Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Помочь раскрыть перед детьми удивительный

мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Формировать у детей разные способы познания. Развивать наблюдательность,

умение экспериментировать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной

активности дошкольников»

Цель: Помочь раскрыть перед детьми удивительный

мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Формировать у детей разные способы познания. Развивать наблюдательность,

умение экспериментировать, делать выводы.

Задачи:

1 Изучить методическую литературу по данной теме.

2 Создавать условия для исследовательской активности детей.

3 Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их

независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть

перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать

познавательные способности.

4 Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того

мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.Китайская

пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда

слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в

процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем

больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше

человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет

изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует,

исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует,

сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем

быстрее развиваются его познавательные способности, и

повышается познавательная активность.

Предполагаемый результат:

Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской

деятельности

- Накоплен методический и дидактический материал по проектно-

исследовательской деятельности

- Создан мини- музей природы

Этапы самообразования:

1 Подбор и изучение методической литературы

2 Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3 Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4 Представление опыта работы по теме.

1 Изучение методической литературы

• Ознакомление с новыми нормативными документами по

вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии,

анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

название автор источник

(сайт; издательство,

год издания)

Дыбина О. В. и др.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой

деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г

Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности

дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997 - №2

ИвановаА. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009

2 Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата тема форма участия

«Удивительный магнит» Мастер- класс

«Что можно и чего нельзя» Консультации в каждую группу

3 Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

беседа «Можно ли воздух поймать?»

«Исследователь» Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и

пособиями для опытов.

«Огород на подоконнике» Проект

«Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода

«опыты и эксперименты» Оформление картотеки

«Эти удивительные камни» Выставка работ

«Почему растаяла снежинка»

ООД

«Свойства воды»

Изготовление алгоритма

Игры развивающие фантазию

Оформление папки передвижки

Плавающие,тонущие предметы

Предметы из металла

Чудесный мешочек

опыт

Как снег становится водой

Путешествие в мир стеклянных вещей беседа

Поймаем солнечного зайчика. Подвижная игра

ОПЫТЫ ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ СМ. ПРИЛ 1 В ТЕЧЕНИИ ГОДА

4 Представление опыта работы по теме.

• Выступление на педсовете

• Консультация

• Семинар-практикум

• Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми

• Выставки детского творчества

«Воздух вокруг нас» ООД открытое

Отчет о проделанной работе презентация

Стенгазета «Мы познаем мир» Выставка совместного творчества

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Живая природа

№ Объект Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1 Растения Запасливые стебли.

Доказать, что в пустыне стебли некоторых

растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные,

лупа, емкости с водой.

2 Растения

Бережливые растения.

Познакомить с растениями, которые могут

расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

3 Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые

организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

4 Хлеб Заплесневелый хлеб. Установить, что для роста мельчайших живых

организмов (грибков, нужны определенные условия. Полиэтиленовый пакет,

ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

№ Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1 Вода Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями.

Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с

одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком,

растительным маслом, алгоритм деятельности.

2 Вода

Вода двигает камни. Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

3 Вода Фильтрование воды. Познакомиться с процессом очистки воды разными

способами. Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал,

емкости.

4 Воздух

Соль Воздух вокруг нас

Волшебная соль

Выявить свойства воздуха

Выявить свойства соли

Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые

игрушки, аквариум с водой, камни.

Лупа, пипетки, соль, лед, вода.

№ Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1 Свет Свойства света

Выявить свойства света

Разные источники света, белый

экран, теневой театр

Человек

№ Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1 Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать

представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг

друга. Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма,

предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки

продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты

пахнущие предметы.

2 Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи

метода игры и экспериментирования. Блюдца с небольшим количеством смеси

разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга,

ложка, стакан с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности  дошкольников»....

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Индивидуальный проект по самообразованию "Экспериментирование , как средство развития познавательной активности дошкольников"й

Индивидуальный проект по самообразованию Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности старших дошкольников»...