Методическая разработка "Элементарное музицирование детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Большакова Ирина Александровна

Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Элементарное музицирование детей дошкольного возраста» (Музыкальные игры)

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей».

 Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики – учимся, делая и творя – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

В программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей и творческое, игровое начало: с детьми играют, но они не осознают, что их при этом учат. Можно определенно сказать, что данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. Только при таком комплексном подходе можно говорить о реализации игровой методики и музыкальной педагогике в принципе.

 У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру. Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр – вот формы, которые адекватны данному возрасту. А это и есть элементарное музицирование.

 Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций смен ролей. Игровое общение – это высокий уровень общения, его создание на уроке потребует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем.

Музыкальная игра «Моя пара»

 Звучит музыка.

 1. Первое музыкальное предложение: дети ходят врассыпную по залу. Повтор: выбрав пару, дети выполняют три хлопка; пауза; повтор этого ритмического рисунка до конца предложения.

 2. Рефрен: дети гуляют по залу уже парами. Повтор: пара встречается с другой парой и повторяет хлопки уже четверками.

3. Повтор музыкального предложения: дети меняются парами и с новой парой гуляют по залу.

Музыкальная игра «Передай палочки другу»

 Дети встают в круг, спиной к центру. В руках деревянные палочки. Звучит музыка.

Первый вариант. 1. Вступление: готовность к игре.

2. Первая музыкальная фраза: дети отстукивают ритмический рисунок. Вторая музыкальная фраза: передают соседу. /Левой рукой отдают палочки, правовой забирают/.

3. Рефрен: идет повтор ритмического рисунка и так далее по фразам до конца музыки.

Второй вариант. Дети встают в круг лицом в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой – забирать.

 Третий вариант. Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу надо, положив их на пол.

Музыкальная игра «Сапожник»

 Перед этой игрой можно детям рассказать стихотворение: «Я в садочке погуляла и сапожки порвала, Пять минут погоревала и к сапожнику пошла: - Ясек, Ясек, парень милый, выручай меня скорей, Глянь, сапожки я порвала, ты получше их зашей! Ей ответил Ясек: - Ладно, приходи через часок, Взял иголку, вынул дратву, починю твой сапожок».

Звучит музыка. Стульчики стоят по кругу на расстоянии 30-40см друг от друга. Дети участвуют в игре парами (сапожник и подмастерье: сапожник садится на стульчик, подмастерье – на полу).

1. Вступление: готовность к игре.

 2. Первая музыкальная часть: отстукивают ритмический рисунок и выходят в круг.

3. Вторая музыкальная часть: по кругу делают боковой галоп, возвращаются обратно, встав «лодочкой». В конце второй части садятся на стульчики, меняясь ролями.

 4. Игра начинается сначала до конца музыки.

Музыкальная игра «Найди свою пару»

Дети встают парами по кругу друг за другом. Девочки в первом кругу, мальчики во втором. Звучит музыка.

1. Вступление: все хлопают в ладоши.

2. Первая музыкальная часть: мальчики стоят на месте, продолжая хлопать в ладоши, а девочки танцуют внутри круга. Затем темп меняется на медленный, и девочки «засыпают». В это время, мальчики, взявшись за руки, идут по кругу.

3. Повтор первой части: девочки находят свою пару, кружатся лодочкой и обнимаются.

4. Игра повторяется, дети меняются местами.

В разделе «Движение и музыка» предлагается игровой танец. Дети встают парами (мальчик и девочка) по кругу.

1 музыкальное предложение: идут мелким шагом по кругу.

 Рефрен: возвращаются обратно.

2 музыкальное предложение: поворот в паре, руки соединены наверху и - переход к другому партнеру, снова поворот и переход к другому партнеру.

1 музыкальное предложение: повороты с рукой в одну и другую сторону.

2 музыкальное предложение: в круг заходят девочки, затем мальчики, мальчики выходят и – лодочка в паре. Парами ходят в круг и из круга. Танец заканчивается притопом, руки поднимаются вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дорогах "Юл фәне иленә сәяхәт"

Здесь  отрывок  этой методической разработки. Работа сама  состоит из проектов для детей старшей группы коррекционных  ДОУ....

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...

Методическая разработка «Элементарное музицирование детей дошкольного возраста (Музыкальные игры)»

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Главная цель: обучение дете...

Элементарное музицирование детей дошкольного возраста

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, р...