Элементарное музицирование детей дошкольного возраста
картотека

 музыкальные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementarnoe_muzitsirovanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Элементарное музицирование детей дошкольного возраста

(Музыкальные игры)

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Опираясь на концепцию Карла Орфа, Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Грант Москва» создала свою авторскую программу «Элементарное музицирование с дошкольниками». В этой программе органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей и творческое, игровое начало: с детьми играют, но они не осознают, что их при этом учат. Можно определенно сказать, что данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. Только при таком комплексном подходе можно говорить о реализации игровой методики и музыкальной педагогике в принципе. У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру.

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр – вот формы, которые адекватны данному возрасту. А это и есть элементарное музицирование.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций смен ролей. Игровое общение – это высокий уровень общения, его создание на уроке потребует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем.

В ноябре   2012   года   в   городе   Новосибирске   прошел   семинар

«Модернизация музыкального воспитания дошкольников: интеграция и творчество».

Хочу познакомить читателей с рядом методик, используемых мной в ежедневной работе с детьми. Целью их использования является формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.

Музыкальная игра «Моя пара»

Звучит музыка.

  1. Первое музыкальное предложение: дети ходят врассыпную по залу.

Повтор: выбрав пару, дети выполняют три хлопка; пауза; повтор этого ритмического рисунка до конца предложения.

  1. Рефрен: дети гуляют по залу уже парами.

Повтор:        пара        встречается        с        другой        парой        и        повторяет        хлопки        уже четверками.

  1. Повтор музыкального предложения: дети меняются парами и с новой парой гуляют по залу.

Музыкальная игра «Передай палочки другу»

Дети встают в круг, спиной к центру. В руках деревянные палочки. Звучит музыка.

Первый вариант.

  1. Вступление: готовность к игре.
  2. Первая музыкальная фраза: дети отстукивают ритмический рисунок. Вторая музыкальная фраза: передают соседу. /Левой рукой отдают палочки, правовой забирают/.
  3. Рефрен: идет повтор ритмического рисунка и так далее по фразам до конца музыки.

Второй вариант.

Дети встают в круг лицом в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой – забирать.

Третий вариант.

Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу надо, положив их на пол.

Музыкальная игра «Сапожник»

Перед этой игрой можно детям рассказать стихотворение:

«Я в садочке погуляла и сапожки порвала,

Пять минут погоревала и к сапожнику пошла:

  • Ясек, Ясек, парень милый, выручай меня скорей, Глянь, сапожки я порвала, ты получше их зашей! Ей ответил Ясек:
  • Ладно, приходи через часок,

Взял иголку, вынул дратву, починю твой сапожок».

Звучит музыка. Стульчики стоят по кругу на расстоянии 30-40см друг от друга. Дети участвуют в игре парами (сапожник и подмастерье: сапожник садится на стульчик, подмастерье – на полу).

  1. Вступление: готовность к игре.
  2. Первая музыкальная часть: отстукивают ритмический рисунок и выходят в круг.
  3. Вторая музыкальная часть: по кругу делают боковой галоп, возвращаются обратно, встав «лодочкой». В конце второй части садятся на стульчики, меняясь ролями.
  4. Игра начинается сначала до конца музыки.

Музыкальная игра «Найди свою пару»

Дети встают парами по кругу друг за другом. Девочки в первом кругу, мальчики во втором. Звучит музыка.

  1. Вступление: все хлопают в ладоши.
  2. Первая музыкальная часть: мальчики стоят на месте, продолжая хлопать в ладоши, а девочки танцуют внутри круга. Затем темп меняется на медленный, и девочки «засыпают». В это время, мальчики, взявшись за руки, идут по кругу.
  3. Повтор первой части: девочки находят свою пару, кружатся лодочкой и обнимаются.
  4. Игра повторяется, дети меняются местами.

В разделе «Движение и музыка» предлагается игровой танец. Дети встают парами (мальчик и девочка) по кругу.

  1. музыкальное предложение: идут мелким шагом по кругу. Рефрен: возвращаются обратно.
  2. музыкальное предложение: поворот в паре, руки соединены наверху и - переход к другому партнеру, снова поворот и переход к другому партнеру.
  1. музыкальное предложение: повороты с рукой в одну и другую сторону.
  2. музыкальное предложение: в круг заходят девочки, затем мальчики, мальчики выходят и – лодочка в паре. Парами ходят в круг и из круга. Танец заканчивается притопом, руки поднимаются вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Методическая разработка «Элементарное музицирование детей дошкольного возраста (Музыкальные игры)»

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Главная цель: обучение дете...

Методическая разработка "Элементарное музицирование детей дошкольного возраста"

Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии...

Элементарное музицирование детей дошкольного возраста

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, р...