза)
Животик, спинка грудь – (по очереди указывать на каждую часть тела)
Их вместе «туловище» зовут (обхватить себя руками)
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот. (Погладить себя по животу)
На прогулке не забудь 
Закрывать от ветра грудь! (Обвести руками расположение грудной клетки)
Руки – чтоб ласкать, трудиться, 
Воды из кружечки напиться (раскрыть и выставить вперед)
На руке сидят мальчики – 
Очень дружные весёлые пальчики. (Пошевелить пальцами)
Бегут по дорожке
Резвые ножки (потопать ногами, имитируя бег)
Споткнулся через Генку 
И ушиб коленку. (Погладить себя по коленям).

 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Ноги от земли»

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

«Жмурки»

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

«Человечек» 

Задачи: развитие слухового, зрительного внимания, памяти. Закрепление знаний частей тела. 

Описание:  взрослый, затем кто-нибудь из детей произносит текст:

Я – весёлый человечек,

Ты меня нарисовал.

Покажу я части тела,

Что сейчас ты называл.

 После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим. Ведущим становится тот. Кто сделал меньше ошибок.

«Кто ушёл?»  

Задачи: Развивать у детей внимание, память и коммуникативные качества

Описание: Дети стоят полукругом. Игрок напротив детей, он сначала внимательно смотрит на детей, запоминает, затем отворачивается. Один из детей прячется. Дети зовут игрока «отгадай, кто ушел», после слов игрок поворачивается и говорит, кого нет среди детей. Если он отгадал, то выбирается новый водящий. Если не отгадал, то снова отворачивается, а тот, кто прятался становиться на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Дети не должны подсказывать.

БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА

«Лепим Буратино»

И.п. – лёжа на спине.

«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу, от середины к вискам. (Повторить 4 раза).

«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. (Повторить 3 раза).

«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. (Повторить 3 раза).

«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. (Повторить 4 раза).

«Лепим руки». И.п. – лёжа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить с левой рукой.

«Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла.

«Лепим ноги». И.п. – лёжа на спине. Похлопать обеими руками по правой ноге и  погладить её, затем по левой ноге и тоже погладить её. (Повторить 5 раз).

«Весёлый Буратино». И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершать ими хаотичные движения. (Повторить 5 раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физкультуре для детей подготовительной группы"Опора и двигатели нашего организма".

Занятие интегрированное, где задейстовованы такиие образовательные области как ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ТРУД, БЕЗОПАСНОСТЬ.Занятие прошло отборочный тур районного этапа Конкурс...

Занятие для детей второй младшей, средней группы - Витамины и здоровый организм

Цель: Продолжить знакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах. Воспитать у детей понимание ценности здоровья. Учить высаживать лук. ...

Занятие "Витамины укрепляют организм"

Занятие для детей старшей группы о пользе витаминов для нашего организма....

Консультация "Закаливание детского организма"

Данная консультация содержит материал, который будет полезен как педагогам, так и родителям....

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"

Презентация на тему: "Закаливание организма как одна из форм оздоровления организма. Природные факторы"...