Консультация для воспитателей «Организация РППС в ДОУ, ориентированной на ознакомление дошкольников с миром профессий»
консультация

Понкратьева Кира Владимировна

Чтобы первичное знакомство детей с многообразием профессий прошло продуктивно, чтобы дошкольное детство действительно послужило первой ступенью профессионального самоопределения, чтобы ребенок получил самое благоприятное впечатление от трудового процесса, особое внимание следует уделить организации предметно-развивающей среды в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Яльгелевский образовательный центр»

Дошкольное отделение

Консультация для педагогов на тему

 «Организация РППС в ДОУ, ориентированной на ознакомление дошкольников с миром профессий»

Выполнила  воспитатель

первой квалификационной категории

Понкратьева К.В.

Ломоносовский район

2022

Целенаправленная профориентация детей начинается только  в старших классах школы, за это время ребята не успевают сделать осознанный выбор, так как перечень предлагаемых профессий и знания о них очень малы. Скрытые резервы профориентации детей можно начинать раскрывать еще на этапе первой ступени образования – дошкольной. Столь раннее начало профориентации ребенка заключается не в том, что малышу навязать то, кем он должен стать, а в том, что бы познакомить его с различными видами труда, современными профессиями и дать первоначальные предпосылки к профориентации. Ознакомление детей с профессиями взрослых является одной из важных задач  в социализации ребёнка.

А чтобы первичное знакомство детей с многообразием профессий прошло продуктивно, чтобы дошкольное детство действительно послужило первой ступенью профессионального самоопределения, чтобы ребенок получил самое благоприятное впечатление от трудового процесса, особое внимание следует уделить организации предметно-развивающей среды в ДОУ. При организации педагоги должны учитывать следующие принципы:

 доступность (среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям);

насыщенность (среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей);

полифункциональность (предметная развивающая среда открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной);

трансформируемость (данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);

вариативность (предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей);

безопасность (среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности).

Используя эти принципы педагоги могут разделить пространство группы на небольшие центры с определенной направленностью и оборудовать их всеми необходимыми атрибутами.

Центр «Профессии» знакомит детей с многообразием профессий, помогает представить ребятам, какими являются профессии настоящего, с какой отраслью связаны современные профессии. В данном центре педагоги могут предложить вниманию ребят книги с рассказами и стихами о профессиях, картотеки с пословицами, загадками, поговорками о профессиях и орудиях труда, фотоальбомы «Профессии моих родителей», «Профессии родного поселка», дидактические игры, которые позволяют познать особенности профессий, расширить представления детей о них: «Кто, чем занимается», «Угадай профессию по описанию», «Кто больше знает профессий», «Профессии», «Кому без них не обойтись?», «Что хочет делать Катя?», «Угадай, что я делаю?», «Кому, что нужно для работы?», «Найди и расскажи по фото», и др.

Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессиями банка, умением считать, планировать, экономить. Центр может быть оснащен: пластиковыми картами, бумажными банкнотами и монетами для игры, кассовым аппаратом, макетом терминала-банкомата. Так же используются дидактические и интерактивные игры, для развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста: «Что важнее?», «Школа банкиров», «Магазин», «Что продается в магазине?», «Давай положим в корзинку», «Все по полочкам», «Давай поменяемся?», «Нужные покупки», «Дорого-дешево», «Запланированная покупка», «Что откуда берется?».

Центр «Строители» может быть представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП (основная образовательная программа) – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети создают постройки с помощью песка.

Цент «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного, доктора, полицейского, служб спасения. Центры в группах наполнены атрибутами одежды и принадлежностей для работы сотрудников полиции, пожарных, служб ЧС, служб скорой медицинской помощи, грузовые машины, машины специального назначения. Также в данном центре вниманию ребят можно предложить дидактические и интерактивные игры: «Безопасность жизнедеятельности», «Правила дорожной безопасности», «Правила поведения в экстренных ситуациях», «Опасные и безопасные ситуации». Центр позволяет расширить представление детей о профессиях данного рода, об их необходимости.

Центр «Фермерское хозяйство» Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. В период поздней осени, зимы и ранней весны педагоги оформляют данный центр в группах ДОУ, наполняя его семенами собранными осенью для дальнейшей высадки их весной, инвентарем для ухода за комнатными растениями, инвентарем для экспериментирования различным наглядным и дидактическим материалом. В этом центре детьми совместно с педагогами проводятся различные опыты, эксперименты, по выращиванию рассады овощных культур, ребята учатся наблюдать, развиваются естественнонаучные знания и умения детей.

Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, корреспондентов, авторов книг, художников и актеров. Результатом деятельности, которых является съемка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок. РППС в данном центре наполнена муляжами микрофонов, видеокамер, телефонов, фотоаппаратов, мольбертами, наборами юного художника и писателя, ширмой, уголками ряжений, различными видами театра, музыкальными инструментами, портретами композиторов и писателей, картотеками дидактических игр, бесед и др. В этом центре ознакомление детей с трудом взрослых строится с учетом современных образовательных технологий, с использованием ИКТ и является самым интересным для сегодняшних дошкольников.

Центр «Служба уборки». Основная цель центра – воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов. Так же на прогулке можно предложить ребятам понаблюдать за работой дворника.

Созданные условия позволяют в дальнейшем проводить интересные экскурсии (в медицинский кабинет; прачечную, в библиотеку, в школу; на почту), квэст-игры, игры-путешествия и пр. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Погружаясь в атмосферу определенной профессии педагоги дают возможность детям побывать в новой роли и задать интересующие их вопросы. Будем надеяться, что эти центры помогут ребятам в будущем определиться с выбором своей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»

Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения» Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важн...

Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»

Консультация для педагогов   «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»...

Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с миром профессий

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности....

Методическая разработка "Создание условий по ознакомлению дошкольников с миром профессий."

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. И НАЧИНАЕТСЯ ОНО УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НОСИТ АКТУАЛЬНЫ...

Статья " Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий"

Основная мысль статьио том, что  наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных...

Консультация для воспитателей: "Организация РППС в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности"

Консультация для воспитателей: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности»Формирование основ фин...