Методическая разработка «Элементарное музицирование детей дошкольного возраста (Музыкальные игры)»
методическая разработка

Большакова Ирина Александровна

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Элементарное музицирование детей дошкольного возраста (Музыкальные игры)»

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей».

Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

 В элементарном музицировании с дошкольниками органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей и творческое, игровое начало: с детьми играют, но они не осознают, что их при этом учат. Можно определенно сказать, что это является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. Только при таком комплексном подходе можно говорить о реализации игровой методики и музыкальной педагогике в принципе.

 У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру. Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр – вот формы, которые адекватны данному возрасту. А это и есть элементарное музицирование. Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций смен ролей. Игровое общение – это высокий уровень общения, его создание на уроке потребует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем.

Хочу познакомить читателей с рядом методик, используемых мной в ежедневной работе с детьми. Целью их использования является формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.

Музыкальная игра «Моя пара» 

Звучит музыка. 1. Первое музыкальное предложение: дети ходят врассыпную по залу.

Повтор: выбрав пару, дети выполняют три хлопка; пауза; повтор этого ритмического рисунка до конца предложения.

2. Рефрен: дети гуляют по залу уже парами.

 Повтор: пара встречается с другой парой и повторяет хлопки уже четверками. 3. Повтор музыкального предложения: дети меняются парами и с новой парой гуляют по залу.

 Музыкальная игра «Передай палочки другу» 

Дети встают в круг, спиной к центру. В руках деревянные палочки. Звучит музыка.

Первый вариант. 1. Вступление: готовность к игре.

 2. Первая музыкальная фраза: дети отстукивают ритмический рисунок. Вторая музыкальная фраза: передают соседу. /Левой рукой отдают палочки, правовой забирают/.

3. Рефрен: идет повтор ритмического рисунка и так далее по фразам до конца музыки.

Второй вариант. Дети встают в круг лицом в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой – забирать.

Третий вариант. Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу надо, положив их на пол.

Музыкальная игра «Сапожник» 

Перед этой игрой можно детям рассказать стихотворение: «Я в садочке погуляла и сапожки порвала, Пять минут погоревала и к сапожнику пошла: - Ясек, Ясек, парень милый, выручай меня скорей, Глянь, сапожки я порвала, ты получше их зашей! Ей ответил Ясек: - Ладно, приходи через часок, Взял иголку, вынул дратву, починю твой сапожок». Звучит музыка. Стульчики стоят по кругу на расстоянии 30-40см друг от друга. Дети участвуют в игре парами (сапожник и подмастерье: сапожник садится на стульчик, подмастерье – на полу).

1. Вступление: готовность к игре.

2. Первая музыкальная часть: отстукивают ритмический рисунок и выходят в круг.

3. Вторая музыкальная часть: по кругу делают боковой галоп, возвращаются обратно, встав «лодочкой».

В конце второй части садятся на стульчики, меняясь ролями.

4. Игра начинается сначала до конца музыки.

Музыкальная игра «Найди свою пару» 

Дети встают парами по кругу друг за другом. Девочки в первом кругу, мальчики во втором. Звучит музыка.

 1. Вступление: все хлопают в ладоши.

2. Первая музыкальная часть: мальчики стоят на месте, продолжая хлопать в ладоши, а девочки танцуют внутри круга. Затем темп меняется на медленный, и девочки «засыпают». В это время, мальчики, взявшись за руки, идут по кругу.

3. Повтор первой части: девочки находят свою пару, кружатся лодочкой и обнимаются.

4. Игра повторяется, дети меняются местами.

 Музыкальная игра «Движение и музыка»

Предлагается игровой танец. Дети встают парами (мальчик и девочка) по кругу.

1 музыкальное предложение: идут мелким шагом по кругу.

Рефрен: возвращаются обратно.

2 музыкальное предложение: поворот в паре, руки соединены наверху и - переход к другому партнеру, снова поворот и переход к другому партнеру.

 1 музыкальное предложение: повороты с рукой в одну и другую сторону.

2 музыкальное предложение: в круг заходят девочки, затем мальчики, мальчики выходят и – лодочка в паре. Парами ходят в круг и из круга. Танец заканчивается притопом, руки поднимаются вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

учебно - методическое пособие - каталог для детей дошкольного возраста "Фольклорные игры"

Русские народные игры для детей дошкольников, которые можно использовать во время музыкальной деятельности в различных формах музыкального воспитания и обучения....

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста в игре"

Методическая разработка "Развитие речи детей дошкольного возраста в игре" составлена с учётом основной образоватеной программы дошкольногообразования "От рождения до школы&quo...

Методическая разработка "Элементарное музицирование детей дошкольного возраста"

Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии...

Элементарное музицирование детей дошкольного возраста

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, р...