Индивидуальный проект по самообразованию "Экспериментирование , как средство развития познавательной активности дошкольников"й
материал (старшая группа)

Индивидуальный проект по самообразованию

 Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности старших дошкольников»           

 

 

срок реализации  - 2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Анцирский детский сад»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующей МБДОУ «Анцирский детский сад»

_________ О.В. Долингер

«____»___________2022г.

Индивидуальный проект по самообразованию

 Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности старших дошкольников»            

срок реализации  - 2022-2023 учебный год

Автор:

Бородина Елена Сергеевна,

воспитатель, высшая квалификационная категория.

2022г.

План по самообразованию

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н. С. Лейтес

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Старшая группа)

Составил: Бородина Елена Сергеевна

Срок реализации: 2022-2023 уч. год.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

Педагог:

• Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме

• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей

• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников

• Разработать консультации и памятки для родителей

Дети:

• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

• Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Актуальность темы

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

• не оставлять вопрос без внимания;

• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы:

1. Организационно – ознакомительный - Постановка цели и задач для педагога и для детей (Сентябрь). План по самообразованию

Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег) В течение года Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования (Октябрь). Перспективное планирование экспериментальной деятельности.

Консультация для родителей. «Ребенок - исследователь в детском саду» (Октябрь).

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» (Ноябрь)

2. Практический Реализация плана по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений

Октябрь - май

Проведение комплекса занятий и игр по теме.

Работа с родителями.

В течение года.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Декабрь - Ознакомить родителей с проблемой по теме детского экспериментирования. «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Апрель - Посадка рассады (лук, петрушка, укроп) в группе

По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки)  (Первая половина мая). Ребята делают кашпо вместе с родителями, параллельно знакомясь со свойствами пластмассы.

3. Заключительный. Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя»

Фотовыставка (Май)

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

в старшей группе.

Октябрь – ноябрь. 
Конспект занятия по экспериментированию «Эта удивительная сода»

Цель: изучить свойства пищевой соды.

Задачи: найти информацию о пищевой соде и способах её получения;

- выяснить области её применения;

- исследовать свойства пищевой соды;

- проанализировать полученные результаты

- доказать, что вокруг нас можно найти много интересного и необычного, доступного для наблюдения и изучения.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, безопасность, коммуникация, здоровье, труд.

Образовательные: закрепить знания детей о свойствах соды;

учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

организовать познание детей через самостоятельный поиск;

активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы.

Практические: формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

Оборудование и материалы: халаты, шапочки на каждого ребенка, ложки, прозрачные стаканы, воздушные шары по количеству детей, подносы, влажные салфетки, вода, краски, планшеты для рисования содой, пипетки для рисования,

Технические средства: мультимедийный экран, компьютер.

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Педагог: Ребята хотите узнать, чем мы сегодня будем заниматься.

Дети: Да

Педагог: А для этого я вам предлагаю отгадать загадку. Загадка спрятана в конверте вам его надо найти. И я предлагаю вам самим ее прочитать.

1. Что за чудо порошок

2. Белый словно снег

3. Помогает он в быту и даже в медицине.

Дети в поиске конверта. Педагог дает подсказки, где может быть спрятана загадка. Найдя первый конверт, дети его читают.

ДетиСода.

Молодцы! Вы правильно отгадали мою загадку.

Педагог: Давайте узнаем, что такое сода?

Сода-гидрокарбонат натрия NaHCO3, кислая соль угольной кислоты, белый кристаллический порошок, используется в медицине и кулинарии.

Подведём итог:

Дети:

• это белый порошок

• Без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный

• Хорошо растворима в воде

Педагог: Ребята, а вы знаете, где и как добывали соду? Соду извлекали из месторождений в виде минералов и добывали из содовых озер путем управления воды.

В России отсутствуют месторождения, которые пригодны для промышленной добычи соды. В России крупнейшим производителем пищевой соды является Стерлитамакский завод «Башкирская содовая компания». Именно эту соду в желто-красных пачках мы и видим на прилавках российских магазинов.

Педагог: Благодаря своим способностям хорошо растворяться в воде, а также вступать во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение :

Дети:

• при выпечки различных изделий

• в медицине для приготовления антибиотиков

• в производстве стекла

• лаков, красок

Педагог: Ну, вот ребята теперь, мы с вами знаем что такое-сода, что это белый порошок без цвета и запаха, вкус солоновато-мыльный, хорошо растворима в воде; места ее зарождения, сода находит применение.

Мотивационно - побудительный момент:

Педагог: Дети вы знаете, кто работает в лаборатории?

Дети: Ученые.

- А чем они занимаются ученые?

Дети: Проводят опыты, делают открытия и т. д.

- Хотите стать учеными?

Дети: Да

- Сегодня мы с вами превратимся в ученых, поработаем в лаборатории и попробуем сделать открытие.

- Вы знаете, как нужно вести себя в лаборатории?

Дети: Не шуметь, быть аккуратными и внимательными, и соблюдать технику безопасности.

Педагог: Ну, что я предлагаю приступить к исследованию соды.

Проблемно – поисковая деятельность:

1. Опыт «Кипящее озеро»

Нам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Добавим в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит.

Вывод: Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так, как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.

2. Опыт. «Надуваем шар»

Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.

В воздушный шар насыпаем через воронку соду.

Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.

Вывод: пищевая сода и кислота, вступая в реакцию при их соединении, выделяют углекислый газ, который и надувают шарик.

3. Опыт «Разноцветный вулкан»

И так, для опыта нам понадобятся:

Сода пищевая 5 столовых ложек.

Кислота лимонная 5 столовых ложек. Вы можете взять любое количество, главное соблюдать соотношение 1:1.

Красители пищевые или вода, подкрашенная акварельными красками

(гуашью).

Емкости с водой, ложки, поднос.

4. Опыт. «Рисование на соде»

С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.

Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.

Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.

Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.

Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.

Итог: Все дети подходят к воспитателю.

Педагог: Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли ученых. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? Что вам больше всего запомнилось?

Дети: Ответы детей.

Педагог: А еще мы познакомились с веществом – пищевой содой. Наши опыты показали, что сода взаимодействует с различными веществами, мы увидели, что с ней происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу вручить медаль «За любознательность». Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо большое.

Экспериментирование с песком и водой

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты и опыты

• Песчаный конус

• Свойства мокрого песка

• Волшебный материал

• Ветер – ветерок

• Песчаная буря

• Своды и тоннели

Материал и оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Ноябрь – декабрь.

Экспериментирование с воздухом

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты и опыты

• Воздух в стакане

• Буря в стакане воды

• Воздух не видим и прозрачен

• Воздух имеет вес

• Воздух легче воды

• Чем пахнет воздух

Материал и оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Январь – февраль

ВОЛШЕБНАЯ ЖИДКОСТЬ

Это отличный опыт, который непременно, порадует ваших детей. Умение видеть чудо в обыденных предметах отличает гения от других людей. Формируется творческое начало в раннем детстве, когда малыш пытливо изучает окружающий мир. Научные эксперименты, в том числе опыты с водой, — легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками.

Чем хороша вода для опытов:

Вода — это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов.

Преимуществами привычной нам субстанции являются:

- доступность и дешевизна;

- способность пребывать в трех состояниях:

- твердом, парообразном и жидком;

- способность легко растворять различные вещества;

- прозрачность воды обеспечивает наглядность опыта:

- малыш сможет сам объяснить результат исследования;

- безопасность и нетоксичность веществ, необходимых для экспериментов:

- ребенок может потрогать руками все, что его заинтересует;

- не нужно дополнительных инструментов и оборудования, специальных навыков и знаний;

- можно проводить исследования как дома, так и в детском саду.

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла,

развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Всё что необходимо:

- вода;

- растительное масло;

- краски смешанные с водой;

- пипетка.

ОБЪЯСНЕНИЕ.

1. Вода и растительное масло не смешиваются друг с другом.

 

2. Вода плотнее и тяжелее, чем масло.

 

3. Краска, так как смешана с водой, попадая в масло, превращается в шарик.

  

4. Шарик с краской проходит через масло и, попадает в свою водную среду и смешивается с ней.

Экспериментирование с водой

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

•Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

• Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты и опыты

• Откуда берётся вода?

• Живая вода

• Имеет ли вода форму?

• Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

• Спрячем игрушку в воде.

• Вода может превращаться в лед, а лед – в воду.

• Изготовление цветных льдинок.

Материал и оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Март

Познакомить с механизмом образования теней, как разложением и отражением лучей света.

Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. Положить пластилин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет (превращение вещества из твердого состояния в мягкое, под влиянием солнечных лучей).

На улице проводится игра с «солнечными зайчиками». Эксперимент проводиться в солнечный день.

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная.

Апрель

Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты и опыты

• Мы волшебники.

• Земля – магнит

• Быстрые кораблики

• Притягивает - не притягивает

Материал и оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Апрель - Посадка рассады (лук, петрушка, укроп) в группе

По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

Май

Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем играя»

КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

(Детское экспериментирование.)

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для того не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторых знаний.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Совет: никогда не пренебрегайте мнениями ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют права на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.

Цель экспериментирования - вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

2.Подберите материалы: список всего необходимого для проведения опыта.

3.Обсудите процесс: поэтапные инструкции по проведению эксперимента.

4.Подведите итоги: точное описание ожидаемого результата.

5. Объясните почему? Доступными для ребенка словами.

Воздух и вода

Какую форму примет вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разно го размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Упадет или нет?

Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса, и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.

Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

Вода и пар

Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?"Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

Куда делись чернила?

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Можно ли поймать воздух

Предложите детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем, одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.

Вода или лупа?

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скот чем.

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Воздух.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Воздух.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воздух.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Воздух.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом)Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Воздух.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воздух.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Воздух. Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Песок

Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь»со своим ребенком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.

Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

Свойства насеянного песка

Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и про-делайте аналогичные действия с карандашом и ключом.

Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.

Магниты

Испытания силы притяжения.

Материал: линейка, магниты разной величины, булавки, гвозди.

Ход эксперимента:

Положите на стол линейку. Булавку положите на отметку «ноль». Магнит положите у отметки 10 см. Медленно подвигайте его к булавке. Задерживайтесь у каждой отметки на несколько секунд. Когда булавка прыгнет к магниту, посмотрите на цифру, возле которой находится магнит. Она показывает, на сколько сантиметров прыгнула булавка. Проделайте этот опыт с разными магнитами. Определите, какой из них притягивает булавку с самого большого расстояния. Результаты можно записать в таблицу.

Сила магнита.

Материал: магнит, клейкая лента, булавка, стол.

Ход эксперимента:

Установите линейку вертикально на краю стола так, чтобы отметка «ноль» находилась на уровне его поверхности. Конец линейки можно закрепить клейкой лентой. Положите булавку на этой отметки. Возьмите самый сильный магнит и медленно опускайте его вдоль линейки, пока булавка не подпрыгнет. Остановитесь и посмотрите на цифру, возле которой он находится.

Магнит не может притягивать булавку с большего расстояния, оттого что сила другого рода тянет булавку вниз. Это–сила земного притяжения. (Магниты заставляют предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения. Это притяжение называется магнитной силой).

Летающая бабочка.

Материал: бабочка, вырезанная из ткани, скрепка, нитка, магнит.

Ход эксперимента:

Вырежьте из какой-нибудь ткани бабочку. Прикрепите к ней скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки. Другой конец прикрепите к краю стола клейкой лентой.

Попробуйте заставить бабочку «летать», не касаясь магнитом скрепки. Сила притяжения старается притянуть скрепку вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"Мини-музеи в ДОУ приобретают большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познават...